• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Главное — не знания сами по себе, а умение их добывать»

Мария Чадерина в 2007 году закончила бакалавриат МИЭФ, в 2013 получила PhD в Университете Карнеги-Меллона, а сейчас ведет исследования и преподает в Венском университете экономики. В интервью она рассказала, как выйти на рынок труда, об обучении экономике в США, а также о нерадивости венских студентов.


Вы с самого начала обучения в Вышке думали об академической карьере?

Я училась в экономическом лицее в 10-11 классе, поэтому с экономикой была знакома хорошо, она мне нравилась, и я осознанно хотела продолжать обучение в этом ключе. Так, выбор в пользу экономики произошел не в момент поступления в бакалавриат, а в момент перехода в старшие классы. У меня был также интерес к физике, я рассматривала поступление в физико-математический лицей, но я выбрала экономико-правовой, и оказалось, что моя любовь к математике воплотилась в экономике. О научной карьере не задумывалась до последнего года учебы в Вышке. Я видела себя скорее сотрудником банка или корпорации.

Когда вы поступали, наверняка у вас были какие-то представления о МИЭФ. Они оправдались?

В МИЭФ меня привлекла возможность получить международное образование — на программе двойных дипломов ты становишься также выпускником Лондонского университета, и обучение ведется на английском языке. Я знала об этой программе скорее в общих чертах, на самом деле оказалось, что совмещение в ней лучшего российского международного образования стали воротами в большой мир.

Как МИЭФ поддерживает студентов, которые выбирают академический трек?

Я приняла решение поступать на программу PhD после своей стажировки в Standard and Poors, которую я проходила после третьего курса. Я толком не знала, что такое академическая карьера или учеба в аспирантуре. На тот момент у нас был куратор — Джеффри Локшин, и я прекрасно помню, как пришла к нему со своей идеей — «а может, мне поступать на PhD?”, он меня очень поддержал и сыграл ключевую роль в моем выборе. Так же в моей академической судьбе принял участие Максим Никитин, который написал мне замечательные рекомендательные письма — они сыграли большую роль в моем успешном поступлении в аспирантуру.

Вы говорили в предыдущем интервью, что экономику лучше всего изучать в США. Что вы порекомендуете студентам в плане поиска зарубежной магистратуры или аспирантуры?

Я занимаюсь финансами, это смежный с экономикой раздел науки, но все-таки довольно обособленный. Именно с точки зрения финансов наука сильна в США, хотя Европа догоняет ее огромными темпами. Очень большую роль при поступлении в аспирантуру играют рекомендательные письма, и один из вариантов получения таких писем — это выполнение совместных проектов с ведущими исследователями. В некоторых аспирантурах желателен опыт в качестве ассистента-исследователя, и некоторые институты предоставляют возможность его получить. Академическая карьера — это фактически бесконечный поток исследовательских проектов, и чем раньше студент получает опыт участия в таких проектах, тем лучше.

Какие вузы считаются сильными в исследовательском плане и являются лидерами в экономическом образовании?

Естественно, это институты Лиги плюща, бессменные лидеры во многих направлениях науки, и в том числе, в экономике и финансах, и позволяют раскрыться потенциалу студента со всей полнотой. Идеального института в этом смысле нет, например, Стэнфорд во многом превосходит Беркли, или в институте, где я училась, в Карнеги-Меллон есть плюсы относительно Гарварда, в каждом есть что-то лучше, но программы для студентов замечательные.

Как по факту вы оценили вашу подготовку при поступлении в магистратуру?

Поскольку я училась в магистратуре за рубежом, мне сложно сравнивать с МИЭФ, но с точки зрения бакалавра МИЭФ дает очень много. Я пришла в Карнеги-Меллон с хорошим багажом знаний и чувствовала себя комфортно среди моих однокурсников. Могу сказать, что с точки зрения подготовки академической базы МИЭФ справляется замечательно. Мне не хватало опыта работы в финансовой сфере, если бы я пару лет поработала в ЦБ, было бы прикладное понимание финансовых процессов, я знала бы больше терминов, увидела бы, как все функционирует в реальной жизни. Да, здесь у меня был пробел, но никак не в академической подготовке.

Но вы все-таки прошли несколько стажировок. Как они вас подготовили к преподавательской и исследовательской работе?

Во время моей стажировки в Standard and Poors в мои обязанности входила обработка информации, содержащейся в финансовой отчетности российских компаний, которые прошли листинг на американской бирже. Эта отчетность отправлялась в регулирующие органы в США. Я уже на тот момент была знакома с базовой информацией, где она, как ее использовать, где можно ее собрать. Это мне помогло в дальнейшем определиться с моим направлением исследования, дало понимание отчетности и инструменты работы с источниками информации.

