«Фундаментальное образование – не самоцель, а средство приобретения навыков для жизни»
Асан Курмангужин закончил бакалавриат МИЭФ в 2008 году, затем поступил в магистратуру Лондонской школы экономики, после работы в McKinsey также получил МВА в Гарварде. Сейчас он является генеральным директором компании «СберМаркет», которая входит в экосистему Сбербанка – это успешный онлайн-сервис доставки продуктов, недавно запущенный по всей России. В интервью Асан рассказал – как строить карьеру в технологической отрасли, чем полезна работа в Gett и McKinsey и какова главная сложность учебы на МВА.
Кем вам хотелось стать после МИЭФ и почему вы выбрали консалтинг?
Во время моей учебы в ВШЭ (2004-2008 год) мы только начинали осознанно подходить к выбору карьеры. Появлялись студенческие клубы, первые кейс-чемпионаты. Например, моя жена Полина Мальцева – также выпускница МИЭФ – стала основателем кейс-соревнования McKinsey Business Diving. Мы начали понимать связь между теорией и реальными задачами, которые предстоит решать в бизнесе.
В итоге я принял решение пойти в консалтинг, исходя из двух факторов. Во-первых, мне хотелось попасть в среду амбициозных и умных людей, вместе с которыми ты можешь продолжать расти. Во-вторых, иметь возможность проверить себя в совсем разных индустриях и функциях – на тот момент у меня не было четкого понимания, в какой конкретно отрасли я хочу работать. Поэтому решение о работе именно в консалтинге стало логичным.
Как уже работа в компании помогла в самоопределении?
Компания, как и МИЭФ, дали мне возможность приобрести ряд навыков, которые позволили успешно развиваться дальше. Во время учебы в МИЭФ я научился фокусироваться, быть целенаправленным, уметь глубоко прорабатывать и изучать сложные концепции и различные вопросы. А McKinsey я обязан своими навыками структурирования, умением разложить проблему на составляющие и коммуницировать с клиентом.
Мне очень повезло, что до поездки на MBA McKinsey дала мне возможность проработать год в новой для меня индустрии. Я получил несколько офферов. Первый был из московского правительства, второй – из крупнейшего банка, а третий – из стартапа Lamoda. Я посчитал, что операционный опыт, когда ты что-то можешь построить с нуля, очень интересен – и выбрал Lamoda.
Именно в тот год я понял, чем хочу заниматься и как строить карьеру, потому что сошлись две моих главных мотивации. Первая – быть окруженным сильными, неравнодушными профессионалами, от которых постоянно заряжаешься энергией и учишься. Вторая – это возможность из нуля сделать единицу и построить что-то, что будет работать и улучшать чью-то жизнь.
Тогда моей задачей стало выстроить с нуля службу доставки. Возможно, вы видели машины Lamoda Express на улицах Москвы, которые сейчас ездят по всей России. После работы в этой компании мне стало ясно, что я и дальше хочу оставаться в технологической индустрии и окружать себя интересными и разноплановыми людьми. Поэтому после окончания Гарвардской Бизнес-Школы в 2015 году я вернулся в эту среду через компанию Gett, а в 2018 году перешел в «Инстамарт», который затем стал «СберМаркетом».
Вы сделали нехаракетрный выбор в начале карьеры – насколько вы были подготовлены к тому, чтобы управлять, принимать решения и нести ответственность самому?
В первые несколько месяцев в Lamoda было страшно, так как многие задачи были для меня новыми. У меня первый раз появилась команда, которой нужно было управлять, впервые нужно было вести переговоры, отвечать за решения и достижения ключевых метрик в компании. Ты буквально должен был прыгнуть в океан, не умея плавать.
При этом после МИЭФ и McKinsey у меня была база аналитических способностей, умения прорабатывать проблемы и старательность, которые очень сильно помогли во время работы в Lamoda. На третий месяц работы я понял, что пора перестать бояться и жалеть себя, пора действовать и принимать решения.
Когда ты выходишь на арену, то уже становишься победителем – не важно, выиграл ты эту битву или проиграл, сам выход делает тебя сильнее, опытнее и создает что-то позитивное
Я многому научился в Lamoda, от первых навыков управления и мотивации команд до важности постоянной приоритизации и отказа от ненужных задач.
