• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«МИЭФ дает избыточный объем знаний и навыков для карьеры в IT»

«МИЭФ дает избыточный объем знаний и навыков для карьеры в IT»

Егор Юркевич закончил бакалавриат МИЭФ в 2018 году, а в 2020-м – магистерскую программу Вышки «Коммуникации, основанные на данных». С 2021 года он является менеджером по стратегии и корпоративному развитию в компании «СберМаркет». В интервью он рассказал, как справиться с трудностями в английском и математике, почему выпускники МИЭФ востребованы в IT и что такое «in-house консалтинг».

Как я попал в МИЭФ

Изначально я планировал учиться за границей и готовился к экзаменам для поступления в американские университеты. В какой-то момент я решил пристально взглянуть на предложения университетов в РФ и нашел для себя МИЭФ: сопоставимая по структуре с западными университетами учебная программа и потрясающий преподавательский состав – оказалось, что можно получить опыт учебы на английском с иностранными лекторами никуда не уезжая. Я решил все упростить и подал документы только на МИЭФ: программа показалась мне супер-оптимальной и на тот момент ничего аналогичного на нашем рынке не было. Обучение на английском казалось большим преимуществом, так позволяло прокачать и затем поддерживать уровень делового английского. На самом деле, даже если изначально английский не очень хороший, то в МИЭФ есть возможность это оптимизировать – ходить на специальные занятия по английскому для первокурсников или в крайнем случае поначалу посещать только русскоязычных семинаристов.

Почему учиться в МИЭФ непросто

Главный челлендж в учебе для меня заключался в математике – я был одним из немногочисленных студентов, у которых отсутствовала фундаментальная математическая подготовка, я не ходил на дополнительные курсы, не изучал ее углубленно при МГУ или на ФДП Вышки. Большинство студентов в МИЭФ приходят с сильной подготовкой выше уровня ЕГЭ, у меня этого не было.

До сих пор не могу забыть первую декаду лекций профессора Алексея Ахметшина, на которых все в аудитории разговаривали будто бы на другом языке

При этом, я уверен, в МИЭФ при должных усилиях все можно подтянуть – у меня ушло два года на то, чтобы полностью влиться в процессы и перестать стрессовать. На 3-4 курсах дополнительно начался сильный уклон в эконометрику, оно и понятно – это стержневой и связующий предмет, знание которого требуется в рамках большинства специализаций, к тому же это основа дипломной работы. Доступных и универсальных материалов для самостоятельного познания по этому предмету почти нет, поэтому надо посещать все лекции и семинары. Я тогда уже начал работать, это требовало отдельной дисциплины в том, чтобы добывать лекционную информацию и посещать дополнительные группы от семинаристов. В МИЭФ если ты что-то пропускаешь, какую-то секцию, связанную с эконометрикой или, например, макроэкономикой, потом ее очень сложно восполнить, лучше так не делать.

Как я ставил цели

Когда я пришел в МИЭФ, моим долгосрочным стремлением была работа в IT: в тот момент происходил бум глобального венчурного рынка и расцветала IT-индустрия в РФ (кажется, что именно тогда наибольшую популярность среди соискателей обрели Google, Яндекс, Авито, Тинькофф и другие крупнейшие технологические игроки). Но в МИЭФ все еще оставался культ консалтинга, и однокурсники «заразили» меня идеей начать карьеру именно в этой индустрии. То есть уже на первых курсах МИЭФ повлиял на мои карьерные выборы – вспоминаю как мы рассуждали о направлениях и индустриях со студентами и выпускниками, как начинались пути моих одногруппников.

Мой первый карьерный опыт был приобретен на летней стажировке в КПМГ, где я на деле увидел, какими амбициозными являются студенты МИЭФ: на стажировку, изначально предназначенную для студентов последних курсов, из 12 принятых человек 8 оказались студенты МИЭФ со 2 курса. Несмотря на размах компании, из-за ограничения по времени эта работа не дала мне глобального понимания, что такое консалтинг – первый месяц я провел в департаменте аудита, а за второй месяц уже в консалтинге я успел только в общих чертах познакомиться с основами индустрии.

«СберМаркет» — российский онлайн-сервис доставки продуктов и товаров с полок магазинов. Сервис создан на базе российского фуд-тех стартапа Instamart. Компания основана в 2013 году, в 2021 году Сбер вложил в «СберМаркет» 12 млрд рублей дополнительных инвестиций. Генеральным директором «СберМаркета» является выпускник МИЭФ Асан Курмангужин. Интервью с Асаном можно почитать здесь.

После МИЭФ я продолжил обучаться в Вышке на программе «Коммуникации, основанные на данных» и параллельно я начал искать возможность «прочувствовать» консалтинг чуть глубже.  Я пошел путем быстрых экспериментов и попал в консалтинговый бутик Constanta Advisory. Несмотря на то, что бутики редко на слуху у студентов, у меня была возможность в течение нескольких месяцев работать над проектами для крупнейших в стране игроков в энергетике и телекоме. Бутики отличаются от «большого» консалтинга тем, что в бутиках меньше процессов и вводной части для новичков, но больше ответственности с первого дня работы и как правило сильнее точечная экспертиза команды в отдельных отраслях.

