• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

«Богатство общения, которое дает Вышка, важно не меньше, чем оценки и знания»

Арслан Шахназаров

Арслан Шахназаров

Почему иностранные абитуриенты выбирают Вышку, какие эмоции переживают, переезжая в другую страну? Арслан Шахназаров, студент 2 курса бакалаврской программы МИЭФ, поделился с нами своей историей и рассказал, как он, простой мальчик из Бухары (Узбекистан), самостоятельно выбирал вуз, случайно сдал вступительный тест в Вышку, попал в топ-10 рейтинга, начал работу в «Тинькофф» и все еще не перестал мечтать.

Как бросить играть и начать учиться

Я учился в самой обычной школе в Бухаре и вовсе не был отличником, за исключением математики. В девятом классе я больше времени проводил в компьютерном клубе, чем в школе. А любимым уроком был труд, поскольку можно было безнаказанно играть в мобильные игры. Я еще застал то время, когда в Узбекистане было 12-летнее образование, мне казалось, что времени впереди уйма и ни о чем думать не надо. В 10 классе мы переехали в Ташкент, где я попал в физмат лицей, однако мой план развития особенно не поменялся. 

У меня на родине есть такой феномен: из стран СНГ именно Узбекистан отличается самым большим числом студентов, уезжающих учиться в Европу и США. Поэтому в старших классах все готовятся к сдаче IELTS, а у меня с английским было ну совсем никак. Может, этим бы все и закончилось, но я поспорил с одноклассником, что выучу язык лучше, чем он. Весь год я самостоятельно зубрил английский и получил за IELTS отлично. Это все определило, я впервые серьезно задумался о том, что пора готовиться к поступлению в вуз – но многое нужно было сделать «уже вчера». С подачей документов за рубеж я опоздал, поэтому стал изучать университеты в России.

Как иностранцу выбрать вуз

Как понять, какой вуз лучше? Выбор университета, направления, страны – все стало моим независимым проектом, в котором родители участвовали только кивая в ответ. Я начал изучать рейтинги и увидел, что они все-таки не дают объективной оценки. Полез на сайты, в паблики и форумы, где хотя бы мог прочитать личные отзывы реальных студентов и выпускников. Например, из мнений олимпиадников я уловил, что на самом деле Вышка котируется по многим параметрам выше МГУ и довольно скоро войдет в топ-100 мировых вузов. МГУ не привлекателен для меня из-за фундаментальности и негибкости образования, в дополнение ко всему там непрозрачный процесс приема иностранных студентов.

Арслан Шахназаров
Арслан Шахназаров

Тут же я выяснил, что Вышка проходит отбор иностранных студентов в виде очных испытаний прямо в Ташкенте уже через неделю. А у меня впереди был еще 12 класс! Все равно я зарегистрировался и пошел сдавать тесты. В итоге меня пригласили на собеседование, чтобы подписать документы – я получил 100 баллов по математике. С одной стороны я очень радовался, с другой – у меня не было аттестата. «Приходи на международную олимпиаду молодежи в следующем году», - этим закончилась история знакомства с Вышкой. После этого я уже готовился к сдаче олимпиады целенаправленно. В 12 классе я также стал призером второй степени в МОМ и в олимпиаде «Физтех», что открыло мне более широкие возможности поступления. 

Почему победил МИЭФ

Самым мучительным для меня стал выбор направлений. Я склонялся в сторону экономики и думал так: экономисты более социально активные, чаще занимают лидерские позиции, они адаптивные и не зашоренные. После того, как я сдал вступительные испытания, то получил 75% скидку на обучение и выбрал МИЭФ, поскольку институт имеет очевидные преимущества перед другими вузами и факультетами. Это в первую очередь международное образование с обучением на английском, не менее важна полезная другая среда – в МИЭФ много профессиональных и полезных связей, если даже просто посмотреть на истории выпускников. Здесь учатся сильные студенты, в том числе победители всероссийских олимпиад.

Но финальным решающим фактором стало наличие специализации «Математика и экономика», что для меня –  компромисс между моей любовью к абстрактным вычислениям и прикладным фокусом экономического образования. Еще мне просто понравился сайт МИЭФ, это субъективно вызвало симпатию к институту – там я без труда нашел всю доступную информацию по обучению: списки факультативов, отзывы студентов, интервью с выпускниками, информацию о преподавателях и все остальное, что определяет выбор абитуриента.

