• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

«Научная работа – как детектив, очень захватывает»

«Научная работа – как детектив, очень захватывает»

Марцелла Давитая – выпускница бакалаврской программы МИЭФ 2017 года и обладательница двух дипломов высшей степени. Сразу после бакалавриата Марцелла поступила на PhD в Колумбийский университет (CША), а сейчас завершила там первое крупное исследование и успешно ведет преподавательскую деятельность. В интервью она рассказала – почему перфекционизм вреден для науки, как не испугаться учебы на PhD без магистратуры, чем покорить приемную комиссию и вести исследования так, чтобы макроэкономика стала максимально полезна для жизни.

Как вам удалось получить два лучших диплома – красный НИУ ВШЭ и первой степени ЛУ – при том, что интенсивность нагрузки в МИЭФ крайне высокая?

Мне, как и всем, было нелегко учиться в МИЭФ из-за интенсивной академической нагрузки. Волей неволей учишься расставлять приоритеты. Сейчас мне это умение справляться с нагрузкой очень помогает, причем с неожиданной стороны. Важнейшим опытом, который я вынесла из МИЭФ, стало осознание того факта, что невозможно всегда все делать на 100%. Некоторых людей, которые сталкиваются со «сверхзадачами» позже, на PhD, это сильно демотивирует, они разочаровываются в себе, в программе, в мире. И я рада, что избавилась от перфекционизма гораздо раньше. 

За все время учебы в МИЭФ я не пропустила ни одной лекции и ни одного семинара

Я просто не могла не прийти на занятие. В МИЭФ очень хорошие преподаватели, которые пропустили через себя тонны информации, и получать ее от них в идеально структурированном виде – огромная ценность. Это проще, чем учить самостоятельно, и сильно экономит время. 

Как вы оценили уровень «сверхусилий», приложенных к «сверхзадачам» МИЭФ, когда поступили сразу после бакалавриата на PhD?

Когда я пришла на первый курс PhD в Колумбийский университет, то все мои однокурсники имели за плечами магистерскую степень, теоретическая база знаний у них была больше, и все, что мы изучали в первые месяцы, они уже знали. За несколько дней мы прошли невероятный объем материала, но оказалось, что МИЭФ научил меня быстро учиться. 

Честно говоря, поступив в МИЭФ, я вовсе не думала строить карьеру в науке, и тем более – заниматься макроэкономикой. У меня была мечта – работать в банке, поэтому я выбрала много финансовых предметов и дополнительно – разные дисциплины не по профилю, которые мне были интересны в тот момент. Так вышло, что все эти непрофильные курсы, вплоть до философии и социологии, пригодились мне именно сейчас. Больше всего я радуюсь именно тогда, когда понимаю, что учу что-то не зря. В случае с МИЭФ, все принесло плоды и очень облегчило мне учебу на PhD.

Что заставило вас забыть о работе в банке и начать исследовательскую карьеру?

Я пыталась понять, что мне интересно – консалтинг или IB – и со второго курса начала исследовать разные области приложения знаний, благо МИЭФ дает для этого много возможностей. Я участвовала в кейс-чемпионатах, прошла стажировку в банке и совсем не думала об академической карьере. На втором курсе в качестве предмета по выбору я взяла «Философию науки», и это очень повлияло на мое мировоззрение. На третьем курсе мы командой от МИЭФ участвовали в универсиаде по эконометрике, одним из заданий было провести исследование, и за очень короткий срок пришлось сделать маленькую научную работу. Мы выступали перед представителями других университетов, профессорами, советовались с нашими преподавателями, собирали и проверяли данные – получилось погружение в академическую среду и в настоящую научную деятельность.

Я поняла, что научная работа – как детектив, очень захватывает. Ты сталкиваешься с какой-то проблемой, пытаешься в ней разобраться, ищешь пути «взлома», а когда решаешь – появляется новая проблема. В науке ты никогда не можешь дойти до “правильной” разгадки, единственное, к чему нужно стремиться – это быть менее не правым. Это усложняет задачу, но не делает ее менее захватывающей.

Также на третьем курсе я начала работать учебным ассистентом и преподавала в Вечерней школе МИЭФ. Получилось, что за это время я смогла посмотреть на все стороны академической карьеры – исследования и преподавание, так что к началу 4 курса у меня родилась идея. Поговорив с Олегом Олеговичем Замковым и моим научным руководителем Космасом Маринакисом, я решила попробовать податься на PhD.

