• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

«МИЭФ достаточно широко представлен среди членов нашей команды»

Выпускник магистратуры МИЭФ 2009 года, вице-президент Российского фонда прямых инвестиций Михаил Киреев – о работе в РФПИ, учебе в МИЭФ и необходимых составляющих успешной карьеры.


Михаил, как развивалась ваша карьера после окончания магистратуры МИЭФ?

Еще когда я учился в магистратуре МИЭФ, на втором курсе, я работал в инвестиционном банке UBS, в Москве и в Лондоне (в Лондоне проходило обучение, а в Москве – основная часть работы). Также я работал в «Ренессанс Капитал», тоже в инвестиционно-банковском департаменте. И там, и там я занимал должность аналитика. И как раз после «Ренессанс Капитал» я пришел в РФПИ, где в настоящий момент занимаю должность вице-президента в инвестиционном департаменте.

Некоторых абитуриентов магистратуры МИЭФ иногда смущает отсутствие возможности полноценно совмещать работу и учебу. Каково ваше мнение по этому поводу?

Думаю, это действительно проблематично. Учиться в магистратуре МИЭФ было непросто, тем более, когда я учился, мы были первым набором. Мне кажется, совмещать учебу и работу возможно на втором курсе, а на первом курсе этого лучше не делать. Так что люди, которые поступают в магистратуру, должны осознавать, что учебе надо будет уделять много времени. Выбор каждый делает сам, но нужно понимать, что совмещать учебу с работой, которая требует занятости существенно больше сорока часов в неделю, на первом курсе будет очень сложно. Но на втором курсе это реально.

Что входит в функционал инвестиционного департамента РФПИ, в котором вы сейчас работаете?

Прежде всего, это закрытие новых сделок и управление портфелем. Я пришел в фонд в январе 2012 года и за время, что я здесь работаю, у нас сформировался большой портфель как публичных, так и непубличных активов. В функционал инвестиционного департамента, таким образом, входит как работа над новыми инвестиционными возможностями, так и мониторинг и стратегическое развитие портфельных компаний. Помимо позиции вице-президента я также являюсь членом комитета по аудиту сети кинотеатров «КАРО» (это одна из наших портфельных компаний) и членом ревизионной комиссии Московской биржи (это тоже один из наших достаточно крупных активов) – мы достаточно активно вовлечены в управление нашими портфельными компаниями.

Как проходит рабочий день вице-президента РФПИ?

Часть рабочего дня, безусловно, посвящена управлению портфелем, так как, как я уже отметил, он стал достаточно большим к настоящему моменту и в него входят и публичные, и непубличные компании. Достаточно много времени занимают коммуникации с партнерами: у нас есть пул наших иностранных соинвесторов, с которыми мы постоянно поддерживаем диалог как по потенциальным новым сделкам, так и по уже закрытым инвестициям и по портфельным компаниям. Наконец, это постоянный поиск новых возможностей и работа над теми сделками, которые находятся в стадии закрытия или в стадии обсуждения. Таких сделок достаточно много: РФПИ сейчас, наверное, самый крупный инвестиционный фонд с точки зрения капитала и возможностей его привлечения для российских компаний. Поэтому объем работы у нас большой. Как следствие, независимо от должности, все члены команды очень активно в нее вовлечены.

Как организована работа над проектами?

Думаю, что управление проектами в РФПИ очень похоже на работу над сделками в инвестиционном банке с точки зрения структурирования команды: есть стажеры, аналитики, associates, вице-президенты, директора, заместители генерального директора и генеральный директор. В принципе, в рамках каждого проекта возможны различные комбинации должностей и людей, которые над ним работают: все зависит от сложности и объема работы, который необходим. В целом, работа внутри команды очень напоминает подход, принятый в инвестиционных банках.

Много ли среди ваших коллег других выпускников МИЭФ?

