• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: (+7495) 580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по по науке Никитин Максим Игоревич

"Оставаясь самим собой, выйти за пределы себя"

Арсений Мишин, студент 4 курса МИЭФ, рассказывает о своем опыте поступления на бакалаврскую программу двух дипломов и продолжении обучения в США >>


Арсений Мишин - студент 4 курса МИЭФ, один из лучших студентов не только на курсе и в МИЭФ, но и на всей Международной программе Лондонского университета. Достаточно сказать, что в 2012 году Арсений показал наивысшие результаты в мире по этой программе сразу по двум основным предметам - Микроэкономике и Макроэкономике. «Вдумчивость, серьезность, пытливость Арсения всегда меня глубоко впечатляла и продолжает впечатлять» - зам. директора МИЭФ О.О. Замков.

Арсений рассказал нам  о своем опыте поступления на бакалаврскую программу МИЭФ и о том, где он собирается продолжить обучение после окончания института.

– Расскажи немного о себе. Откуда ты родом? Кто твои родители?

Я родился в небольшом закрытом научном уральском городке Снежинск, который является одним из двух ядерных центров России наряду с Саровом. Мой папа по специальности инженер, в свое время закончил МИФИ, работал программистом, мама – врач. Начало 90-х годов было непростым периодом, нужно было перестраиваться и приспосабливаться, и из-за поступившего предложения по работе нам пришлось уехать из Снежинска. Мне не было тогда и двух лет, так что свою сознательную жизнь я связываю с Челябинском – столицей Южного Урала. Моя мама оставила карьеру и сосредоточилась на воспитании меня и старшего брата. Первые три года я проучился в английской школе, а затем, начиная с пятого класса, перешел в физико-математический лицей с углубленным изучением информатики. Дальше я выбрал для себя экономический профиль и поступил на факультет МИЭФ.

- Чем ты увлекаешься?

У меня достаточно много увлечений. Вообще я считаю, что при хорошем учителе и примере любое дело, любой предмет может перерасти в увлечение. Здесь вмешивается фактор ограниченности времени, которое нужно уметь распределять. В детстве я занимался английским, музыкой, теннисом, танцами, баскетболом. В школе с одноклассниками мы очень сильно были увлечены спортом, обсуждали практически все спортивные события. После занятий часто оставались и играли в футбол. Также, в школе проводились дополнительные спецкурсы по предметам, не связанным с математикой и физикой. Например, русский язык, литературная гостиная. Это позволяло развиваться всесторонне. Я участвовал в олимпиадах по различным дисциплинам, ездил с командой на математические турниры, летом – в профильные лагеря. Так что жизнь была насыщена и интересна, и в университете я стараюсь находить немного времени для своих увлечений.

- Когда у тебя впервые появился интерес к экономике?

После восьмого класса я съездил в экономический лагерь, в котором состоялось мое первое знакомство с экономикой как предметом. Мне запомнилось, как мы моделировали спрос и предложение в игровой ситуации. Я осознал, что экономика требует редкого сочетания качеств – развитого гуманитарного мышления и математической свободы. Кроме этой разносторонности меня привлекло то, что в ней можно применить математический аппарат. После этого мне захотелось более серьезно заняться экономикой, и я начал готовиться к олимпиаде. В этом плане мне сильно помогал старший брат, который советовал, какую литературу лучше всего читать, так как у него имелся в этом деле опыт. Впоследствии он защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Также я занимался в школе с преподавателем.

- Как ты впервые услышал о МИЭФ? И почему выбор при поступлении пал именно на этот факультет ВШЭ?

Впервые о МИЭФ я услышал в девятом классе от выпускников своей школы, поступивших в МИЭФ до меня и рассказывавших об обучении. У меня был реальный пример, чего можно добиться, учась на данной программе. А пример этот был до такой степени положительный, что он мне казался чем-то невероятным, но это не заставляло меня сомневаться в своем решении. Оставалось как-то поступить, и мне это удалось сделать без экзаменов по Всероссийской олимпиаде школьников по экономике.

- Расскажи, как ты проходил профориентационное собеседование при поступлении в МИЭФ.

Скажу, что МИЭФ фактически открывается для будущих студентов еще до окончательного поступления. Мне очень запомнилось обязательное собеседование для всех желающих поступить в МИЭФ, которое не влияет на зачисление, но позволяет лучше осознать, в первую очередь для самого абитуриента, что можно ожидать от обучения на программе двойных дипломов. С нами поговорили как со взрослыми людьми, и мне понравилось, что упор тогда делался на твою личную мотивацию и заинтересованность, которые и будут определять твой дальнейший успех в жизни, а МИЭФ в этом плане тебе всячески поможет. Ведь выбор университета и факультета – это самостоятельное решение абитуриента, а родители могут как-то подсказать и помочь, прояснив некоторые моменты и расширив множество возможностей. Также там я познакомился с ребятами, с которыми в дальнейшем в процессе обучения неплохо общаюсь.