Что интересного было в магистратуре

Я поступил на программу «Коммуникации, основанные на данных» сразу после бакалавриата. Ключевым преимуществом было то, что преподавали специалисты из индустрии, которые обучали не только общим теориям, но и погружали в прикладные маркетинговые задачи на примере конкретных компаний, требующих в том числе базовых навыков программирования. Это то, чего в МИЭФ очевидно не могло быть представлено в полной мере, но мне хотелось погрузиться в техническую составляющую, чтобы лучше понимать процессы в IТ. Среди студентов магистратуры я был не единственным выпускником МИЭФ – нас выделяла сильная эконометрическая база и нам было проще наслаивать на эту основу новые знания в области анализа данных. МИЭФ дал для погружения в эту область даже больше, чем было нужно.

В магистратуре я пришел к выводу: математической базы МИЭФ достаточно, чтобы ускоренно развиваться в области анализа данных

В целом, знаний после выпуска с бакалавриата МИЭФ вполне достаточно, чтобы начать строить IT-карьеру в аналитике, продукте или в стратегии, но при этом надо понимать, что дополнительные навыки все же будут нужны и их стоит почерпнуть до начала работы. В МИЭФ уже сейчас есть такие возможности, и чем раньше определишься с требуемыми скиллами, тем лучше подготовишься к концу обучения.

Как в «Авито» пригодилась индустриальная экономика

В команду стратегии «Авито» я пришел еще будучи студентом магистратуры. Команды стратегии в крупных компаниях почти всегда выполняют роль in-house консультантов, однако в отличие от работы в классических консалтинговых агентствах можно полностью сосредоточиться на одной интересной тебе индустрии. При этом результат твоей работы потенциально влияет на миллионы людей: так «Авито» – одна из крупнейших компаний в Рунете, ежемесячно на платформе совершают сделки 50+ млн человек.

Другим преимуществом работы в современном in-house перед классическим консалтингом является возможность заниматься именно стратегией – консалтинг в РФ, судя по комментариям моих однокурсников-консультантов, сосредотачивается на операционных, не стратегических проектах. В IТ же наоборот растет спрос на стратегические проекты, поэтому in-house команды все чаще взращиваются внутри компаний. Так в Авито я пришел в команду, где было всего два специалиста, а через 2 года уходил из полноценного крупного отдела.

За время работы в Авито по ощущениям удалось применить вообще все знания, которые у меня были получены за время учебы в бакалавриате. Пригодилось большинство предметов, от права до индустриальной экономики. Так в рамках работы я не раз обращался к конспектам лекций, чтобы освежить лучшее определение «сетевого эффекта» или подобрать фреймворк для анализа рынка. Это тот редкий случай, когда можно было попробовать на практике все, чему тебя научили.

Поскольку опыт в «Авито» был для меня была первой масштабной работой, я фокусировался на том, чтобы прокачать ключевые хард-скиллы. Мне очень повезло с командой, в которой были в том числе выпускники Стэнфорда и Оксфорда с богатым опытом работы на российском рынке, поэтому я фокусировался на том, чтобы перенимать у коллег опыт структурирования материалов, построения нарративов и грамотного оформления финансовых и операционных моделей.

Что я делаю в «СберМаркете»

Последний год я продолжаю работу в in-house стратегии «СберМаркета», где уже больше фокусируюсь на софт-скиллах и внедрении стратегии, как полноценного продукта. «СберМаркет» – текущий лидер рынка e-groсery, который продолжает находиться в колее кратного роста. Здесь я как Менеджер по стратегии и корпоративному развитию занимаюсь тем, что помогаю формулировать стратегии отдельных направлений бизнеса компании, структурирую общекорпоративные процессы, а также готовлю аналитические материалы для топ-менеджмента компании. Кстати, наш СЕО – также выпускник МИЭФ, Асан Курмангужин.

Как менеджер я помогаю лидерам компании принять ключевые решения по развитию бизнеса – в том числе на каких сегментах рынка стоит играть, с какой бизнес-моделью, какие проекты приоритизировать и какие отложить. Для принятия стратегического решения как правило нужно погрузиться в потребности пользователей, всесторонне проанализировать рынок, посмотреть на его тренды и структуру, понять, как работают конкуренты. Затем «нырнуть» в то, как функционирует сама компания, на какие принципы и цели она опиралась до текущего момента, разобраться в том, как устроена ее организационная структура, как устроена отчетность. В итоге на основе проделанной аналитической работы нужно сформулировать для топ-менеджмента новые цели и выборы, которые станут основной для новой стратегии.

Я планирую развиваться в СберМаркете и дальше.  Новая макроэкономическая реальность безусловно фундаментально изменила рынок РФ, и теперь важно еще более четко понимать ожидания онлайн-покупателей и реализовывать стратегии, отражающие рыночный контекст.