Я бы сказал, что МИЭФ достаточно широко представлен среди членов нашей команды. Непосредственно среди моих коллег, у меня в подчинении, работают три associates, которые также закончили МИЭФ, один аналитик тоже закончил МИЭФ, наконец, МИЭФ закончил и мой непосредственный руководитель и ментор – первый заместитель генерального директора РФПИ Анатолий Браверман.

Как долго вы работаете в фонде?

Я пришел в РФПИ в январе 2012 года на должность старшего аналитика, а должность вице-президента занял в апреле 2016 года.

Что нужно, чтобы сделать успешную карьеру в РФПИ?

Прежде всего, необходимо четко понимать задачи, которые стоят как перед фондом, так и перед тобой как сотрудником фонда. Каждая инвестиция уникальна, к ней требуется свой подход, который может различаться, но при этом РФПИ известен на рынке тем, что всегда проводит достаточно глубокий анализ всех инвестиционных возможностей, выдерживая при этом достаточно жесткие сроки работы в силу существенного количества сделок.

Также у нас есть ряд принципов – принципов РФПИ, которых мы придерживаемся. Один из них – это так называемый принцип “extra step”, то есть дополнительное усилие в тот момент, когда работа, казалось бы, уже выполнена. Также очень важна индивидуальная и командная ответственность за результат, потому что у нас есть большое количество международных партнеров, которые опираются при принятии инвестиционных решений на наш анализ и наше понимание индустрии и конкретных компаний. Профессионализм и высокий уровень ответственности – это то, что отличает именно нашу команду.

Вы не могли бы привести пример подобного “extra step”?

В качестве примера, не упоминая названия конкретных компаний, можно привести следующую ситуацию. Условия сделки были практически согласованы, но, тем не менее, появилась возможность улучшить их для нас и для соинвестора, при этом не ухудшив параметры для компании, которая привлекала финансирование. Дополнительные усилия, которые были предприняты благодаря новой поступившей информации, позволили нам улучшить экономическую составляющую этой сделки.

В 2007 году, когда вы заканчивали бакалавриат факультета экономики НИУ ВШЭ, перед вами, если рассуждать несколько гипотетически, поскольку в каждом случае все индивидуально, были следующие альтернативы: вы могли поступить в магистратуру факультета экономики, могли поступить в магистратуру РЭШ, могли уехать учиться или работать за рубеж или же, наконец, просто продолжить работать в той или иной отрасли в России. Почему вы решили поступить в магистратуру МИЭФ и как, спустя достаточно значительный промежуток времени, оцениваете свой выбор?

Вы очень верно обрисовали те варианты, которые стояли передо мной, равно как и перед другими выпускниками бакалавриата. В тот момент, когда я поступал в магистратуру МИЭФ, она только создавалась. Мне было интересно: я достаточно подробно изучил те дисциплины, которые необходимо было пройти в течение двух лет. Для меня также была очень значима поддержка и официальное признание этой программы со стороны Лондонской школы экономики. Кроме того, еще когда я поступал в бакалавриат, я думал о том, чтобы выбрать МИЭФ, поэтому, когда такая возможность появилась у меня в конце 2007 года, я решил ей воспользоваться.

Я также понимал, что в магистратуре будет учиться сравнительно небольшое количество студентов. Сейчас выпуск наверняка увеличился, тогда как нас в первом наборе было около двадцати человек, а получило дипломы шестнадцать. По сравнению с бакалавриатом, где нас на курсе было больше ста пятидесяти человек, в магистратуре было достаточно камерное образование, которое позволяло преподавателям фокусироваться на каждом студенте. Большая часть преподавателей были обладателями степени PhD, что также представляло собой достаточно новый опыт для России. Если же говорить об отличиях магистратуры МИЭФ и РЭШ, то мне кажется, что программа МИЭФ является более прикладной, что также сыграло важную роль в моем решении. Так что я ничуть не жалею о своем выборе: это был очень полезный и ценный опыт.

Никита Крыльников, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