Где в сфере технологий место непосредственно техническим навыкам? Нужны ли они управляющему?
Lamoda, Gett и СберМаркет – это, безусловно, технологические компании со значительной операционной составляющей. По факту у таких компаний есть бизнес-цели, и твоя задача – реализовать их с помощью определенных инструментов. Как правило, это два направления – операционное и технологическое. Например – найти склад, а потом его технологически оптимизировать для удобства и скорости сборки заказа. Эти две задачи всегда идут рука об руку, поэтому я был одинаково вовлечен как в операционную, так и технологическую составляющую, когда возглавлял ключевые направления в Lamoda и Gett.
Поэтому важнейшим моментом в моей работе является не умение программировать, а умение интерпретировать желания клиента в бизнес-задачи и затем трансформировать в конкретные задания для команды, как в разработке, так и в операциях. Безусловно, умение программировать будет сильным преимуществом, но не является обязательным фактором успеха для руководителя.
Если говорить про МВА, какой уровень это дает в плане управления, мышления и понимания бизнеса? Зачем вообще этот диплом был нужен вам?
Учеба в Гарварде, как и на МИЭФ, стала для меня возможностью приобрести новые навыки. Передо мною не стояло конкретных целей, скорее просто хотелось хорошо провести время в непривычной среде. Но вышло немного по-другому, чем я ожидал.
Два года МВА оказались одними из самых сложных в моей карьере
С первого дня на МВА ты окружен невероятными возможностями, нужно постоянно осознанно принимать решения и выбирать, что для тебя важно. Одновременно в расписании могли совпасть встреча с главой ФБР, воркшоп с гендиректором Dropbox, и матч твоей футбольной команды, где ты вообще-то капитан. Наверное, такая вот ситуация наилучшим образом характеризует МВА – огромное количество встреч с выдающимися людьми и активностей, которые развивают в тебе важнейшие качества. Кроме того ты учишься у самых талантливых людей в мире, познаешь разные культуры и с этого уровня можешь обстоятельно подойти к выбору следующего этапа своей карьеры. МВА дает некую насмотренность и открывает тебе самого себя в плане возможностей.
Другой большой бонус обучения – это друзья. У нас с женой большое количество друзей по всему миру, с которыми мы часто встречаемся, когда путешествуем в другую страну.
Тогда какова роль именно фундаментального образования для успеха в карьере?
Для меня это скорее получение ключевых навыков для жизни и работы, таких как структурирование информации, что облегчает проработку сложных тем, настойчивость, умение принимать решения и анализировать результаты. Содержательную часть я во многом учил на работе или читал книги для решения конкретных задач.
У меня три диплома – бакалавриат МИЭФ, магистратура ЛШЭ и МВА Гарварда. И, честно сказать, я забыл большую часть теории. Но при этом годы обучения внесли неоценимый вклад в формирование меня как профессионала и как человека. Давно уже всем ясно, что хорошее фундаментальное образование – не самоцель, а средство приобретения навыков для жизни.
Есть своего рода традиция для студентов МИЭФ – начинать работать в компаниях вроде McKinsey и Gett. Почему важно стартовать в таких местах, что это дает?
Во-первых, это компании с четко выстроенной корпоративной культурой и отлаженными бизнес-процессами. Это важно – увидеть, как все работает в идеале, и потом куда бы ты ни пошел, тянуться к этой планке и превосходить ее. В McKinsey хорошо прорабатываются аналитические способности, навыки структурирования, презентации, коммуникации.
Вообще, консалтинг больше про логику, коммуникацию, диагностику и реализацию идей, тогда как технологические стартапы вроде Gett дают возможность прокачаться с точки зрения навыка принятия решений и воплощения задач в реальность. В быстрорастущих стартапах ты в первую очередь получаешь кредит доверия и учишься брать на себя большую ответственность, решая много задач. Кроме того в компаниях с культурой стартапа, ты можешь быстро реализовываться на конкретных проектах, что очень важно в плане формирования опыта и развития.
