• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Главное, чему учит хороший университет, это правильно мыслить»

Александр Петров

Александр Петров

Александр Петров выпустился из бакалавриата МИЭФ в 2016 году, получив красный диплом ВШЭ и диплом первой степени Лондонского университета. За успехи в учебе он получил стипендию на обучение в магистратуре Лондонской школы экономики (LSE), а сейчас строит карьеру в качестве дата-аналитика в люксембургском офисе компании Amazon. В интервью он рассказал, почему учеба за рубежом — это на самом деле просто, как LSE выбирает лучших, за что можно любить Лондон, и что такое «12 корпоративных правил» Amazon.

Что вам помогло быть отличником в МИЭФ, это само по себе непросто?

Отличником я был не всегда. В школе я получил золотую медаль, правда это была самая обычная школа с углубленным изучением английского языка. Когда я начал учиться в МИЭФ, то понял, что по математике гораздо слабее моих однокурсников. Первую сессию по матанализу я сдал на тройку. Это меня отрезвило и с другой стороны воодушевило. Я начал усиленно заниматься, и в конце первого курса по матанализу у меня было «отлично». Именно интерес к предмету помог сделать такой скачок, это было б невозможно, не сядь я и не почитай что-то сверх программы. В итоге я за год накопил такой багаж математических знаний, что мне его хватило до конца учебы. На третьем курсе я уже начал работать, но при этом оценки остались высокими.

Что именно послужило стимулом к погружению в математику?

Во многом надо отдать должное преподавателю Алексею Ахметшину, это были одни самых интересных занятий по математике, с которыми я когда-либо сталкивался. Дело в том, что экономику можно учить по-разному — как набор экономических моделей или как  социологическую науку. Благодаря математике в МИЭФ меня заинтересовала именно количественная составляющая экономики. В школе математику преподавали как набор слабо связанных между собой формул и правил, которые позволяют решать определенные задачи и в конечном счете сдать ЕГЭ. Никаких смыслов в том, чем занимался на уроках до этого, я не видел. 

В МИЭФ я получил цель, пришло понимание того, что мы занимаемся математикой непосредственно для решения экономических задач и построения моделей. Но и это не было финальной точкой, вместе с преподавателями мы искали причинно-следственные связи явлений. Это позволило взглянуть на предмет по-новому, переформатировать мозги и направление мыслей в целом. Вслед за математикой подтянулось программирование и информатика, которые почему-то в школе считаются предметами второго сорта. Уже став студентом, я оценил их важность — у нас был очень интересный курс Excel и программирование на VBA, что открыло мне новую точку зрения на область количественных дисциплин и мотивировало еще больше изучать математику.

На третьем курсе у меня был любимый предмет — «Абстрактная математика», он нравился мне тем, что помогал настроить совершенно новую оптику и выйти за рамки шаблонного восприятия явлений. Его никак нельзя приложить к жизни или работе напрямую, но фундаментально он помогает во всем, поскольку разгоняет твой мозг до более высоких частот. 

За счет чего, на ваш взгляд, в университете происходит «перепрошивка» мозга школьника во взрослого человека?

Действительно, школьник и студент — это разительный контраст, в социальном плане и в учебных процессах, в которых он участвует. До сих пор не могу понять, почему со старшеклассниками не занимаются так же, как со студентами. В МИЭФ ты получаешь привилегию иметь свое мнение и выражать его, не боясь. Общение с преподавателем построено на дискуссии и на открытой коммуникации, когда студент имеет возможность что-то уточнить у него по предмету в специально отведенные «офисные часы». 

Главный этап взросления для студента — это понимание того, что пора перестать только слушать, нужно еще и говорить

Ты уже не пишешь просто под диктовку за учителем, такое самовыражение через обмен мнениями помогает заинтересовать учебой и вовлечься в нее, заново изучать, казалось бы, пройденные в школе предметы — например, историю — совершенно под новым углом.

В МИЭФ учится много сильных ребят, в том числе победители всероссийских олимпиад. Как такое соседство влияет на остальных, «обычных» студентов?

Сообщество, в которое ты попадаешь в университете, определяет твое будущее. Например, после окончания бакалавриата я не планировал учиться дальше, тем более идти в зарубежную магистратуру. Но я видел, как мои однокурсники подают документы в западные вузы, и подумал, может, я что-то упускаю? До этого я рассуждал стереотипно — дорого, далеко, трудно, чужая среда и т. п. Когда же начал интересоваться вопросом продолжения учебы за рубежом, то выяснил, что все не так — есть куча стран, где можно учиться бесплатно, например, Германия, Швейцария, и что можно получить стипендию, покрывающую обучение и проживание. 

