«Умение учиться – это самый главный навык для будущего специалиста»
Анна Юрко, доцент МИЭФ, обладатель PhD и заместитель академического руководителя магистерской программы МИЭФ, ведет исследования на стыке социологии и экономики, ее исследование на тему материнского капитала, сделанное совместно с Фабианом Слонимчиком, в 2015 году получило Гайдаровскую премию. В интервью подкасту HSE Talks она рассказала, как изучает сферу образования с помощью экономики, в чем проблема современной профориентации школьников и какой навык самый главный для будущего специалиста.
Про исследования в области экономики и образования
С коллегой из МИЭФ Фабианом Слонимчиком и исследователями из зарубежных университетов мы занимаемся изучением экономической эффективности образования. Мы изучали базы данных ребят из разных школ, в частности собранную Институтом образования ВШЭ, и на протяжении нескольких лет отслеживали выбор образования, профессии и принятие других определяющих решений. На основе сделанных наблюдений мы пытались определить, какие факторы влияют на выбор образования после школы. Это факторы разные – семейные, учебные, материальные, текущие академические достижения абитуриента и госполитика, которая определяет наличие бюджетных мест в вузах. Также на выбор профессионального пути влияет цель – выход на рынок труда и ожидаемые заработки в разных направлениях. К изучению всех этих вопросов мы подходим с экономической стороны и присущим ей инструментарием.
Безусловно, нам интересен индивидуальный выбор, но для нас более важно – агрегировать данные и посмотреть на рынок образовательных услуг с точки зрения распределения специалистов по отраслям, что в конечном итоге определяет уровень зарплат и благосостояние сотрудников в разных сферах. В результате наших исследований мы хотели бы прийти к выводу, каким образом можно сбалансировать ситуацию и улучшить эффективность образования, сформулировав наиболее благоприятный сценарий развития рынка труда. Мы не пытаемся строить прогнозы, скорее – понять некие закономерности, на основе которых обозначить предпосылки к выстраиванию эффективного взаимодействия образовательных структур, индустрии и регуляторов.
Как школьникам узнать свой интерес к науке и обучению
Я сама разобралась в том, чем я хочу заниматься, только закончив университет, и прекрасно понимаю, что давление, которое сейчас оказывается на школьников с целью определиться с выбором профессии, вряд ли принесет ожидаемый эффект. Современный мир довольно изменчивый, рынок труда очень непостоянный, и мы не знаем, кто на нем будет востребован наверняка через 10-20 лет.
Выбор профессии для школьников и усиленная подготовка к узкому профессиональному треку – не слишком эффективное вложение сил
На мой взгляд, для школьника гораздо важнее понять себя и то, что ему нравится, будь то математика, языки, общение с людьми или техника, и строить свой профиль максимально широко, занимаясь базовыми навыками.
Также ребятам надо дать понять, что если человек ошибся с выбором пути – это не крест, хотя ошибка усложняет жизнь и повышает издержки на смену профессии. Меня в этом плане всегда мотивирует мой друг, который с детства мечтал профессионально играть в американский футбол и стоил спортивную карьеру. Однако он повредил спину, три месяца заново учился ходить, а потом решил получить PhD по экономике – сейчас у него свой хедж-фонд. Безусловно, люди, которые раньше определились, будут иметь фору, но это не страшно – их можно догнать.
Почему просто хороший диплом – еще не пропуск в индустрию
Человек, который поступил в вуз, особенно в селективный, прошел обучение и смог выжить, таким образом подтверждает свои навыки, трудолюбие, стрессоустойчивость, способность приспосабливаться к разным условиям, и это важный знак для работодателя. С точки зрения приемной комиссии естественно обращать внимание на то, как ребенок учился в школе и какие баллы получил на ЕГЭ.
У многих работодателей есть своя система тестирования, которая может объективно показать работодателю потенциальное качество кандидата. В вузах тоже есть свои критерии оценивания готовности будущих специалистов, такие как GMAT, что упрощает выпускнику «техническую» репрезентацию перед работодателем, однако это еще не пропуск на лучшие позиции – любой компании важно вписать кандидата в свой коллектив также по личным и ценностным параметрам.
МИЭФ объявляет конкурс:
В комментариях к видеоинтервью, которое вы найдете внизу текста, опишите три главные причины, почему экономика – это круто. Автору самого интересного комментария будет вручен приз, в конце сообщения не забудьте поставить хештег #миэф.
В индустрии и в академическом дискурсе сейчас очень активно поднимается тема навыков общения с людьми, которые можно эффективно развить наряду с фундаментальными знаниями в образовательной среде. Со школы можно учиться коммуникативным навыкам, таким как презентация, умение объяснить свою точку зрения, вести дебаты и работать в команде. Дело в том, что навыков, которые можно развивать индивидуально, значительно меньше, чем тех, что требуют коммуникативной работы. Люди как правило работают командами, и для профессионального успеха будущему специалисту необходимо обладать высоким уровнем развития мягких навыков.
Про важность навыка самообучения
Именно школа и университет позволяют человеку научиться себя постоянно развивать. Умение учиться – это самый главный навык для будущего специалиста. А умение учиться самостоятельно ценится вдвойне. Я давно преподаю и вижу то, что сейчас школьники и студенты проявляют большую склонность искать себе поддержку в образовательном процессе – это могут быть репетиторы, дополнительные курсы, семинары, то есть у них возникает постоянная потребность в том, чтобы им разжевали материал, больше объяснили и показали «на пальцах». Конечно, это облегчает учебу и экономит время, но навык самостоятельного разбора – это то, что абсолютно необходимо и пригодится в будущем.
Одно из достоинств образовательной системы МИЭФ как раз в том, что обучение предполагает большое количество самостоятельной работы, в итоге выпускник готов взяться за задачу любого уровня сложности
Рано или поздно человек сталкивается с тем, что проблему надо решить самостоятельно, потому что никто вам не сможет объяснить, как правильно принять то или иное решение. Очень было бы хорошо, чтобы к моменту возникновения такой ситуации у специалиста уже был выработан навык одиночной атаки задачи – кроме того, что победа положительно скажется на рабочем процессе, это также принесет огромное удовлетворение и уверенность в собственных силах.
Про плюсы обучения в МИЭФ
Образование – это про человеческий капитал и про его развитие, и нельзя хорошо развить чужой капитал, не обладая своим собственным. Поэтому главная ценность МИЭФ в том, что институту удалось собрать уникальный преподавательский состав – лекторы многих курсов имеют опыт западного образования и степень PHD, так что могут поделиться этими знаниями и опытом со студентами. Также свой вклад в развитие студентов делает и команда сотрудников, которые работают с ними и опекают их по всем направлениям. В целом в МИЭФ очень сбалансированная среда для развития, поскольку и сами студенты, прошедшие жесткий отбор и соответствующие высоким требованиям института, тоже образуют некое братство по амбициям, ценностям и стремлению развиваться. Быть частью такого сообщества тоже прекрасно. Как экономист могу сказать, что в оценке образования главную роль играет ответ рынка, и если образование востребовано – а МИЭФ очень котируется у работодателей – это главный показатель качества выпускников.