Как началась учеба

Впечатления от МИЭФ смешались с тем большим и новым ощущением, что я уезжаю жить один в другую страну. В Узбекистане мне все давалось легко, здесь же меня ждал совсем другой уровень – я, простой мальчик из Бухары, буду учиться с победителями олимпиад по экономике. Моя вера в себя поначалу была очень слабой. Надо было поставить цель, высокую и амбициозную, и включить сопернический дух, который мотивировал меня в разных жизненных обстоятельствах. На эту роль я выбрал студенческий рейтинг – вот, думал, войду в топ-6 и буду очень доволен.

С таким настроем – во что бы то ни стало стать одним из лучших – я приехал в Вышку. Я опасался, что будет стрессово учиться полностью на английском, но оказалось, что у меня хороший уровень, к тому же МИЭФ предоставляет первокурсникам интенсивный языковой  курс в профессиональном контексте – тут его преподают носители. Все было ново и ярко, первая встреча с группой проходила в формате социальной игры, меня поразило богатство общения, которое дает Вышка – оно важно не меньше, чем оценки и знания. Так я стал старостой группы и постарался быть максимально полезным для ребят. Они в свою очередь стали мне огромной поддержкой там, где у меня не было никого ближе. 

Меня поселили в общежитие для иностранцев, моими близкими друзьями стали француз, немец, эфиопец и чилиец – мир стал для меня очень большим в одночасье 

Когда я пришел на первую пару по микроэкономике, то ничего не понял. Ребята говорили умные слова вроде «предельные издержки» - как они так делают? Меня это подстегнуло, по «Статистике» в первом модуле за домашки я получал по 100 баллов, но больше всего времени тратил на микроэкономику и историю. Посмотрел рейтинг – 20 место, ну ничего себе, у меня даже получается! 

В первые месяцы я увидел результаты своих трудов и понял, что будущее – это совокупность преодолений, которые ты совершаешь прямо сейчас. Учеба виделась мне каким-то идеальным балансом, когда в твоей жизни все правильно и перспективы весьма конкретны. Если многие студенты с самого начала учебы мечтают о работе, то я был уверен, что нужно учиться и брать как можно больше в том числе из дополнительной программы МИЭФ. Еще до приезда я узнал об ICEF Academia и про возможность будучи лучшим студентом пройти обучение в Летней школе ЛШЭ, и это стало мечтой. Чтобы попасть в ICEF Academia я специально освоил программирование и прошел курс Calculus++. В 2020-м году я получил возможность поехать в ЛШЭ, правда в связи с пандемией мы можем перенести поездку или пройти обучение онлайн. Сейчас я нахожусь в топ-10 рейтинга.

Кем быть

Недавно я получил первый в своей жизни оффер, хотя начало карьеры не было в топе моих приоритетов, и сейчас работаю аналитиком в «Тинькофф». По сравнению с однокурсниками у меня был почти нулевой карьерный кругозор. Я не задумывался о профессиональном устройстве и о том, что есть компании, где по-разному можно строить свою карьеру, так что мое видение работы экономиста оставалось абстрактным. 

Нужно сказать, что студенты МИЭФ очень хорошо осведомлены о мире бизнеса и особенностях разных индустрий, чем ребята с других факультетов. Это еще один плюс, который я оценил уже будучи студентом. Во втором семестре первого курса я обратился в Центр развития карьеры МИЭФ и прошел консультации и тренинги, после этого у меня сложилось понимание того, где и кем можно работать. 

Марина Козак, заместитель проректора НИУ ВШЭ

Марина Козак, заместитель проректора НИУ ВШЭ

Каждый год мы стараемся запускать новые проекты – с их помощью иностранные абитуриенты узнают об университете и погружаются в многообразие бакалаврских и магистерских программ. Знакомство с университетом происходит через личный опыт, через вовлечение в деятельность, а не со слов студентов, знакомых или на основе статей в Интернете. Все наши проекты обеспечиваются персональным сопровождением, консультациями и поддержкой при выборе наиболее подходящего направления обучения.