Я потянулся за лучшими и амбициозными, таким образом сделав большой шаг для себя самого. На протяжении всего обучения в МИЭФ дружеская атмосфера взаимоподдержки помогала держаться в рейтинге, настроиться на правильный лад, и качественно влияла на результаты. Причем это касалось не только учебы, но и принятия решений по жизни. На мой взгляд, круг общения и интересы людей из твоего университетского сообщества помогают сформировать тебя как личность и влияют на развитие в науке или в бизнесе.

Чего вы ожидали от учебы в МИЭФ в профессиональном плане?

У меня долго не было понимания, что я хочу делать в индустрии. Я начал с летней стажировки в банке, и вплоть до середины третьего курса строил там скоринговые модели. На четвертом курсе я работал в The Coca-Cola Company, куда попал благодаря тому, что с командой ICEF Math выиграл кейс-чемпионат Changellenge Cup Moscow 2014. Надо было попробовать разные компании и сферы, чтобы разобраться, где комфортно. Рынок IB в Москве довольно узкий, поэтому я скорее думал про консалтинг, тем более Центр Карьеры МИЭФ активно сотрудничает с «большой тройкой» и дает возможности для нетворкинга, стажировок и полноценной работы. В итоге я принял решение поучиться год в Лондоне, в магистратуре LSE. Именно Лондон дает возможность получить наиболее полное представление о работе в финансах и качественно стартовать.

Как вам удалось получить стипендию LSE на обучение в магистратуре и что вообще это за опция для иностранцев?

LSE выдает две магистерские стипендии в год на студентов своих бакалаврских программ в других странах, которые показывают отличные результаты. Ты подаешь документы в магистратуру LSE, а потом посылаешь заявку на стипендию. Исходя из твоих оценок за международные экзамены и рейтингов выбираются кандидаты. Я считал, что легко смогу закончить лондонскую магистратуру – так думают многие выпускники МИЭФ, и совершенно справедливо. У меня к тому времени были две награды за лучший балл на экзамене международной программы, думаю, что это тоже сыграло немаловажную роль. ЛШЭ регулярно поощряет студентов МИЭФ как лучших.

В британских магистратурах у студента есть всего год, к чему вы готовились после?

Если быть честным, 80%-90% программы лондонской магистратуры я уже знал на этапе поступления. Программа ориентирована не только на тех, кто заканчивал профильный бакалавриат, есть ребята из более технических или социальных наук. Поэтому учеба начинается с базовых вещей, частично учебный план дублирует начальные курсы МИЭФ. Но при этом там только один обязательный предмет, все же остальное можно было выбрать самому. 

Успешное окончание программы измеряется количеством «кредитов», за которые ты получил хорошие оценки. Курс с матлабом у нас был в качестве основного, его проходили все. Можно выбрать дополнительные углубленные курсы, например, стохастические финансы, однако для этого нужно будет побеседовать с руководителем курса и объяснить свою уверенность в том, что сможешь его закончить. 

В британской магистратуре есть особенность: многое нужно вместить в один год обучения. Поэтому академическая нагрузка не очень велика, и программа по сути является отменной подготовкой специалистов именно в прикладном ключе. Цель студентов таких программ — получить хорошую работу в Лондоне, при том, что большая часть студентов иностранцы.  

В LSE есть несколько карьерных служб, которые несмотря на то, что практически вместе с началом учебы нужно начинать подаваться в компании, тщательно занимаются твоим резюме, проводят с тобой тестовые задания и мок-интервью. Все это довольно быстро дало мне понять, что надо идти работать, и я к этому готов. В феврале я уже получил оффер в Bloomberg, где проработал полтора года.

Другое гражданство как-то влияет на процесс трудоустройства?

Есть некоторая визовая дискриминация, поскольку спонсировать визу — относительно трудоемкий процесс. Если у человека европейский паспорт, можно просто пройти интервью и на следующий день выйти на работу. Но чтобы принять иностранца работодатель должен доказать, что не смог найти европейца на эту вакансию. Обычно компании размещают вакансию на государственном сайте на месяц, после чего, если кандидат еще не найден, то уже можно принимать сотрудника с визовой опцией. Маленькие компании, разумеется, не могут себе этого позволить и не рассматривают иностранцев в качестве кандидатов. 

Еще студентом я стажировался в фонде, где было очень интересно, но они сразу предупредили, что спонсировать визу они не смогут. А Bloomberg — это крупная компания с более щадящими визовыми правилами и заложенным на это бюджетом, поэтому такие работодатели охотно набирают себе студентов из других стран. 

Чем вы там занимались и как это связано с программой Risk and Finance, которую вы окончили в ЛШЭ?

