• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

Способствовать развитию, а не просто зарабатывать деньги

Многосторонние банки развития (МБР) — это наднациональные институты, чья деятельность сопряжена с финансированием долгосрочных экономических и социальных проектов на льготной основе. О том, чем МБР отличаются от традиционных коммерческих банков, на каких условиях с ними сотрудничает Россия и как студенты могут получить опыт работы с МБР в Минфине, рассказала заместитель начальника отдела сотрудничества с международными институтами развития Министерства финансов РФ и выпускница магистратуры «Финансовая экономика» Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ Дарья Тетеркина в рамках встречи со студентами МИЭФ.

Способствовать развитию, а не просто зарабатывать деньги

© iStock

Особенности многосторонних банков развития

Активное появление многосторонних банков развития началось в 40-х годах XX века после Бреттон-Вудской конференции. Всемирный банк — первый и самый крупный МБР, который сегодня занимается финансированием и аккумулированием экспертизы по самым разнообразным инвестиционным проектам. Есть и менее крупные региональные банки, они часто специализируются на развитии конкретных регионов (например, New Development Bank стран БРИКС) и/или отраслей (например, Asian Infrastructure Investment Bank, аккумулирующий экспертизу в сфере развития инфраструктуры).

Дарья Тетеркина
Дарья Тетеркина
© МИЭФ

Дарья Тетеркина выделила следующие основные особенности МБР.

  • Основные акционеры МБР — это государства. Власти каждой страны сами определяют порядок взаимодействия с МБР. Например, в России полномочия по курированию МБР в основном переданы Минфину.  
  • Наднациональный статус дает МБР ряд привилегий. Например, деятельность банков не облагается налогами.  
  • Высокий кредитный рейтинг в связи с тем, что акционерами выступают сами государства, что позволяет таким банкам фондироваться и, как следствие, предоставлять финансирование на льготных условиях.  
  • Аккумулирование экспертизы на протяжении своей деятельности.  
  • Финансовая устойчивость и возвратность выданных средств. Осуществляя взносы, государства не ожидают получить прибыль. Они могут претендовать на тот же объем денег, который вложили, в номинальном выражении.  
  • Принцип “additionality”. МБР предлагают не только низкую стоимость финансирования проектов: основным условием, которое ожидают акционеры от банков, является высокая добавленная стоимость их участия в проектах в виде накопленной экспертизы.   
  •  Работа МБР коррелирует с глобальной повесткой ООН. В частности, деятельность таких банков должна вестись в соответствии с Целями устойчивого развития, принятыми ООН в 2015 году.

Эти особенности помогают отличить МБР от коммерческих банков. «Основная цель многосторонних банков развития — это способствовать развитию, а не зарабатывать деньги», — подчеркнула эксперт.

Сегодня в мире насчитывается около 30 крупных многосторонних банков развития, а общий объем их активов составляет 3 трлн долларов — 4% мирового ВВП по состоянию на конец 2022 года. Треть всех активов — это оплаченный капитал, то есть фактические взносы стран-акционеров.

Сотрудничество России с многосторонними банками развития на текущем этапе

Представление интересов Российской Федерации в органах управления МБР сосредоточено в основном в Минфине России, в частности в Департаменте международных финансовых отношений. Вместе с тем в таком крупном МБР, как Группа Всемирного банка, например, Российская Федерация представлена на уровне заместителя премьер-министра — Алексея Оверчука, в то время как Минфин выполняет экспертное сопровождение.

На сегодняшний день Россия является акционером 13 МБР и занимает пятое место в мире по объему взносов в МБР (29 млрд долларов, или 2,4%) после ЕС совместно с Великобританией, США, Китая и Индии. Однако после событий 2022 года кардинально поменялись условия взаимодействия международных институтов развития с Россией.

В рамках встречи Дарья Тетеркина подробнее рассказала о текущем взаимодействии России с четырьмя крупнейшими по объему активов МБР — это Группа Всемирного банка (WBG), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB), Евразийский банк развития (EDB), Новый банк развития (NDB), в которых Российская Федерация является акционером. Так, несмотря на определенные трудности в рамках взаимодействия в части проектного финансирования, Российская Федерация продолжает активно принимать участие в заседаниях органов управления МБР, принимать решения по ключевым вопросам международной повестки, пользоваться доступом к проектной экспертизе, продвигать проекты на территории ЕАЭС, а также решает нетривиальные вопросы в части продвижения интересов России в органах управления МБР.

Евразийская экономическая комиссия
Евразийская экономическая комиссия
© iStock

Отвечая на вопрос, что входит в понятие кураторства Минфином проектов МБР, Дарья Тетеркина пояснила: «Условно это выглядит так: компании или сами акционеры как суверены обращаются в банк за получением финансирования определенного проекта, где участие банка развития имеет высокую добавочную стоимость. Далее данный проект выносится на рассмотрение и последующее одобрение органов управления банка. Мы очень четко отслеживаем, какую проектную деятельность предлагает осуществлять тот или иной банк как на территории нашей страны, так и на территории других стран. В частности, в российском контуре Минфин выполняет роль контрагента, который связывает российские компании (исполнителей) с многосторонним банком развития (инвестором)».

Зачем студенты идут работать в Минфин

В госсектор, в частности в Минфин, молодые специалисты идут в первую очередь за уникальным опытом решения нестандартных задач. «Работа в Минфине — это не про деньги, а про ценный опыт работы в масштабных проектах и уникальную экспертизу, которые можно использовать для карьеры в дальнейшем», — отметила Дарья Тетеркина. Так, после работы в Департаменте международных финансовых отношений Минфина можно, например, перейти на работу в многосторонние банки развития.

На стажировку или работу в качестве финансового аналитика могут претендовать как студенты, так и выпускники МИЭФ. По словам спикера, около половины отдела в настоящее время пришли в Минфин сразу после окончания университета, что говорит о том, что госструктура не рассматривает опыт работы кандидата как необходимый критерий отбора.

Знания и навыки, которые Дарья Тетеркина получила в процессе учебы в МИЭФ, помогли ей в профессиональной деятельности. «МИЭФ — это очень хорошая база в плане математики, эконометрики и моделирования, в рамках профессиональной деятельности вы сможете не только быстро понимать, но и предлагать, как улучшить выстроенные процессы, — отметила эксперт, обращаясь к студентам. — Кроме того, МИЭФ постоянно бросал новые вызовы. На работе этот навык оперативного решения нестандартных и объемных задач очень сильно помогает не бояться любых вызовов».

Встреча с Дарьей Тетеркиной продолжила цикл карьерных встреч выпускников со студентами магистратуры МИЭФ. Так, недавно со студентами встречался Кирилл Климов, выпускник магистратуры МИЭФ, руководитель группы количественных финансов Банка ВТБ и генеральный директор фонда «Институт “Вега”».