• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«МИЭФ воспитал привычку развиваться»

Полина Мальцева с отличием окончила бакалаврскую программу МИЭФ в 2008 году, после чего училась в магистратуре Лондонской школы экономики и два года на программе MBA в Harvard Business School. Несколько лет Полина работала в компании McKinsey, сегодня занимает должность операционного директора школы для одаренных детей «Летово», открытие которой ожидается в сентябре 2018 года.


- Полина, ты окончила МИЭФ 9 лет назад, каким сегодня вспоминается вуз?

- Я помню до сих пор, что в МИЭФ была очень серьезная подготовка по статистике и эконометрике. Но самое главное, что МИЭФ воспитал привычку постоянно развиваться, улучшать себя. Будучи студентами, нам приходилось улучшать свои знания и навыки всякий раз, когда необходимо было сдать экзамен, выполнить домашние задание, решить сложную задачу и так далее. Сама атмосфера МИЭФ, талантливые сокурсники рядом очень хорошо мотивировали на развитие. Поэтому довольно быстро я привыкла ценить и уважать в людях их стремление расти и соответственно самой не останавливаться на достигнутом, идти дальше, выбирать лучшее и так далее. Сегодня это уже не следующее задание, как было в МИЭФ, а новый функционал, роль, другая работа, курс личностного развития и так далее. Прошло 9 лет, а привычка развиваться, тяга к новым знаниям и уважение к людям, которые преуспели в своем развитии больше всех, до сих пор осталась.

Остались и друзья, приобретенные в МИЭФ. У нас был относительно небольшой выпуск, около 70 человек, с большинством ребят с курса я до сих пор поддерживаю связь. Отбор на программу бакалавриата МИЭФ построен таким образом, что внутри оказываются люди с похожими ценностями, амбициями и интересами, и сам процесс обучения настолько интенсивен, много времени студенты проводят вместе, решая те или иные учебные задачи, что дружба зарождается очень естественно и легко. Из 70 человек на моем курсе сложилось 6 или 7 пар, например, этим летом я была приглашена на три свадьбы однокурсников.

- После магистратуры в Лондонской школе экономики ты какое-то время работала в компании McKinsey, после чего решила учиться на MBА, какие карьерные возможности открывает бизнес школа?

- У меня, наверное, нет универсального ответа. Точно программа MBA будет ценной для тех людей, у которых не было системного опыта в основных аспектах бизнеса, но дальше они видят себя в области general management. Конечно, системный опыт в различных аспектах управления можно получить в том же консалтинге, делая проект сначала в операционной сфере, затем в маркетинге, в финансах и так далее, ознакомившись, таким образом, со всеми ключевыми сферами бизнеса и получив в них какой-то базовый опыт структурирования и стратегического планирования. Однако часто бывает, что человек выстраивает свою карьеру в какой-то одной области, выполняя в ней определенную функцию, в рамках которой уже достиг всех возможных высот. А дальше либо углубление в свою же функцию, либо поиск совершенно новой и незнакомой функции. Вот здесь программа MBA очень неплохой шаг для того, чтобы расширить сферу своих знаний, в том числе сигнализировать будущим работодателям о том, что ты теперь специалист широкого профиля и тебя можно рассматривать на какие-то системные задачи.

Лично для меня MBA на тот момент моей жизни был достаточно стандартным шагом в карьере консультанта. Дело в том, что компании McKinsey активно поощряет и спонсирует обучение своих сотрудников (при условии хорошего рейтинга) на программе MBA. Мне нравилась работа в консалтинге, увлекала разноплановость проектов, поэтому обучение на бизнес программе я восприняла, как хорошую возможность получить новый интересный опыт, пожить в другой стране. Через два года я планировала вернуться в консалтинг, но в процессе обучения произошел переломный момент - благодаря общению с ребятами, которые после обучения на программе рассматривали совершенно различные сферы для своей будущей карьеры, я поняла, что тоже могу не возвращаться в консалтинг и поискать что-то интересное для себя.

- Как в твоей жизни появилась школа «Летово»?

- Это был проект компании McKinsey, в котором я участвовала еще до своей поездки на программу MBA. Мы писали концепцию школы, какие аспекты важно учесть, какие ключевые решения принять и какой суммарный объем инвестиций требуется для реализации проекта. А когда проект начал вступать в стадию реализации, мне предложили присоединиться к команде. Для меня уйти из достаточно прозрачной и понятной отрасли консалтинга в предпринимательскую сферу в области образования, которая в России, к сожалению, пока еще не является серьезным отраслевым куском – было довольно рискованным шагом.

- Расскажи, пожалуйста, про концепцию школы, ее открытие планируется в 2018 году, что это будет за новое образовательное пространство?

- Идея создать в России школу мирового уровня, аттестат которой давал бы детям все шансы поступить в лучшие университеты мира, такие как, например, Оксфорд, Гарвард, принадлежит российскому меценату, владельцу группы компаний «Русагро» Вадиму Машковичу. Вот уже больше трех лет команда проекта, которую я возглавляю в качестве операционного директора с 2014 года, вместе с педагогическим составом пересматривает лучшие образовательные практики, существующие сегодня в России (к примеру, олимпиадные методы углубленной подготовки), и опыт лучших западных школ. За это время у нас сложились довольно тесные партнерские отношения с Итонским колледжем в Лондоне, Гарвардом и другими мировыми центрами работы с одаренными детьми. Совместно с ними мы вырабатываем комплекс современных образовательных методик и программу в целом, которая бы давала не только знания, но и способствовала развитию профессиональных навыков у детей, к примеру, командное взаимодействие, проектно-исследовательские работы и так далее. Мы также детально продумываем и программу второй половины дня, это различные студенческие сообщества, клубы, встречи с приглашенными спикерами, спортивные секции и так далее. Сегодня кампусная культура в России немного сформировалась в вузовской среде, мы хотим перенести ее в школу, в которой будут получать образование в соответствии с мировыми стандартами учащиеся с 7 по 11 класс.