Закрытые границы в 2020-м году позволили расширить географию участников проектов за счет возможности виртуально оказаться в другой стране при помощи Zoom или MS Teams. Иностранные абитуриенты могут побывать на лекциях в любом кампусе НИУ ВШЭ, а также в любом из наших корпусов благодаря проектам, которые мы запустили онлайн:

  • Study Tour Experience (краткосрочная учебная стажировка для абитуриентов магистратуры)
  • Class Experience (пробное онлайн-посещение лекции и общение со студентами)
  • Тренировочные тестирования для абитуриентов бакалавриата
  • Онлайн-консультации в Zoom
  • Предварительная оценка портфолио
  • Калькулятор стипендий и грантов
  • Квиз для будущих магистров «Какую магистерскую программу выбрать?»
  • Inspired by Your Bright Future: HSE Business Talk

Подробнее о новых форматах знакомства иностранных абитуриентов с Вышкой можно узнать здесь.

Еще моему «прозрению» помогло участие в кейс-чемпионате от Changellenge, готовясь к которому мы изучали статистику и разные кейсы вместе с финансовыми новостями. Это было очень интересно, буквально на глазах передо мной открывались рабочие моменты бизнеса. После чемпионата я начал читать бизнес-журналы и стал более осознанно задаваться вопросами карьеры. Теперь я постоянно спрашиваю старших студентов об опыте, который они получили в индустрии, и соизмеряю его с тем, что я делаю на работе в данный момент. Также пониманию своего карьерного пути очень помогают субботние встречи с выпускниками МИЭФ.

Как правило студенты, которые прошли стажировку или работали во время учебы, получают в среднем на 20 тысяч рублей больше на старте карьеры. Я подумал, что стоит начать практиковаться, поскольку главные челленджи в учебе были на тот момент преодолены, и начал искать стажировку. Были проблемы с гражданством, но в августе 2020-го вступил в силу закон о том, что обучающемуся в вузе иностранцу требуется гораздо меньше документов для оформления на работу. Меня взяли в «Тинькофф» на фуллтайм, а ноябре 2020-го я уже начал работать. 

Что я за все это время понял

Несмотря на то, что мои обязанности не так сильно связаны непосредственно с финансами, математики и экономики на работе хватает с лихвой, но благодаря МИЭФ я в этом сильно прокачан. Здорово помогает курс статистики, что позволяет ориентироваться в мире цифр и феноменов повседневности. Экономическое же образование немного сдвигает парадигму восприятия в сторону «минимизации издержек» во всем, твое мышление становится более бизнесовым. 

Прошло не так много времени, как я начал работать, но мое видение корпоративной стези немного изменилось. Больше описание задачек в Jira не кажется мне романтичным, а собрания об «оптимизации всего» не вдохновляют. Однако, мне безумно нравится продумывать и воплощать логику своего собственного процесса развития и наблюдать за прогрессом задач: от модели до галочки done. 

Я считаю, что в «Тинькофф» мне очень повезло с командой, где единственный человек, кто заметно тупит, это я

Мне доставляет удовольствие учиться и наблюдать за коммуникацией с профессионалами, вникать в их способ мышления и заражаться целеустремленностью. С каждым новым челленджем я понимаю, что пресловутый тайм-менеджмент – вполне нарабатываемый навык. Он включает в себя умение делегировать, понимать рамки ограничений, умение расслабляться, получение максимума выгоды здесь и сейчас и особенно – способность спать по 8 часов, иначе ты будешь не продуктивен, а также желание всегда быть собранным и смело принимать вызовы. Работа стала серьезным толчком к тому, чтобы нормализовать свою жизнь и увидеть лучшие стороны в себе и в людях меня окружающих. На старших курсах я все же предпочел бы part-time стажировки, чтобы познакомиться с разными ветвями индустрии. 

О чем я мечтаю

Я планирую найти время на то, чтобы больше погрузиться в студенческую жизнь, не только с развлекательно-социальной точки зрения, но также и с академической. Может, попробую податься на семестр по обмену, чтобы интегрироваться с мировой культурой и снова перевернуть свое мировоззрение. Или же посвящу больше времени подготовке к Школе Анализа Данных Яндекса, возможно поучаствую в гитарных вечерах или запишусь в школу вокала. Есть вероятность того, что я подам заявку в Фонд Первого Поколения или замучу какую-то социальную движуху в Узбекистане. МИЭФ дает возможность попробовать себя немного в академической роли и серьезнее задуматься над вопросом поступления в магистратуру, думаю этим воспользоваться и пойти по стопам выпускницы Татьяны Тараненко и попробовать запустить стартап. В Вышке мне открылось очень много горизонтов, здесь я поверил в себя. Осталось только расставить приоритеты.