Какова вообще роль социального фактора в вашем решении? 

Бесспорно – МИЭФ дает отличные знания, навыки, умение структурировать и анализировать информацию, просто ставит тебя в такие условия, когда нужно сделать огромное количество работы за короткий срок, и это сильно прокачивает студента. Но все же люди – это самое главное в МИЭФ. Наши преподаватели просто замечательные, у них горят глаза, им действительно интересно то, о чем они рассказывают, что часто передавалось мне. С ними всегда можно было посоветоваться по любому поводу, по жизненному или учебному. 

Хорошим бонусом в социальной поддержке моего выбора стала программа в ICEF Academia – Advanced Research Program (ARP), в которой я участвовала на 4 курсе. Помимо занятий было много неформального общения – например, проводилась загородная конференция, где мы представляли дипломные работы, как на предзащите PhD. Были специальные лекции и семинары, посвященные исследовательской деятельности наших преподавателей, где нас знакомили с тем, как будет выглядеть наша академическая работа в будущем. Все это помогло не просто сделать выбор в пользу науки, но и получить ценную социальную базу, чтобы этот выбор был осознанным.

Какие темы вам были интересны в исследованиях, чем вы занимаетесь сейчас?

Мои научные интересы поменялись довольно сильно. Дипломная работа в МИЭФ была связана с теоретической микроэкономикой и исследовала модель в рамках процессов decision making, где студенты выбирают – списывать им или нет. Я была уверена, что буду и дальше работать в этом направлении, но первый курс в Колумбийском университете все изменил. У меня были очень хорошие преподаватели по макроэкономике, неожиданно для себя я заново открыла эту дисциплину и к тому же выбрала ее как специализацию на втором курсе. Макроэкономические исследования оказывают влияние на реальный мир, ведь решение о проведении экономической политики основываются на макроэкономических моделях.

Как вы справились с тем фактом, что ваши коллеги по учебе в Колумбийском университете гораздо опытнее и старше? Вообще – почему вы выбрали именно этот вуз?

Тот факт, что студенты вокруг намного взрослее и опытнее меня, с одной стороны напугал меня, а с другой дал мощный толчок моему развитию.  Я поняла, как многому могу у этих людей научиться. Какая бы у меня ни возникла проблема, я всегда обращаюсь к ним за помощью. Однокурсники в какой-то мере стали моими учителями, они очень талантливы и у каждого из них интересный бэкграунд, что позволяет мне видеть проблему с разных сторон, и очень сильно развивает как профессионально, так и лично. 

Честно говоря, Колумбийский университет был моей мечтой, я подавалась на всякий случай и не думала, что поступлю. Я искала университеты по преподавателям, с которыми мне было бы интересно работать в будущем. Все же, это нельзя воспринимать как совет по выбору вуза, поскольку в академическом мире профессора часто меняют университеты, и нет гарантий того, что вы будете вести исследования с тем же наставником и в дальнейшем.

Поступить на PhD с бакалаврским дипломом возможно только в США?

Многие университеты Европы предполагают получение магистерской степени до поступления на PhD. Но в США такая возможность есть, правда здесь и само бакалаврское образование устроено немного по-другому. Рассматривая твою заявку, университет обращает внимание на академические достижения – оценки по всем предметам и опыт исследований. У меня были хорошие показатели – работа на универсиаде по эконометрике, курсовые и исследование, которое я на 4 курсе делала с Алексеем Владимировичем Беляниным. 

Оценки, конечно, важны, но навыки, которые помогают получать эти оценки и которые делают тебя хорошим исследователем, важны вдвойне

Поэтому перед поступлением на PhD необходимо получить опыт исследований, что является одним из главных критериев отбора при поступлении помимо дипломов. Также комиссия оценивает твои личные достижения, участие в жизни университета и общества в целом, что может дать дополнительные возможности уже во время обучения. 

Какие, например?

Помимо того, что мне оплачивают обучение и предоставляют стипендию на жизнь Колумбийский университет, у меня есть еще и стипендия им. Вуллера. Ею награждают людей, которые добились успехов в преподавании. В  МИЭФ я вела занятия в Вечерней школе, и приемная комиссия Колумбийского университета сочла, что это достойно поощрения. Я действительно взглянула на преподавание по-новому, у своих студентов я многому учусь. Это своего рода вызов по отношению к самомнению и самокритике. 

