«Предпосылок к тому, чтобы проекты дефолтились, мы не видим»
Александр Аксаков, выпускник МИЭФ и директор подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ, рассказал «Коммерсанту» о промежуточных итогах реализации программы льготного кредитования строительства инфраструктуры, возможных антикризисных мерах в условиях закрытых рынков капитала, а также о перспективах развития этого механизма.
Механизм инфраструктурных облигаций фактически запущен с середины 2021 года. Сколько займов в рамках этой программы уже выдано?
На текущий момент одобрено 14 проектов в восьми регионах на общую сумму 27,9 млрд руб. Надо понимать, что все эти проекты очень масштабные и рассчитаны на длительный срок реализации. Сейчас уже ведется финансирование по одному проекту — в Тульской области будет создана инфраструктура для микрорайона «Новая Тула». В ближайшее время начнется выделение средств еще нескольким.
В целом, хоть механизм был запущен почти год назад, в активную фазу он вошел недавно. Во-первых, определенное время после принятия постановления правительства о внедрении инфраструктурных облигаций 31 декабря 2020 года потребовалось для создания необходимой финансовой инфраструктуры, структурирования и одобрения первых проектов. Однако в целом этот процесс шел быстрее, чем можно было ожидать. Во-вторых, довольно много времени порой уходило на подготовительную работу с регионами, застройщиками, инвесторами. Механизм действительно сложный, а уровень компетенций на местах разный.
Сколько жилья эти займы позволят построить?
Речь идет примерно о 2,2 млн кв. м жилья, которые благодаря одобренным займам будут обеспечены необходимой инфраструктурой. Надо понимать, что мы финансируем не само жилье, а инфраструктуру, тем самым стимулируя его ввод,— понятное дело, что «коробка» без дорог, инженерных сетей и социальных объектов непривлекательна для людей. Поэтому для нас важен комплексный подход, чтобы в рамках проектов создавались комфортные условия для граждан и, конечно, улучшалось качество городской среды.
Видите ли вы со стороны застройщиков рост спроса на поддержку?
Безусловно, на фоне макроэкономических факторов, волатильности ключевой ставки и высокого уровня неопределенности спрос на инфраструктурные облигации возрос. Стандартно, если бы застройщик финансировался за счет рыночного банковского кредита, скорее всего, могли возникнуть сложности с экономикой проекта: чтобы вернуть затраты на создание инфраструктуры, пришлось бы либо добавлять собственные средства, снижая экономическую привлекательность проекта, либо закладывать расходы в цену квадратного метра. Преимущество механизма в том, что он позволяет финансировать объекты инженерной, социальной, дорожной, туристической, ИТ-инфраструктуры на льготных условиях. Когда мы структурируем проект и обсуждаем его условия с регионами и застройщиками, мы фиксируем пониженную процентную ставку на весь срок его реализации.
Первое размещение облигаций СОПФ «Инфраструктурные облигации», «дочки» ДОМ.РФ, для финансирования инфраструктуры на 10 млрд руб. состоялось в сентябре, второе — на такую же сумму — в декабре. Изначально говорилось о планах по выпуску облигаций на 30 млрд руб. в 2021 году. Почему фактический выпуск оказался меньше?
Эта цифра звучала до того, как все необходимые нормативно-правовые акты были приняты. Фактически ключевой показатель эффективности на 2021 год был на уровне 20 млрд руб. Логично выпускать облигации, исходя из ожидаемой потребности в финансировании, а размещать бумаги на 30 млрд руб. без проектов на такую сумму, просто впустую платить купон — бессмысленно. Когда мы понимаем, что набирается некая критическая масса проектов, которые требуют финансирования, мы размещаем облигации.