• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

Что обещает выпускникам рынок труда 2020: Опыт Bain & Company

Что обещает выпускникам рынок труда 2020: Опыт Bain & Company

© Bain & Company

Чтобы разобраться, что на самом деле происходит на рынке труда, мы поговорили с представителями московского офиса Bain & Company – главой рекрутингового департамента Ларисой Вайпан и ведущим специалистом по подбору персонала Анной Желудкович. Они рассказали нам, почему усилилась конкуренция среди кандидатов, как в новых условиях искать карьерные возможности и что ждет новичков в виртуальном офисе.

Почему студентам МИЭФ нечего бояться в кризис

Лариса:

Стратегический консалтинг давно работает со студентами, для нас это основная часть найма. На стартовые позиции мы нанимаем больше людей, чем на любые другие. Поэтому до карантина жизнь департамента рекрутинга строилась вокруг студентов – мы проводили много мероприятий, общались вживую, образовывали ребят в плане карьерных возможностей, помогали готовиться к процессу отбора в Bain. Мы и сейчас продолжаем это делать, потому что в нашем бизнесе всегда есть потребность в найме большого количества умных ребят. Просто работаем как и все немного в других условиях.

2020 год начался для нас с очень амбициозных планов по найму, мы активно собеседовали и выдавали офферы. Введение режима самоизоляции внесло свои коррективы. Сначала у нас сменилась дата выхода на работу для тех, кто уже был нанят. Традиционно мы ожидали увидеть новичков в апреле, но теперь ждем их  виртуальном «офисе» в первой половине июля. Несмотря на ожидаемое снижение бизнес-активности на рынке, у нас нет заморозки найма – мы продолжаем искать и нанимать людей.

Летние стажировки в этом году проходят онлайн во многих офисах Bain & Company по всему миру. 

Анна: 

Я понимаю беспокойство студентов и выпускников по поводу ситуации на рынке труда. Но дело в том, что Вышка и МИЭФ для нас являются одним из основных источников набора новых сотрудников.

Если посмотреть на срез по высшему образованию наших коллег – от стажеров до консультантов – то из ВШЭ у нас больше всего выпускников, 60% из них составляет МИЭФ

Ребята из МИЭФ остаются для нас приоритетными кадрами – наша охота за ними не прекращалась и, думаю, не прекратится в ближайшее время.

Лариса:

Очевидно, что ситуация с COVID-19 сильно затронула рынок труда . Но нужно понимать, что выпускник МИЭФ – это все-таки с большей вероятностью high-potential кандидат. Для нас это ребята с исключительно качественным образованием, которых мечтают заполучить множество крупных, как российских так и международных, компаний. Поэтому выпускников МИЭФ общие настроения на рынке труда должны затронуть не так сильно, спрос на таких выпускников остается. 

Что все-таки изменилось в найме

Анна: 

Как ни странно, но ситуация усилила нашу карьерную активность – все прежние мероприятия продолжаются в онлайне с большей частотой, и они стали еще более открыты. Частично мы и до карантина проводили отбор в онлайне, например, скрининг и интервью. Ситуация самоизоляции позволила нам оптимизировать этот процесс. Мы разработали онлайн-тест и перевели в онлайн все интервью. Это сильно облегчает процесс рекрутинга кандидатов из регионов, которым теперь не надо ехать в московский офис. Но, с другой стороны, сильно возросла конкуренция среди кандидатов, так как кроме москвичей, в конкурсе участвуют ребята из регионов и даже зарубежных вузов.

Для кандидата стало критически важно быть более активным в плане коммуникаций с будущими работодателями и учиться делать правильные первые шаги. Уже не мы сами «доставляем» вакансии на кампус, студентам важно быть проактивными.

Что делать, чтобы выжить в конкуренции

Лариса:

Студенту нельзя лениться и тянуть время, ожидая, что вакансии найдут его сами. Надо проактивно искать предложения, знакомиться с интересующими вас работодателями, использовать каждую возможность рассказать о себе, изучать компании и то, как в них подаваться и как проходит процесс отбора. В текущих условиях работодатели, и Bain в том числе, могут себе позволить искать кандидата долго и тщательно. Поэтому, чем лучше вы будете соответствовать нашим ожиданиям, тем выше ваши шансы на успех.

Ситуация поменялась, но потребность в суперталантах осталась, поэтому студенту нужно выходить из зоны комфорта и самому быть активным, искать перспективные вакансии и знакомиться с работодателем

Правда всю эту активность нужно проводить в непривычных условиях онлайн-коммуникации. А это требует от студентов быстрой адаптации к новым способам подать себя и в целом к несколько иной самопрезентации.

Где искать встреч с компанией

Лариса: 

Понимая в какой ситуации находятся студенты, мы создали неформальные чаты и специальные встречи с нашей рекрутинговой командой и с консультантами московского офиса. Такие встречи мы проводим раз в несколько недель, приглашаем заинтересованных ребят пообщаться и задать вопросы. Судя по соцсетям, многие компании также проводят поддерживающие адаптационные мероприятия для студентов. 