Могу назвать себя активным студентом – в этом году я была президентом студсовета нашей программы Association of Graduate Students in Economics. Здесь мне тоже помогли навыки, приобретенные в МИЭФ – я участвовала в жизни ICEF Crew, так что когда начала учебу на PhD, у меня был опыт организации мероприятий и управления командой.

Чем в целом интересно обучение на PhD в Колумбийском университете? 

Учеба на PhD строится особым образом. Первый год включает в себя только базовые предметы. На втором курсе студенты выбирают две специализации, проходят связанные с ними курсы, и преподают, а начиная с третьего курса занимаются собственными исследованиями. 

Такая схема присуща всем PhD-программам, но Колумбийский университет при этом является местом паломничества выдающихся профессоров из разных научных областей. На семестр или на неделю к нам регулярно приезжают ученые мирового уровня, при этом с ними очень легко взаимодействовать – просто записываешься на личную консультацию, где обсуждаешь свои исследования и советуешься. 

Вторым преимуществом университета является многообразие предлагаемых курсов. Например, я взяла испанский язык, потому что мне просто этого захотелось. Часто интересных лекций так много, что приходится расставлять приоритеты и упускать что-то в расписании, иначе можно впасть в беспокойство и разочароваться в себе.

Университет открыл мне сферу преподавания, и я ей очень увлечена в данный момент. Здесь есть Center for Teaching and Learning, где постоянно проходят семинары по повышению квалификации для студентов PhD, и где я прорабатываю новые уровни софт-скиллз. В частности это навыки public speaking, которые очень полезны не только в преподавании. В МИЭФ у нас был факультатив по public speaking и навыкам самопрезентации, что мне очень помогло поначалу. Правда 20-минутные презентации быстро превратились в двухчасовые семинары. 

Какие интересные наблюдения вы сделали и что открыли особенного в преподавании?

Преподавание – это очень трудно. Часто бывает, что ты читаешь материал и, кажется, все понимаешь, но на самом деле, чтобы понять, насколько ты усвоил информацию, нужно попробовать объяснить это другому человеку. 

Преподавать что-то – один из самых эффективных методов выучить материал самому, поскольку поневоле приходится структурировать информацию наилучшим образом

Будучи студентом, тебе на лекции важно только усвоить как можно больше материала, и сложно обращать внимания на различные техники его подачи. В Колумбийском университете  семинаристам нужно посещать лекции по предмету, который они уже ведут, поэтому у меня появилась возможность сидеть на лекции, зная материал, и всецело погружаться в сам преподавательский процесс. Я наблюдаю, какие приемы использует лектор, чтобы заинтересовать аудиторию и натолкнуть людей на размышление, и затем применяю это сама.

Какие именно исследования в макроэкономике вы ведете?

Работа, которую я начала писать на втором курсе совместно с коллегой и заканчиваю сейчас, это исследование по рынку ипотек. Когда проводят монетарную политику и процентная ставка падает, то ипотеки с фиксированными ставками, казалось бы, не должны влиять на потребительское поведение людей. Однако при падении ставки люди могут взять новый кредит, чтобы закрыть старый. Чем больше разница между ставкой на рынке и собственной ставкой, тем больше у людей мотив рефинасироваться.

Мы решили посмотреть, какую роль в рефинансировании играет предложение на рынке ипотек – например, если у потребителя очень низкий кредитный рейтинг, новую ипотеку по более низкой процентной ставке могут не одобрить. Наше исследование изначально было нацелено на получение количественной оценки эффекта кредитного рейтинга на рефинансирование, а сейчас мы строим модель, чтобы посмотреть, как рефинасирование отражается на потреблении людей. Эти оценки важны для прогнозирования последствий монетарной политики в будущем. 

Какие планы на работу после выпуска?

На данный момент я склоняюсь к академической карьере. Что касается работы в alma mater – в США, например, в отличие от российских вузов, распространена ситуация, когда выпускники одного университета идут работать в другие. По моим наблюдениям это верно на всех уровнях – после бакалавриата поступают в магистратуру в другой вуз, после магистратуры на PhD – в третий, то же – с работой после PhD, чтобы расширить свои профессиональные навыки и связи. 

Работа в университете универсальна – можно преподавать и одновременно вести исследования, которые позволят разработать эффективную политику для повышения благосостояния населения. Работа университетского профессора престижна, но скорее с социальной стороны, так как в индустрии гонорары выше. Уровень успеха и самореализации тут измеряется не зарплатой, а степенью значимости своего вклада в науку, и я начинаю понимать, ради чего можно выбрать академическую карьеру.