«Учиться проще, когда тебе помогают увидеть перспективу»
- Как вам удается организовать учебное время так, чтобы еще и получать дополнительную нагрузку в ICEFAcademia?
Само решение участвовать в ICEFAcademia для меня было нелегким, долго сомневалась, смогу ли все совмещать. Но оказалось, что курсы ICEFAcademia и основная программа во многом дополняют друг друга. На первом курсе некоторые темы Calculus++ шли параллельно с темами основного Calculus, иногда даже опережая их, поэтому основной курс воспринимался более осознанно. Тут нет никакого секрета тайм-менеджмента: уделяя большее внимание углубленному материалу, быстрее справляешься с основной программой. Кроме того, курсы в ICEFAcademia более гибкие, чем основные: нет обязательных домашних заданий, можно влиять на содержание курса — так, темы некоторых занятий согласовывались с пожеланиями или научными интересами студентов.
МИЭФ дает много возможностей изучать именно те курсы, которые соответствуют твоим интересам и целям, и нужно быть готовым правильно распорядиться этой свободой. Учиться проще, когда тебе помогают увидеть перспективу.
- Когда вы решили для себя, что будете строить научную карьеру и заниматься исследованиями?
Пока я смотрю в двух направлениях. В прошлом году я больше внимания уделяла карьерным мероприятиям, связанным с практикой, а в этом — сосредоточилась на написании курсовой работы под руководством профессора Удары Пейриса. Его живой подход к науке, как к творческому процессу, поменял мой взгляд на исследовательскую деятельность. Теперь она представляется как попытка ответить на неоднозначные вопросы и повлиять на мировоззрение других людей. Каждый человек оставляет свой след в истории — это может быть история семьи, компании, города, страны. Может, это звучит пафосно или наивно, но хотелось бы заниматься тем, что может изменить этот мир в большем масштабе — я все чаще задумываюсь о карьере в международных организациях, это был бы разумный компромисс между наукой и практикой.
- О чем ваша курсовая? Какие вообще темы вам кажутся интересными, близкими?
Экономика в целом мне представляется как определенный способ мышления, интерпретации социальных феноменов через своего рода проекцию социальных отношений в математическую плоскость. Меня интересуют вопросы, связанные с принятием решений на агрегированном уровне, то есть больше привлекает макро. В этом году моя курсовая посвящена исследованию влияния политики количественного смягчения на распределение инфляции (determinancy of inflation path).
- Какой предмет вас увлекает больше всего и почему?
Мне кажется – «Теория Финансов», курс А.Э. Булатова и Д.С. Макарова. Раньше это был один из предметов ATP (Advanced Training Program – цикл специальных занятий ICEFAcademia) 4 курса, но теперь его можно взять и на третьем. Это был мой первый опыт изучения предмета не по учебникам, а вживую, с оригинальных статей. Первое время это не легко, но получаешь более глубокое осмысление модели. В первой части курса – «Поведенческие Финансы» – на каждом занятии у нас были дискуссии, например, на одном из семинаров Софии Сауль мы проводили небольшой эксперимент на проверку рациональности выбора. Во второй части курcа — «Микроструктура финансовых рынков» — почти каждая лекция превращалась в мини-конференцию, и нужно было группой представлять научную статью. У меня была замечательная команда – у каждого было свое видение статьи, но в ходе подготовки презентации получалось прийти к компромиссу.
- Чего вы ждете от летней школы в LSE?
Пока я не определилась с курсом, но думаю, что учеба в LSE не будет сильно отличаться от МИЭФ, ну, может быть, более четким фокусом на самоподготовке и интенсивности занятий. Особенно интересной кажется возможность общения в межкультурной среде, где тебе предстоит социализироваться.
- Как вы развиваете в себе практика и разбираетесь в том, где и как применить знания в профессии?
В МИЭФ достаточно возможностей для того, чтобы «заземлиться» — это практикоориентированные факультативы (SQL, CFA и другие), курсы от известных компаний и т.д. Я, например, стараюсь посещать мероприятия, направленные на расширение контактов – такие как субботние встречи с выпускниками. Это прекрасный шанс получить полное представление о возможных путях дальнейшей работы или учебы, перенять лучший опыт, найти нужные ориентиры. Есть менторская программа, направленная на более тесное взаимодействие студентов и выпускников, многие семинаристы являются выпускниками МИЭФ. Такая преемственность — сильная сторона обучения в МИЭФ, которая позволяет справиться с любыми трудностями самоопределения.
- Вы рассматриваете поступление на PhD после бакалавриата?
Конечно, я думаю об этом — зачем ограничивать область максимизации полезности? Правда склоняюсь больше в сторону магистерских программ. Нужно время, чтобы более осознанно оценить движение к целям, понять свой исследовательский потенциал. Само по себе PhD – это серьезное решение, как говорил на своих семинарах профессор LSE Кристиан Джуллиард, «степень заново собирает твои мозги». Поэтому, еще предстоит понять, где лежит моя «точка невозврата».
- Что мотивировало вас выбрать МИЭФ? Оправдал ли институт ваши ожидания?
Учась в школе, я старалась ходить на Дни открытых дверей разных факультетов ВШЭ, тогда мне понравилась атмосфера некой творческой свободы. Мне это показалось важным, потому что перед глазами был опыт моих братьев, которые тогда учились в МГИМО. В ВШЭ больший выбор факультативных предметов, больше возможностей для контакта с преподавателями – есть офисные часы, можно посещать практически любые семинары. В плане развития – большой выбор спортивных секций, разнообразие карьерных и академических инициатив, социальные активности — такие как ICEF Outreach и другие.
Узнав все это, решение поступить именно в Вышку стало безапелляционным. МИЭФ особенно привлекал возможностью получения двойного диплома без трудностей переезда в другую страну. До начала учебы меня несколько тяготил гуманитарный бэкграунд – смогу ли справиться с объемом математических дисциплин? Собственно, поэтому для меня ICEFAcademia стала вызовом, принять который оказалось одним из лучших решений.
Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