• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Человек, который занимается образованием, должен сам постоянно учиться»

«Человек, который занимается образованием, должен сам постоянно учиться»

Диана Колесникова закончила бакалавриат МИЭФ в 2011 году и нашла применение математическим навыкам в неожиданных областях – в образовании и психологии, а ее проект «Образ жизни» в 2020 году был удостоен премии Alumni Awards в номинации «Филантроп». В интервью Диана рассказала – как правильная среда помогает в учебе, почему важно пройти «тест-драйв» разных профессий, зачем изучать опыт выпускников и не бояться выражать свое мнение, чтобы сделать университет лучше.

Что послужило мотивом к тому, чтобы так глубоко заинтересоваться темой образования?

Во-первых, мне просто нравится переводить сложные материи в простые. Во-вторых, меня всегда волновала социальная сторона образования. Я считаю, что если максимальное количество людей будут иметь доступ к полезным обучающим ресурсам, то это принесет обществу огромную ценность. Для меня это всегда было некоей миссией. В-третьих, меня интересуют инновации, и хотя образование во многом традиционная отрасль, эта сфера очень чувствительна к тому, что происходит в мире. С появлением онлайн-курсов образование учится быть гибким и адаптироваться под новые запросы и обстоятельства. 

Меня еще в школе удручала оторванность образования от реальной жизни. Это и хотелось изменить. 

Как вы оцениваете собственные взаимоотношения с образованием? Почему поступили в МИЭФ?

У многих старших школьников нет понимания того, чем заниматься, и с возрастом мало, что меняется. Но для меня выбор вуза был логичным — в тот момент я училась в математико-лингвистическом классе, мне нравилась и математика, и языки. МИЭФ стал лучшим выбором, где можно было развиваться и в том и в другом. Кроме того, в школе у меня была сильная экономика, для нас проводили классные экономические игры, симуляции, я участвовала в лагерях по экономике и предпринимательству. Позже заинтересовалась экспериментальной и поведенческой экономикой. Учеба в МИЭФ научила описывать мир и его отдельные явления с помощью моделей, а знания по статистике я постоянно использую и в бизнес-проектах и в исследованиях

На каком этапе теоретическая экономика конвертировалась в поведенческую?

Еще будучи школьницей, я прочитала на сайте МИЭФ материал про поведенческую экономику и вообще заинтересовалась исследовательской жизнью этого института. На втором курсе мне захотелось получить чуть больше основной программы именно в направлении поведенческой экономики, я стала искать преподавателя, который занимался бы теорией игр и помог продвинуться. Так я познакомилась с Алексеем Владимировичем Беляниным и дальше уже занималась поведением людей, которое можно описать языком математики. Для многих такая сторона науки неочевидна, но для меня это и есть экономика в чистом виде.

Вы не задумывались, почему в вузах как правило экономика оторвана от социальной составляющей?

Для меня экономика всегда была именно про человека, и такой мысли не возникало. В МИЭФ, например, был курс «Экономика через игры» с Алексеем Беляниным, где через продвинутую экономику мы изучали искажения мышления, на кейсах компаний анализировали феномен лжи, показывали, как работают сговоры и почему растут цены. Просто я всегда интересовалась микроэкономикой, для тех, кто идет в макро — действительно, человеческий аспект не так очевиден. 

С участниками проекта «Образ жизни»
С участниками проекта «Образ жизни»

Что для вас является критерием хорошего образования?

Для студента крайне важным является среда и сообщество, в котором он учится и меняется, для меня это главное мерило. Несколько лет рядом с тобой находятся люди, с которыми ты идешь по одному пути, будь то преподаватели, сотрудники или однокурсники. Студентов МИЭФ объединяет заинтересованность в учебе, у всех очень разные цели, но при этом высокие требования к себе. Такая конкурентная среда сильно заряжает.

В МИЭФ и Вышке принята гибкость и поддержка в отношении студентов, наш голос и наши идеи действительно принимались во внимание. Мы доверяли университету, хотелось проводить там все свободное время, обсуждать идеи, которые нас по-настоящему волновали, и знать, что это не пустые разговоры. Только когда университет становится твоим образом жизни, создаются условия, когда может произойти настоящее развитие личности. 

Какие были планы по окончании МИЭФ?

Я думала продолжить обучение, перед глазами было много примеров выпускников, которые поехали в магистратуру или на PhD за границу. Я тоже видела себя в зарубежном университете, отчасти потому, что в России не могла найти подходящую программу. Мне хотелось заниматься мышлением и социальными науками, здесь эти направления не так развиты. В итоге я выбрала магистратуру в Колумбийском университете (США) по когнитивной психологии в образовании.