- Чем школа «Летово» будет отличаться от стандартных спецшкол в России?

- Основное отличие – это многопрофильная система образования. В нашей школе предусмотрено различное погружение в предмет, то есть каждый ребенок сможет решить на каком уровне глубины ему изучать тот или иной предмет, к примеру, можно выбрать математику 1, 2, 3 уровня и так далее. Кроме базовых дисциплин предусмотрены курсы по выбору и их довольно много, больше 100. Конечно, предметы по выбору есть и во многих других школах, но там они не являются основой образовательной системы, у нас же они в определенной степени формируют основу. Таким образом, ребенок сам составляет свою индивидуальную программу, выбирает глубину изучения разнообразных дисциплин.

- Ребенку крайне трудно бывает что-либо выбрать самому, школа будет помогать делать выбор?

- Обязательно. Разнообразные практики поддержки ребенка мы во многом позаимствовали у западных школ-пансионов, которые успешно реализуют свою деятельность по 300 – 400 лет. Внутри этих школ существуют центры профориентации и развития карьеры, также есть система наставничества, когда у каждого ребенка есть наставник, помогающий на всем периоде обучения делать профессиональные выборы. К сожалению, в России мы не нашли подобных практик.

- Сфера образования – эта та отрасль, в которой ты всегда хотела работать?

- В целом – да. Хотя моя роль в этом проекте в меньшей степени про образование, в большей степени про организацию работы в социальном секторе. Я курирую этот проект по всем направлениям бизнеса с точки зрения общего плана и графика. Вообще, если проанализировать то, чем я занималась до школы «Летово», то получается - все мои крупные проекты были из области социального предпринимательства или управления. Это и Кейс Клуб НИУ ВШЭ, где я была исполнительным директором, и Business Diving (чемпионат кейсов) в компании McKinsey.

В эссе для поступления на программу MBA я писала, что после некоторых управленческих навыков в консалтинге хочу перейти в сферу образования. И иметь возможность изменить сферу образования в лучшую сторону, но не на уровне департамента и министерств, а именно курируя отдельные образовательные проекты. По складу характера мне меньше интересно менять какие-то системные вещи на уровне стратегии, намного важнее – увидеть изменения в отдельно взятом человеке. Поэтому в текущем своем проекте мне нравится моя зона ответственности с точки зрения амбициозности поставленных задач, но не хватает прямого общения с теми, кто в конечном итоге получит эффект. В этом плане лично мне намного комфортнее и приятнее заниматься непосредственно организацией какого-то чемпионата или мероприятия, а потом видеть заряженные глаза людей и слушать их отзывы. Но школа «Летово» пока на стадии запуска, поэтому, возможно, все еще впереди.

- Перед интервью у меня сложилось впечатление, что у тебя сейчас очень напряженный график работы…

- Да, в школе «Летово» я курирую порядка 10 разных направлений (строительство, финансы, маркетинг и так далее) и у меня не бывает меньше пяти деловых встреч в день. На работу прихожу обычно в 9.30 и ухожу в районе 20.00, но у нас с мужем есть правило, которое мы оба свято выполняем – не работать в выходные, это время мы уделяем себе, друзьям, родственникам.

- А на хобби остается время?

- Да, пару лет назад я увлеклась художественным искусством с точки зрения предмета для изучения. С удовольствием хожу на лекции, читаю книги, слушаю онлайн курсы в большом количестве. Для того чтобы разложить в своей голове все искусство на ключевые периоды сначала прошла несколько базовых курсов, а сейчас дополняю темами, которые мне интересны. К примеру, когда ездила во Флоренцию, на три месяца погрузилась в период Раннего Ренессанса. А для того, чтобы все эти знания сохранились в голове, надо сказать у меня не очень хорошая память, подсела на сервис для хранения различных заметок Evernote. Собираю там свой собственный архив по искусству.

- Если бы сейчас нужно было писать эссе, как ты видишь свою жизнь на ближайшие пять лет, чтобы ты написала?

- Думаю, мне по-прежнему интересна сфера социального управления, социального предпринимательства, но я не уверена, что это будет образование, тем более школьное. Возможно, меня потянет в сторону развития взрослых, что-то связанное с профессиональной ориентацией, активными тренингами, вузами, или с организацией мероприятий. Я сейчас довольно активно изучаю все, что есть на рынке, многие идеи мне нравятся. Скорее я для себя чуть лучше определила, чего не хочу. На данный момент мне не хочется работать в какой-то крупной компании, это должен быть небольшой коллектив, где у меня есть непосредственное влияние на создание конечного продукта и достаточно широкие возможности для управления своим временем. Лет через пять хочу уйти в менее зарегламентированное рабочее пространство. 

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ

Интервью с Полиной 2014 года >>