С каким опытом вы подошли к проекту «Сбермаркет» и как создали коллаборацию с крупнейшим провайдером банковских услуг?
Изначально компания называлась «Инстамарт». Я присоединился к ней после двух лет работы в Gett и чувствовал, что есть силы, чтобы возглавить не только ключевую функцию, но и компанию в целом. Я ушел из Gett и осознанно сказал себе, что не буду брать офферы, которые равносильны моей предыдущей позиции – пять месяцев у меня не было ни одного такого предложения. Это был тяжелый период саморефлексии и борьбы с постоянным желанием сдаться.
В итоге пришел оффер из «Инстамарт». На тот момент компания делала порядка 250 заказов в день в Москве, однако была убыточна с точки зрения операционной эффективности. Основной задачей в начале работы стало сделать бизнес прибыльным, чтобы начать масштабирование. В 2018 году мы стали зарабатывать на каждом доставленном заказе, в 2019 году открылись в Казани и Екатеринбурге, выросли в три раза за тот год и стали частью экосистемы Сбербанка. Сегодня мы доставляем в сто раз больше заказов, чем 3 года назад, когда я присоединился к компании, и работаем во всех регионах России, а это около 115 городов.
Банк рассматривал компании для сотрудничества в рамках экосистемы в самых крупных отраслях, таких как продукты питания. Уже тогда у нас были хорошие показатели роста, поэтому решение было принято в нашу пользу. Когда мы делали пилотный запуск, то работали одновременно под двумя брендами: «Инстамарт» и «СберМаркет». Конверсия у «СберМаркета» была на 40% выше. Приставка «Сбер» определенно дает людям чувство гарантии и безопасности. Только за последний год с момента начала сотрудничества мы выросли в 19 раз, что стало уникальным кейсом для e-commerce в России. Тут сыграла роль и концепция проекта – он про то, что человек может экономить время и энергию, заказывая продукты из своих любимых сетей домой.
Как именно пандемия повлияла на e-commerce, в частности – в рамках вашего проекта?
Если говорить о российском рынке, то здесь есть особенность – у нас одна из самых низких долей покупки продуктов питания онлайн по сравнению с другими странами. Например, в Южной Корее эта доля составляет 18%, а в России – менее 1%. Рынок России будет расти до среднемировых показателей в 5-7% в ближайшие несколько лет, и мы хотим стать лидером этого роста. Пандемия ускорила наше развитие, но нам предстоит еще проделать большой путь, чтобы нарастить долю онлайн до среднемировых показателей.
Говоря о технологиях, почти все крупные финансовые структуры становятся ИТ-компаниями. К чему себя готовить студентам, чтобы вписаться в меняющийся рынок?
Недавно у нас родилась дочь, в этот момент я как раз читал книгу 'How Will You Measure your Life' известного профессора Клейтона Кристенсена. Одна из его идей – подумать о своем ребенке в том ключе, что не резюме – главный мотив его развития, а сами навыки, которые на ваш взгляд помогут ему в будущем.
Аналогично я подхожу и к своему развитию и советую то же студентам. Важно подготовить себя к миру, который быстро меняется. Поэтому лучше выбрать университет, в котором ты будешь окружен талантливыми и амбициозными ребятами – как, например, Вышка. Дальше важно постоянно нарабатывать навыки обращения с информацией, коммуникации, логики, при этом пользоваться университетской средой для обмена этими навыками и проявлять себя в ней.
Понятно, что за многих делают выбор родители. Но, уже поступив, нужно спросить себя: где я хочу оказаться через 3-5 лет и какие нужны для этого навыки? Возможный ответ – лидерские. Где я могу получить их на практике? Ответ – участвовать в кейс-чемпионатах и проходить стажировки в крутых компаниях. Где я могу прокачать навыки лидирования команд? Ответ – организовать секцию внутри университета, поработать волонтером, проявить себя в студенческих активностях.
В формировании важных навыков нужно инвестировать много времени и энергии. Поэтому я бы советовал ребятам активно заниматься этой частью своей жизни, пока университет дает такую возможность. Технические или практические навыки не столь важны, на это всегда найдется время, если построите себя как личность еще в начале своей карьеры.