Эта специализация стала продолжением моей работы в лаборатории Вышки над экспериментами по поведенческой экономике и организации разного рода допактивностей, которой я занималась со второго курса. Когнитивная психология — это просто еще один взгляд на поведение человека и его причины. Мне было интересно объяснить не только поведение, но и исследовать мышление в рамках принятия решений.

Как вы оценили свою бакалаврскую базу, поступая в магистратуру за рубеж и обучаясь там?

На тот момент программа МИЭФ была одной из немногих в России, где ты говоришь, пишешь, читаешь на английском языке. Я хорошо знала английский, но видела ребят, которые приходили в МИЭФ с низким уровнем языка и быстро наверстывали за счет погружения в среду западного вуза.

Экзамены в МИЭФ проводились письменно. Почти во всех российских вузах при этом оценка знаний проводится устно. В первую очередь МИЭФ готовит тебя к западной системе морально, когда студенты видят успехи выпускников в именитых вузах. Ты перестаешь считать, что Оксфорд или Гарвард — это что-то недосягаемое, и понимаешь, что можешь реально учиться в  лучших университетах. Это освобождает.

Когда вы начали реализацию проекта «Образ жизни» и что лежит в его основе?

По сути это стало продолжением того, чем я занималась в ICEF Outreach. Сначала я была участником проекта, мы ездили в детские дома и искали форматы, чтобы делать что-то реально полезное для ребят, потом стала лидером. Когда я была в США, мы с другом разработали идею онлайн-занятий для воспитанников отдаленных российских интернатов, отправили заявку на конкурс, а еще презентовали проект потенциальному спонсору. Неожиданно нас поддержали на конкурсе, и спонсор также выделил первую сумму, необходимую для пилотной версии. Постепенно идея проекта трансформировалась, мы двигали проект к тому, чтобы он был устойчивым и окупал себя сам. Так появился «Образ жизни»

В чем сейчас заключается миссия проекта?

Мне хотелось сделать лагерь для старшеклассников, но внутри города, чтобы можно было пройти «тест-драйв» взрослой жизни, пожить без родителей, самостоятельно готовить еду и знакомиться с людьми. Сейчас «Образ жизни» открыт не только школьникам, но и взрослым, а наш девиз звучит так: мы помогаем выбирать не профессию, а образ жизни. И этот выбор происходит не единожды, а постоянно.

В современном мире понятие профессии устарело, ее уже не выбирают раз и навсегда

Два принципа — про образ жизни и про постоянный выбор — легли в основу всех продуктов, которые мы делали в рамках проекта. Одна из последних инициатив называлась «Своя история». Мы собрали базу спикеров, которые готовы делиться опытом, рассказывать о своей жизни и работе старшеклассникам в разных городах России. «Образ жизни» стал реализацией моей собственной мечты попробовать разные роли и заглянуть за кулисы разных профессий.

Почему вы снова решили поступить в Вышку?

Примерно каждые три года я учусь. После магистратуры в США я поступила на Стрелку, параллельно проходила различные курсы и мини-программы. Человек, который занимается образованием, должен сам постоянно учиться. Последние два года хотелось вернуться в сферу, связанную с данными. Я узнала про магистерскую программу «Измерения в психологии и образовании» и поняла, что сочетание анализа данных и образования для меня идеально. Сейчас я продолжаю с помощью математики описывать поведение людей, как это делала и 10 лет назад в МИЭФ, но фокус именно на сфере образования.

Как вы считаете, стоит ли нынешних студентов нагружать дополнительными ИТ-дисциплинами?

Я всегда выступала за то, чтобы быть как можно ближе к работодателям. Сейчас в МИЭФ уже есть курсы по программированию и анализу данных в основной программе, но меня удивляло, почему университетские программы, такие новаторские вначале, так неохотно и медленно меняются. На мой взгляд, это нужно делать смелее. 

Вышка всегда умела существовать на стыке между университетом, где ты учишь латинский язык, и университетом, который реагирует на вызовы мира

Мне кажется, современные программы должны пересматриваться ежегодно с участием не только выпускников, но и студентов. Они как никто другой могут сказать, что сейчас должны изучить будущие специалисты, поскольку очень хорошо это чувствуют, даже при наличии небольшого индустриального опыта. 

Как вы считаете, какой след оставит в фундаментальном образовании неожиданный сдвиг в цифру?

Для университетов это испытание, но также и возможность перестать бояться экспериментировать. Почему бы не попробовать со студентами проходить обучающие онлайн-квизы или сделать какие-то курсы без преподавателей, пока те больше сосредоточены на исследованиях? Студентам, в том числе себе, хочу посоветовать быть собранными и инициативными, чтобы вместе с преподавателями и администрацией сделать новые форматы полезными. Нужно взять за привычку включать камеры, задавать вопросы, честно делиться обратной связью о программе, реагировать на то, что происходит. В общем — помнить, что качество обучения зависит и от студентов.