Должность называлась Global Data Analyst, но самой аналитики было мало. Мы писали скрипты на «питоне», но в основном помогали клиентам разбираться с Bloomberg Terminal. Я понял, что особенно там не вырасту и скоро ушел в Amazon — пришлось сменить локацию на Люксембург, поскольку там находится штаб-квартира компании для европейских операций, это было мучительным шагом, но я его сделал. Очень хотелось работать в более техническом направлении, и Amazon в этом плане дает огромное развитие, профессиональная цель перевесила все социальные опции, так меня радовавшие в Лондоне.

Чем именно для вас был так хорош Лондон?

Это огромный и такой разный город, в котором просто комфортно жить. 

В Лондоне большое и очень дружное сообщество выпускников МИЭФ, я ни разу не почувствовал себя одиноким 

Там много интересных и красивых мест, есть возможность попробовать все, сформировать такую жизнь, которая тебе по-настоящему нравится. Люксембург — город со 100 тысячами человек населения, разнообразие минимально. Но я привык, завел друзей, вот даже есть люди из Вышки, в том числе в Amazon. Я прожил здесь полтора года, побывал во всех живописных уголках страны в первые месяцы, но в этом постоянстве тоже есть своя прелесть, и я постепенно начинаю это открывать для себя. Из недостатков — дорогое такси и плохо развитый сервис доставки еды, вообще сфера услуг здесь оставляет желать лучшего. Но вместе с тем компания дает тебе очень много, ты стараешься проводить больше времени в офисе, где есть все: еда, кофе, друзья, досуг, работа.

На какую позицию вы пришли? Какие требования предъявляет компания Amazon к новичкам? 

Я занимаю должность data analyst/ scientist и занимаюсь анализом данных. С помощью языков программирования мы оптимизируем процессы или строим простые модели. Поскольку Amazon — это крупнейший маркетплейс с доставкой по всему миру, и наша цель – увеличение скорости этой доставки. Прежде, чем внедрить какое-то решение, мы создаем модели, которые предсказывают, какие профиты нам может принести то или иное изменение. 

У Amazon довольно стандартные требования к специалистам, помимо экономико-математического профиля моего образования, они очень были заинтересованы в том, чтобы у меня был опыт в дата-аналитике и знание языков программирования. Компания обращает особое внимание на соответствие кандидата корпоративным лидерским принципам — это 12 ценностных ориентиров, которые помогают решать самые разные задачи. К примеру, первое правило выглядит так: «Мы должны думать только о клиенте и все решения начинать с него» и все в таком духе. 

На интервью меня попросили рассказать, как и где я проявлял себя как лидер, отстаивал свою правоту в профессиональном плане. Хоть это и неочевидно, но эйчары Amazon пытаются разбудить в тебе лучшие мотивирующие качества, им нужны лидеры, как бы это банально ни звучало. Самому кандидату тоже важно понять на старте работы в компании, что здесь знают и ценят его личные качества. Твоя история из жизни про лидерские навыки позволяет вспомнить, как в нужные моменты ты пробуждал в себе мотивацию и в дальнейшем в работе держать уровень «лучшего себя».

В чем особенность офисной жизни компании и внутренней культуры вообще?

Меня окружают очень умные и открытые ребята, у них отлично развита логика, любые дискуссии с ними всегда продуктивны и всячески тебя развивают как личность. В основном здесь работают люди с техническим образованием, я один их немногих с экономическим бэкграундом, мне это нравится. Математическое мышление помогает здесь делать работу быстрее и эффективнее. Amazon  старается поддерживать эту среду и пополнять ее очень похожими в плане мышления и ценностей сотрудниками, в этом, наверное, и есть суть культуры компании. 

У нас нет дресскода, и всем все равно, откуда ты работаешь, главное — что ты делаешь, и каков результат, что очень подкупает

Каковы там карьерные перспективы?

Компания довольно быстро растет. Я пришел пятым или шестым человеком в команде, а сейчас нас больше 30, прошло полтора года. В Amazon легко и с интересом относятся к тому, что ты меняешь свое направление и команду, осваиваешь новые компетенции. Здесь проще уйти в смежное направление по горизонтали, и я планирую расширить свои обязанности, используя по максимуму все возможности этой огромной компании.

Насколько в работе оказались полезными экономические знания?

Я, конечно, не применяю статистику и экономический анализ напрямую. Главное, чему учит хороший университет, это правильно мыслить. Проще говоря, там ты развиваешь свои мозги и учишься пользоваться основами логики, критики и аналитики, совмещая эти инструменты с поиском нестандартных решений. Могу сказать на своем опыте: это бесценные скиллы в любой области, куда бы ты ни пошел работать, и именно за этим нужно идти в университет, а вовсе не за прикладными знаниями, которые ты сам потом получишь в процессе работы. Именно поэтому в легендарных университетах стараются сохранить академическую культуру и традиции того фундаментального образования, которое нацелено в первую очередь на формирование образа мышления.