Сотрудники и HR специалисты теперь на расстоянии монитора, и неважно, где вы в данный момент находитесь – в Москве, на даче или во Владивостоке. Просто займитесь поиском, а в случае с Bain – достаточно подписаться на наши соцсети, следить за анонсами и вовремя зарегистрироваться на интересующие вас вебинары.

Анна:

Рекрутинговый сезон до этого заканчивался в апреле, а в этом году без физической привязки к университетам у нас был крайне активный май, июнь и даже в июле и августе мы будем проводить мероприятия, о которых можно узнать в соцсетях. На каждое мы получаем огромное количество заявок и с радостью отмечаем активность студентов в этом плане.

Как новичку адаптироваться к работе в компании

Лариса:

У нас традиционно применялось много инструментов для адаптации. С первой недели работы у новичка в Bain формируется целая экосистема поддержки. Ребята выходят на работу группами, а не в одиночку. Вместе начинают, проходят тренинги, знакомятся друг с другом и коллегами. Так формируются первые теплые контакты, которые ложаться в основу крепкой культурной связи с компанией в целом. Помимо этого каждый новый человек с первого дня работает с ментором и «бадди». Бадди – молодой сотрудник с небольшим опытом работы в компании, который совсем недавно успешно прошел аналогичный путь адаптации и интеграции в коллектив.

Бадди оказывают неформальную, но крайне нужную поддержку по самым разным жизненным вопросам, вплоть до «где тут кофе» или «что лучше надевать на работу» 

Анна: 

Нам очень помогают зарубежные коллеги, которые уже прошли через новые онлайн-процессы и готовы делиться опытом. Например, в США команды первыми проходят через цикл интеграции и обучения, и мы ждем полезных лайфхаков, как сделать процесс максимально эффективным. Плюс мы предлагаем будущим сотрудникам онлайн-тренинги, в том числе международные, еще до выхода на работу.

Почему можно быть уверенным, что в кризис тебя не сократят

Лариса: 

Сократить человека могут и вне кризисной ситуации, если он не справляется с работой. Но надо понимать, что Bain ищет исключительных кандидатов, и когда находит – не планирует с ними расставаться. Слишком трудно и тщательно ведется отбор, консалтингу нелегко дается поиск новых людей, мы ищем особо талантливых кандидатов и каждый нанятый – это победа. Скорее у нас закончатся слоты, чем мы будем кого-то сокращать. 

Анна:

Мы бережно относимся к кадрам, и это не первый кризис в истории Bain, когда компания доказала преданность сотрудникам. Во время первого выхода Bain на российский рынок в 90-х, когда приходилось принимать решения о постановки офиса на паузу, ни один сотрудник не был уволен или сокращен, всем были предложены возможности продолжить работу в других офисах компании. Это большой плюс глобальной компании. 

Лариса:

Текущая ситуация особенно показательна в том, как Bain проявляет заботу о своих сотрудниках. Компания отслеживает эпидемиологическую ситуацию в городах и странах, где есть офисы, и старается максимально уберечь нас от рисков – здесь никому не безразлично наше самочувствие и благополучие. Даже когда на уровне города или страны начинают смягчать карантинные ограничения, Bain продолжает поддерживать формат работы из дома, уберегая нас от риска заражения. Разработаны многоэтапные протоколы по нашему возвращению в офис и в них учтена масса мелочей.  Когда о тебе заботятся на глобальном уровне, это очень мотивирует 

Как получить фаст-трек в Bain и что это такое

Анна: 

Процесс отбора у нас многоступенчатый: скрининг, онлайн-тест и два раунда кейс-интервью, третий раунд добавляется при отборе на постоянную позицию. В этом процессе в рамках фаст-трека сокращается скрининг и онлайн-тест. Два этих этапа позволяют нам убедиться в том, что человек хорошо владеет английским, что у него развит аналитический аппарат и он умеет решать кейсы – все это он покажет на кейс-интервью. Кейс-интервью – очень трудозатратный этап, так как в него вовлечены консультанты, менеджеры и руководители проектов. Их время дорого стоит и мы заботимся, чтобы она не прошло впустую. Поэтому до конца доходят кандидаты с очень высоким потенциалом.

Как человек может доказать наличие нужных нам навыков до встречи с нами? С помощью кейс-чемпионатов – например, Cup Moscow, где МИЭФ уже зарекомендовал себя – или мероприятий, в которых Bain участвует как организатор или партнер. Это и воркшоп Ace the Case или Bainworks, где ребята разбирают кейсы по группам, можно также продемонстрировать навыки командной работы, близость к культуре компании в целом, и если мы видим человека, который вселяет в нас уверенность, то зовем его на первый раунд интервью. В целом людей, попавших на первый раунд через фаст-трек, меньше 10% из общей массы кандидатов – это действительно выдающиеся ребята.

Программы Центра карьеры МИЭФ