Про учебу в США: как там поддерживают молодых исследователей, какими ресурсами, и чем вообще интересна система взращивания ученых в американских университетах?

Я бы хотела отметить интересные программы и систему взаимодействия со студентами - например, в Карнеги-Меллон это привлечение студентов в проекты исследований с различными учеными. Конечно, у нас в МИЭФ были исследовательские выпускные работы под кураторством профессора. Но в США для исследований профессор нанимает себе помощников из студентов, причем за определенную плату. Таким образам они участвуют в настоящих исследовательских проектах, выполняя определенные небольшие задачи, и понимают, что такое на самом деле хорошее исследование, которое будет опубликовано в хорошем научном журнале. Эта практика применяется во многих зарубежных институтах. Для участия в ней нужно регулярно подавать заявление на гранты, и студенты могут участвовать в наиболее перспективных исследованиях. Такая практика — это также и нетворкинг, очень полезный для дальнейшей карьеры в науке.

Для справки:

Лига плюща (Ivy League) – ассоциация восьми старейших частных университетов США: Гарварда (Harvard), Принстона (Princeton), Йеля (Yale), Брауна (Brown), Колумбии (Columbia), Корнелла (Cornell), Дартмута (Dartmouth) и Пенсильвании (Pennsylvania). Лига Плюща считается эталоном престижности высшего образования в США.

Кроме того это одни из ведущих научных центров страны, финансирование которых складывается из различных источников: так, университеты из Лиги плюща обладают собственными фондами, например, эндаумент Гарвардского и Йельского университета в 2014 году составил 36.4 и 23.9 миллиардов долларов соответственно

Какое исследование в университете вели вы в качестве ассистента-исследователя?

Было несколько тем, над которыми я работала, несколько проектов. Один из них был по теме оценки динамики рыка труда в США — в тот момент как раз экономика США выходила из кризиса, это был 2009 год, американский фондовый рынок уже поднимался, а безработица оставалась на высоком уровне. Один из моих коллег делал исследование, пытаясь объяснить, почему это происходило. Я выступала помощником и решала технические аспекты моделирования этой ситуации.

Могут ли эти исследования быть прикладными и принести какой-то доход студенту?

В принципе, никто не запрещает инвестирование в фондовые рынки. Несколько моих коллег активно инвестировали, некоторые из них занимались активными стратегиями торговли, зарабатывая на этом неплохие деньги. Я бы не сказала, что это было напрямую связано с их исследованиями, но ту информацию, которую они получали, они применяли в разработке своих стратегий для инвестирования на фондовом рынке. В общем-то, апробирование теорий в практике.

Вообще изучение экономики на высоком уровне как-то сказывается на благосостоянии студентов?

Стипендия, которую получают студенты, достаточна для покрытия стоимости обучения и проживания. Студенты практически полностью финансово обеспечены, и не ищут подработку. Естественно, что изучение фондовых рынков дает финансовую грамотность. Я со своими сбережениями обращаюсь определенным образом, потому что училась в аспирантуре. Я много получила с точки зрения личных финансов — правильно инвестирую, знаю, что творится на фондовых рынках.

Как у академического выпускника происходит выход на job market (рынок труда), и как это было у вас?

В 2012 году я подготовила научную статью и подала с разрешения моего научного руководителя заявление на работу в 85 институтов по всему миру. Я получила приглашения примерно на 20 получасовых интервью. Там я рассказывала о своем исследовании, о том, чем хочу заниматься в будущем, какие у меня есть идеи. После этого меня пригласили на 11 визитов в институты, где хотели поближе со мной познакомиться. Каждый такой визит длился один день, профессора меня рассматривали как потенциального коллегу — вписываюсь ли я в их коллектив. Я выбрала Венский экономический университет и получила предложение о работе. Так я и оказалась в Вене. Собственно, так проходит каждый job market для студентов экономики и финансов.

Для справки:

Венский экономический университет (WU Vienna University of Economics and Business) — самый большой университет в Европе, занимающийся подготовкой специалистов в бизнесе и экономике. До 2008 года университет официально назывался Венский университет экономики и бизнес-администрирования. Из 24 200 студентов 23 % составляют иностранные учащиеся. Одна из отличительных черт концепции университета – открытая социальная ответственность и руководство шестью принципами образовательных стандартов программы The Principles for Responsible Management Education (PRME), разработанной ООН.

