• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Теории игр всегда будет, что вам предложить в качестве идей»

«Теории игр всегда будет, что вам предложить в качестве идей»

Пейо Суасо-Гарин является доцентом МИЭФ с 2019-го года, он ведет исследования и преподает курсы для бакалавров и магистров. В интервью для подкаста ICEF Talks он рассказал, как фильм «Игры разума» повлиял на его увлечение теорией игр, почему математика – универсальная сфера для карьеры и зачем теоретику выходить из зоны комфорта, становясь преподавателем.

Про встречу с МИЭФ

Приехать в МИЭФ было неожиданным для меня решением. Я работал в родном городе в Испании, родители были рады, что я нахожусь рядом, я был доволен и не искал перемен. На тот момент мой друг Эмилиано Катонини работал в МИЭФ, он сообщил мне, что здесь открылась позиция, которая мне бы очень подошла. Я задумался. Переезд в Россию тогда не входил в мои планы, но я вдруг вспомнил российских ученых, с которыми общался за границей, это были замечательные, прекрасно образованные люди, с которыми было очень интересно дискутировать на различные темы, будь то философия, литература или наука в целом. Пришла мысль – почему бы и нет? Решение было принято, дальше последовали несколько собеседований онлайн – это был самый разгар пандемии – и вот я оказался в Москве.

Про выбор математики как специализации

Когда нужно было определиться с тем, куда пойти учиться, у меня не было понимания, чего я хочу. В школе я интересовался многим, больше всего привлекали языки и литература. Однако, когда я подумал о математике как о профессии, я тут же перестал метаться и выбрал ее как направление, где хочу развиваться.

В карьерном плане математика – это многообещающая сфера

Заниматься математикой можно практически в любой области, она не исключает возможности работать в прикладных финансах и одновременно позволяет специализироваться на абстрактной математике и вообще и уйти в науку. Сфера не из простых, и когда я сообщил родителям о том, что настроен строить карьеру в математике, они сперва схватились за голову и долго переживали, но в итоге все сложилось хорошо. Математика избавила меня от проблем выбора на долгие годы.

Про теорию игр

Экономикой я заинтересовался уже на этапе получения степени PhD. В бакалавриате я занимался сугубо математикой, тогда как раз вышел фильм «Игры разума», где Рассел Кроу играет выдающегося ученого Джона Нэша, и многие были впечатлены магической аурой этой истории. Я был в их числе, и позднее, когда получал PhD и нужно было выбрать исследовательское направление, я остановился именно на теории игр. Тема оказалась очень многогранной, междисциплинарной, и если вы интересуетесь социологией, философией, математикой, эпистемологией и психологией одновременно, то теории игр всегда будет, что вам предложить в качестве идей или размышлений. Широка и ее прикладная область – это политология, экономика, биология. Наверное, меня привлекает в теории игр именно возможность рассмотреть проблему с разных углов, это дает обширную сферу для ее применения даже в юриспруденции. Сам я теоретик и веду исследования в чисто абстрактной, концептуальной плоскости, но постоянно открывать в теории игр разные стороны вдохновляет.

Исследователей часто спрашивают, применяют ли они теорию игр в жизни. В том же фильме «Игры разума» Нэш пытается привлечь внимание девушки, демонстрируя ей то, как работает «равновесие Нэша» в действии. Однако сцена совершенно не отражает этот феномен, если разбирать его с точки зрения теории игр.

Я не отношу себя к категории ученых, которые подходят к своему предмету утилитарно и не считаю, что задачи социологии сводятся к тому, чтобы дать нам некое руководство по поведению в обычной жизни

Если физики и математики отлично знают геометрию, это не означает, что они будут чемпионами по игре в бильярд. Для меня теория игр – это область, исследующая человеческое поведение и способы принятия решений, она призвана дать понимание этих процессов и объяснить, как люди приходят к соглашению. Например, ребенок с ранних лет может принимать довольно сложные решения в ситуациях с высокой степенью неопределенности, хотя мы считаем его «глупым» с точки зрения опыта. Он каким-то образом может оценить ситуация и сделать выбор в пользу не таких уж неправильных решений. Поэтому на мой взгляд теория игр призвана дать объяснение этих феноменов и того, каким образом люди приходят к пониманию того, как им поступить и что правильно, а не давать руководство к действию.