- Обучение в МИЭФ заметно отличается от обучения на других факультетах Вышки. На твой взгляд, в чем его преимущества и недостатки?

Я считаю, что одним из главных преимуществ является то, что после окончания МИЭФ открывается больше возможностей в плане продолжения образования за рубежом, так как накопленного опыта поступления на зарубежные программы у выпускников МИЭФ сравнимо больше. Приведу такой пример: когда я сходил на образовательную выставку и поговорил с представителем HEC во Франции – одной из лучших магистратур мира по направлению финансов, – то меня удивило, что данный человек пофамильно знает выпускников МИЭФ, которые поступили в HEC, хотя конкурс там очень серьезный. Конечно, это дает преимущество сегодняшним выпускникам МИЭФ и показывает, что наша программа узнаваема в международном плане. Также хотелось бы отметить связь МИЭФ с LSE, приглашение профессоров. Ведь одним из первых визитов нового директора LSE было посещение МИЭФ в сентябре 2012 года, что еще раз говорит о признании силы нашей программы.

К тому же мне хочется отметить привлекательность учебного плана МИЭФ, который очень продуман, и нет ощущения того, что, чем ты занимаешься – это не пригодится, и какой-то из предметов поставлен для галочки. Наоборот, предметов не так много, что позволяет их изучать более глубоко. Связь между предметами не прерывается при переходе к последующему курсу. Это дает возможность накопить необходимую базу, и ей пользоваться. Нет такой ситуации, в которой лишь бы сдать и забыть. Скажу, что программа МИЭФ просто не позволит это сделать.

К недостаткам я бы отнес постоянный недостаток времени, когда один “deadline” сменяется другим. Практически нет передышки. Но это современные требования жизни. При серьезном отношении к учебе очень мало остается сил и времени, но это в некоторой степени является и преимуществом, потому что учит более правильно их распределять. Все охватить и успеть просто невозможно! А возможностей в МИЭФ очень много! И каждый находит их в чем-то своем.

- Первое впечатление от занятий и от первой сессии?

Сначала было непросто и непривычно перестраиваться на обучение на английском языке: читать учебники по математике, статистике, экономике, слушать лекции, писать домашние задания, экзамены, пытаться объяснить и порассуждать с преподавателями по интеллектуальной истории Европы, которые не знают и не понимают русского языка, о философии Сократа или Платона. Но потом ты к этому привыкаешь и уже не различаешь, прочитал или прослушал ли ты это на английском или русском. Считается, что у студентов МИЭФ свой язык с широким использованием английской терминологии.

Я бы отметил схожесть сессии с марафоном экзаменов, когда одни экзамены идут за другими практически подряд. Скажу, что я уже привык к этому до такой степени, что если промежуток между экзаменами составляет больше 2 дней (как это бывает для лондонских экзаменов), то это кажется чем-то необычным и даже мешающим, как будто марафонец сбивает дыхание в связи с этими перерывами. Программа МИЭФ в этом плане закаляет.

- Если говорить непосредственно о процессе обучения в МИЭФ, то, что больше всего запомнилось?

Вспоминается, как мы увлеченно делали командное эссе по микроэкономике на третьем курсе весь вечер, всю ночь и все утро, не успев поспать ни одного часа, постоянно переписываясь и делясь своими идеями, чтобы сделать как можно лучше. Да, мы тогда немного поздно собрались, но все сделали в срок, и мне кажется, у нас неплохо получилось! И здесь я хочу отметить студентов МИЭФ, очень мотивированных и ответственных ребят, каждый из которых в том случае ощущал свою ответственность и не перекладывал его на другого человека. И это был не единичный случай. Чувствуется атмосфера желания помочь.

- Наиболее полезное приобретение за годы учебы в МИЭФ?

Очень часто студенты МИЭФ говорят, что МИЭФ учит учиться. Каждый может понимать это по-своему, но для меня это прежде всего умение не бояться новых вызовов, справляться с трудностями. Наша жизнь не стоит на месте и требует постоянного самосовершенствования, и подход МИЭФ к изучению различных дисциплин, ориентир на самостоятельность становятся очень ценными навыками, которые могут быть использованы во многих сферах деятельности.

- Где ты проходил стажировку во время обучения в МИЭФ?

После третьего курса я проходил стажировку в одном из подразделений инвестиционной компании «Ренессанс Капитал», в группе по учету операций с деривативными инструментами. Я работал с брокерскими отчетами, вел платежи и занимался подтверждением деталей сделок. По результатам стажировки мне стал более понятен процесс обращения производных финансовых инструментов в инвестиционных банках. Также я бы отметил дружный коллектив. По окончании можно было остаться и продолжать работать, но я не видел возможности совмещать работу и учебу одновременно.