Университет входит в число 50 лучших бизнес-учреждений мира и занимает 16 место в рейтинге европейских МВА программ. Один из корпусов в кампусе университета спроектировала знаменитый архитектор Заха Хадид.

Почему Вена? Что особенного в этом университете?

Моя работа здесь заключается в том, что я на треть преподаватель и на две трети исследователь. Для меня было важно, чтобы моя преподавательская работа была комфортной, чтобы я могла дать то, что на мой взгляд ценно для студентов. При этом у меня есть исследовательская поддержка. Мне очень импонировал тот факт, что мне дали возможность читать курсы, которые я сама разработала, затрагивала темы, которые мне были интересны. Таким образом сложилось удобное расписание, с которым я могу сочетать лекции и исследования. Также у меня есть возможность выезжать на конференции на несколько недель, что необходимо мне для развития моей исследовательской карьеры, к тому же университет выделяет на это бюджет. Но самое важное — у меня очень хорошие коллеги, и это в итоге оказалось самым важным фактором при выборе университета.

Как ведется преподавательская работа, и какие у вас студенты?

Нужно понимать, что в США образование платное, а в Вене студенты учатся бесплатно. Это накладывает определенный отпечаток на студентов. Когда я преподавала в США, студенты были более мотивированы и с большим вниманием относились к занятиям. Среда была более академичной, студенты сосредоточеннее, поскольку они осознавали стоимость каждого часа, который проводят в аудитории. Этого нельзя сказать о студентах в Вене, это другая культура — они чаще опаздывают, шумят во время занятий. Несмотря на это, сам подход к преподаванию почти не отличается. Например, я использую гарвардские бизнес-кейсы для преподавания на одном из курсов. В то же время я уделяю время математическим лекциям, поскольку в Венском университете более технический подход к объяснению идей.

Как вам живется в Вене?

В Вене есть много плюсов, но есть и свои минусы. Вена — культурная столица. Я хожу в оперу, у меня есть абонемент на концерты классической музыки, посещаю выставки, потому что все устроено так интересно, что невозможно пройти мимо. Здесь много зелени, я живу рядом с огромным парком, а по субботам проезжаю на велосипеде на 70 км или доезжаю, например, до Братиславы, куда ведет велодорожка. На балконе я разбила маленький садик, который меня очень радует. Я родом из Архангельской области, привыкла к северу, а тут для меня очень мягкий климат.

А вот и минус: очень закрытое общество. Венцы с детского сада сохраняют постоянный круг общения, в такой среде сложно быть приезжим, потому что социальные круги уже сформировались, и им не нужны новые друзья. Общаюсь с экспатами, в том числе из Международного центра ООН, но там большая текучка кадров, и каждые три месяца приходится находить новых друзей.

Как вы оцениваете свои достижения на данный момент с точки зрения профессиональной активности?

Много того, чем я горжусь, я реализовала за последний год. У меня много проектов. Мне бы хотелось, чтобы было еще больше. Я организовала несколько конференций работаю с коллегами над исследованиями и ищу для них материалы. Надеюсь, что скоро мой труд, который я вложила в портфель working papers, воплотится в публикации, и количество перейдет в качество.

Что вы будете делать, когда закончится контракт с университетом?

У меня был план взять год академического отпуска и поработать в ЦБ. К сожалению, для большинства временных контрактов ЦБ в Европе требуется гражданство ЕС. Та же проблема и в США, так что этот карьерный шаг для меня не состоится. Академическая карьера — это путь, длиною в жизнь, и неизвестно, куда он меня приведет. Но точно знаю, что мне нравится: преподавать, открывать новые знания, исследовать. Посмотрим, где я себя найду. Сейчас я по просьбам друзей занимаюсь разработкой курса для русскоговорящих людей, которые не связаны с финансами, потому что вижу потребность людей понять, куда нести свои сбережения и в целом быть финансово грамотными.

С высоты преподавательского опыта: если бы у вас была возможность изменить что-то в системе преподавания на бакалавриате МИЭФ — что бы вы предложили?

МИЭФ дал много и даже больше, чем мне было нужно для моей академической карьеры. МИЭФ — это история моего успеха, но с точки зрения практики студентам могли бы быть полезны занятия по инвестированию в фондовый рынок. В целом, мне бы не хотелось менять ничего из того, что было в моем бакалаврском образовании, потому что главное не знания сами по себе, а умение их добывать и сотрудничать с людьми.

Соня Шпильберг, специально для портала НИУ ВШЭ