Конечно, и мне бы хотелось научиться использовать теорию игр, чтобы разбогатеть, но на деле я с ее помощью пытаюсь объяснить перплексивность (в теории информации перплексивность — мера того, насколько хорошо распределение вероятностей предсказывает выборку, может использоваться для сравнения качества статистических моделей – прим.) человеческого поведения.

Про статью, опубликованную в The Review of Economics Studies

Статью «Рационализируемость, наблюдаемость и общие знания» мы с соавтором писали пять лет, нужно было время, чтобы сформулировать сложные идеи и представить на бумаге. Нам повезло, что ее взяли в один из пяти топовых научных журналов. Мы рассматривали интерактивный процесс принятия решения, на мой взгляд в этом направлении за последние годы произошел большой прорыв – мы в свою очередь пытались в этой работе объяснить то, почему стороны не могут договориться о наилучшем исходе ситуации, который бы устроил обоих.

Представим: есть два ресторана, и вы выбираете, в какой пойти с вашей девушкой. Первый – очень хороший, второй – так себе, и вам надо решить, какой выбрать, при этом вы не контактируете. Вы выбираете один ресторан, она другой. Возникает непонимание, а пойти хочется вместе. Первый ресторан нравится вам обоим, второй вы оба не любите. Кажется, что исход ситуации легко предсказуем, и даже если у вас нет контакта, вы оба скажете: «Ладно, пошли в этот – он наш любимый». Оказывается, что это предположение обманчиво.

Возвращаясь к примеру с ресторанами, представим, что вы верите, что девушка захочет пойти в плохой ресторан, и сама девушка верит, что может поступить именно так – а раз вы верите, что она хочет пойти туда, то решаете идти с ней, поскольку не хотите идти один. Она, решив, что вы правда согласны, пойдет в плохой ресторан – она ведь тоже не хочет идти в одиночку. В итоге вы оба идете в плохой ресторан – вам удалось договориться. Каждый из вас в этой ситуации знает, как поступит другой, и старается договориться, исходя из выбора другого. Тем не менее, поверить, что ситуация разрешается вот так, трудно, поскольку вам обоим нравится другой ресторан – зачем тогда вы решаете пойти в плохой?

Найти объяснение того, почему люди, зная, что в ситуации непонимания их обоих устроит один исход, но при этом выбирают другой, не всегда просто

Вы бы легко разрешили ситуацию, если бы между вами был контакт, сказав: зачем нам идти в плохой ресторан, давай выберем хороший. Эту идею мы с моим соавтором развиваем в нашей статье. Мы показываем, что даже в ситуациях, когда контакта между людьми нет, они легко приходят к соглашению. Оптимального для всех исхода достичь можно – эффективный результат возможен и тогда, когда общение затруднено. В теории игр при разборе ситуаций интерактивного процесса принятия решений произошел большой прорыв в плане объяснения того, почему люди не могут договориться об исходе, который бы устроил их обоих.

Про преподавание и науку

С одной стороны, исследователю нужно найти способ давать студентам сложный материал так, чтобы вникание в него не занимало у них большую часть времени, поскольку студенческая жизнь – это много всего, друзья, отдых, общение, впечатления, это важная часть университетской жизни и взросления в целом. Понятно и просто изложенный материал поможет заинтересовать студента и даст возможность сразу вникнуть в суть предмета. Ты как преподаватель должен вычленить из материала чистые идеи при объяснении применения математической модели в экономике. Так в процессе работы над курсом и объяснения его ключевых моментов у тебя самого часто появляются новые идеи для написания статьи. Во многом моя последняя статья была задумана благодаря общению со студентами.

С другой стороны польза преподавания для теоретика связана с выходом из зоны комфорта – зачастую студентам нужно объяснить прикладные стороны дисциплины, таким образом вы сами начинаете видеть точки соприкосновения своей специализации с новыми для вас областями, что очень обогащает ваше научное видение. Это одна из причин, почему я не занимаюсь сугубо наукой, но и учусь упаковывать знания во вполне доступные и системно проработанные курсы.