-Почему ты решил после окончания МИЭФ продолжить обучение за рубежом?

Одной из причин продолжения обучения за рубежом является получение опыта проживания в другой стране, знакомство с разными людьми, культурами, языками. Это позволит получить лучшее представление о жизни и о мире, стать более приспособленным к окружающей обстановке, ведь ты будешь сталкиваться с трудностями и новыми вызовами в незнакомой среде. К тому же это очень интересно!

Конечно, образовательный аспект немаловажен, но я абсолютно уверен и знаю, что в России существует ряд магистратур, которые по своему учебному плану и уровню предоставляемых знаний ничуть не уступают лучшим западным магистерским программам, а в каких-то аспектах их даже превосходят. Касательно аспирантских программ меня привлекает возможность сразу после бакалавриата, минуя напрямую ступень магистратуры, поступить на PhD программу, так как первые два года там – это, по сути, и есть магистратура.

- В какое количество вузов ты подавал документы?

Скажу, что подача документов – это достаточно трудоемкий процесс, который лучше всего начинать заранее. Необходимо предварительно подтвердить знание английского языка (IELTS/TOEFL), сдать тест, проверяющий вербальные и аналитические способности (GRE/GMAT), написать мотивационное письмо, рассказывающее о побудивших мотивах поступать на выбранную программу именно в этот университет, позаботиться о наличии до трех рекомендательных писем от профессоров, а также заполнить много форм. Тем более, касательно лучших аспирантур это нужно успеть сделать до начала/середины декабря или относительно чуть менее известных программ, по крайней мере, до середины января. Признаюсь, что до начала четвертого курса у меня не было четкой определенности и понимания, стоит ли мне подавать именно на PhD программы, но, пообщавшись с лектором по монетарной экономике и оценив преимущества, я настроился на PhD. Так как при подаче документов в зарубежные аспирантуры в большинстве случаев приходится конкурировать с выпускниками магистратур со всего мира, которые имеют более зрелое представление об исследованиях, мы посчитали, что лучше попытаться подавать в как можно больше мест, добавив ко всему этому еще один вариант с магистратурой LSE. Я сосредоточился на США, так как аспирантские программы там считаются наиболее сильными.

- Какую программу ты выбрал? И почему ты остановился именно на ней?

У меня был выбор из двух PhD программ по экономике (University of North Carolina at Chapel Hill и Georgetown University) и одной магистерской программы по экономике и финансам в LSE. Я выбрал PhD программу по экономике университета Georgetown в Вашингтоне (США), который предложил мне полную стипендию на обучение с покрытием расходов на проживание. Это был непростой выбор, но одним из факторов в пользу Georgetown сыграли предложенные условия, которые мне позволят уделить больше времени учебе на первом году программы, являющемся всегда трудным, без обязательств выполнения работы на факультете (departmental assistantship). Также свою роль сыграли репутация Georgetown, его наследие с очень хорошей сетью выпускников и близость к международным организациям в Вашингтоне.

- После окончания зарубежной PhD программы, планируешь ли ты работать в России или будешь искать работу за рубежом?

Посмотрим, время покажет. Сейчас я занимаюсь оформлением учебной визы в США и документов. Поэтому для начала нужно завершить этот процесс. А дальше все будет зависеть от меня, насколько я смогу стать хорошим исследователем.

- Многие ли из выпускников МИЭФ продолжают обучение за рубежом?

Я уже отмечал, что открывающиеся возможности, связанные с продолжением образования за рубежом, – это одно из главных преимуществ МИЭФ, и количество таких выпускников из года в год растет. Об этом может говорить и статистика. Тем более расширяются и направления: если раньше главным образом это была Англия, то сейчас все больше выпускников едут в континентальную Европу, США, Канаду, Австралию, в том году даже появился человек, который поступил в Монако. Из общения с однокурсниками мне кажется, что и в этом году данная тенденция сохранится.

- Чтобы ты хотел достичь в жизни – одна главная цель?

Это достаточно философский вопрос, поэтому отвечу так: оставаясь самим собой, приблизиться к тому, чтобы выйти за пределы себя, преодолеть себя. Я считаю, что человеческие возможности менее ограничены, чем кажутся, поэтому я хочу познать себя и окружающий мир. Получение хорошего образования приближает меня к этой цели, так как на многие вещи ты начинаешь смотреть по-другому и, как мне кажется, становишься более свободным и компетентным. В то же время немаловажно находиться в ладу с самим собой.

Беседовала Алина Волохова/ специалист по связям с общественностью МИЭФ НИУ ВШЭ