Про курсы для бакалавров и магистров

В бакалавриате я веду курс экономики отраслевых рынков и курс микроэкономики, а у магистров – курс теоретической математики. Это очень различные курсы с точки зрения методологии. В бакалавриате мы скорее разбираем прикладные задачи через экономические феномены и пытаемся анализировать их с математической точки зрения. Бакалаврские курсы больше направлены на понимание экономических феноменов, тогда как магистерские призваны дать методологию освоения материала и обеспечить максимальное закрепление полученных знаний. В целом магистерский курс очень далек от прикладного, по сути, он является базой для освоения студентами в том числе других дисциплин и дает для этого инструментарий.

Внимание: МИЭФ объявляет конкурс

В комментариях к видеоинтервью, которое вы найдете внизу текста, можно написать свою историю о том, как экономика и/или финансы помогли вам в реальной жизни, в конце сообщения нужно поставить хештег #миэф.

Мы выберем 3 истории, их авторы получат один из трех призов от МИЭФ:

  • встречу с выпускником (это возможность узнать интересные подробности об обучении),
  • консультацию с Центром карьеры МИЭФ,
  • участие в Летней школе МИЭФ для школьников.

Конкурс проходит до 31 мая 2023 года.

Кроме методологии мне важно сделать курсы интересными, чтобы замотивировать студентов уже с первых лекций. Ребята приходят на занятия с ожиданием чего-то нового и интересного, и твоя роль как преподавателя заключается в том, чтобы не дать этому интересу потухнуть, и даже разжечь его. Когда студенты начинают погружаться в предмет, то еще не могут оперировать какими-то понятиями и инструментарием. Например, когда мы изучаем вопросы оптимизации – скажем, компании надо определить объем производства, но тогда вырастут издержки и производство станет дороже. Как найти баланс между отдачей и вложениями? Все это надо детально объяснить и при этом подать так, чтобы у ребят не возникло страха перед математическим взглядом на разбираемую экономическую ситуацию.

Что касается курса микроэкономики, то, на мой взгляд, это очень полезная дисциплина для применения в разных жизненных ситуациях. Студенты обязательно столкнутся с вопросами оптимизации, мы должны дать им концептуальный инструментарий для того, чтобы они могли анализировать информацию самостоятельно и мыслить конструктивно.

Студенты с помощью микроэкономики должны понять, что в ситуации, когда надо принять решение, нельзя видеть только черное и белое, надо уметь находить баланс

На самом деле это именно то, на что в микроэкономике делается акцент – находить баланс между выгодами и потерями, микроэкономика учит видеть моменты, которые нельзя упускать из виду. Поэтому моя задача во многом заключается в том, чтобы развить в студентах критическое мышление и научить смотреть на ситуацию в целом. Общество – это сложный организм, и экономические вопросы совсем не однозначны, поэтому находить решения нужно исходя из каждых конкретных предпосылок.

Про то, что нужно знать абитуриентам МИЭФ

Многие ребята на начальных курсах теряют ориентиры и не понимают, зачем все эти сложные предметы. Могу сказать, что это понимание приходит только на старших курсах, когда у студента сложится база и появятся инструменты для того, чтобы применять их на практике. Поэтому всем абитуриентам и первокурсникам я советую запастись терпением для изучения предметов, которые сперва могут показаться неинтересными и непонятными в плане их применения. Поверьте, если преподаватель вам говорит – тут надо разобраться с математикой, а тут с философией, а здесь применить социологическую оптику, а вам при этом так не кажется, то через пару лет вы смените мнение – просто нужно подождать.

Кроме того, в МИЭФ и в Вышке в целом студентам доступны абсолютно удивительные ресурсы – библиотека, софт, высококлассные преподаватели, студенческие организации, карьерная поддержка, научные лаборатории. Здесь студенты начинают приобщаться к науке уже на первом курсе в процессе учебы и перестают бояться академической работы – это позволяет им понять, что они получают действительно передовые знания, и все это происходит уже в бакалавриате. В МИЭФ есть возможность получить топовое образование, такой уровень я наблюдал всего в нескольких вузах в мире. И если у вас есть шанс и желание поступить сюда, то надо обязательно постараться его реализовать, потому что к моменту окончания учебы, если, конечно, будете по максимуму брать от вуза, вы сможете получить отличную позицию в индустрии, причем не только в России, но и в мире. При всем этом я всегда напоминаю новичкам: заниматься по жизни нужно тем, что нравится, и точно не браться за то, что неинтересно. Если вам не нравится экономика, но родители настаивают, не беритесь за нее, значит – она не для вас.