Международный институт экономики и финансов

«Человек, который занимается образованием, должен сам постоянно учиться»

«Человек, который занимается образованием, должен сам постоянно учиться»

Диана Колесникова закончила бакалавриат МИЭФ в 2011 году и нашла применение математическим навыкам в неожиданных областях – в образовании и психологии, а ее проект «Образ жизни» в 2020 году был удостоен премии Alumni Awards в номинации «Филантроп». В интервью Диана рассказала – как правильная среда помогает в учебе, почему важно пройти «тест-драйв» разных профессий, зачем изучать опыт выпускников и не бояться выражать свое мнение, чтобы сделать университет лучше.

Что послужило мотивом к тому, чтобы так глубоко заинтересоваться темой образования?

Во-первых, мне просто нравится переводить сложные материи в простые. Во-вторых, меня всегда волновала социальная сторона образования. Я считаю, что если максимальное количество людей будут иметь доступ к полезным обучающим ресурсам, то это принесет обществу огромную ценность. Для меня это всегда было некоей миссией. В-третьих, меня интересуют инновации, и хотя образование во многом традиционная отрасль, эта сфера очень чувствительна к тому, что происходит в мире. С появлением онлайн-курсов образование учится быть гибким и адаптироваться под новые запросы и обстоятельства. 

Меня еще в школе удручала оторванность образования от реальной жизни. Это и хотелось изменить. 

Как вы оцениваете собственные взаимоотношения с образованием? Почему поступили в МИЭФ?

У многих старших школьников нет понимания того, чем заниматься, и с возрастом мало, что меняется. Но для меня выбор вуза был логичным — в тот момент я училась в математико-лингвистическом классе, мне нравилась и математика, и языки. МИЭФ стал лучшим выбором, где можно было развиваться и в том и в другом. Кроме того, в школе у меня была сильная экономика, для нас проводили классные экономические игры, симуляции, я участвовала в лагерях по экономике и предпринимательству. Позже заинтересовалась экспериментальной и поведенческой экономикой. Учеба в МИЭФ научила описывать мир и его отдельные явления с помощью моделей, а знания по статистике я постоянно использую и в бизнес-проектах и в исследованиях

На каком этапе теоретическая экономика конвертировалась в поведенческую?

Еще будучи школьницей, я прочитала на сайте МИЭФ материал про поведенческую экономику и вообще заинтересовалась исследовательской жизнью этого института. На втором курсе мне захотелось получить чуть больше основной программы именно в направлении поведенческой экономики, я стала искать преподавателя, который занимался бы теорией игр и помог продвинуться. Так я познакомилась с Алексеем Владимировичем Беляниным и дальше уже занималась поведением людей, которое можно описать языком математики. Для многих такая сторона науки неочевидна, но для меня это и есть экономика в чистом виде.

Вы не задумывались, почему в вузах как правило экономика оторвана от социальной составляющей?

Для меня экономика всегда была именно про человека, и такой мысли не возникало. В МИЭФ, например, был курс «Экономика через игры» с Алексеем Беляниным, где через продвинутую экономику мы изучали искажения мышления, на кейсах компаний анализировали феномен лжи, показывали, как работают сговоры и почему растут цены. Просто я всегда интересовалась микроэкономикой, для тех, кто идет в макро — действительно, человеческий аспект не так очевиден. 

С участниками проекта «Образ жизни»
С участниками проекта «Образ жизни»

Что для вас является критерием хорошего образования?

Для студента крайне важным является среда и сообщество, в котором он учится и меняется, для меня это главное мерило. Несколько лет рядом с тобой находятся люди, с которыми ты идешь по одному пути, будь то преподаватели, сотрудники или однокурсники. Студентов МИЭФ объединяет заинтересованность в учебе, у всех очень разные цели, но при этом высокие требования к себе. Такая конкурентная среда сильно заряжает.

В МИЭФ и Вышке принята гибкость и поддержка в отношении студентов, наш голос и наши идеи действительно принимались во внимание. Мы доверяли университету, хотелось проводить там все свободное время, обсуждать идеи, которые нас по-настоящему волновали, и знать, что это не пустые разговоры. Только когда университет становится твоим образом жизни, создаются условия, когда может произойти настоящее развитие личности. 

Какие были планы по окончании МИЭФ?

Я думала продолжить обучение, перед глазами было много примеров выпускников, которые поехали в магистратуру или на PhD за границу. Я тоже видела себя в зарубежном университете, отчасти потому, что в России не могла найти подходящую программу. Мне хотелось заниматься мышлением и социальными науками, здесь эти направления не так развиты. В итоге я выбрала магистратуру в Колумбийском университете (США) по когнитивной психологии в образовании.

Эта специализация стала продолжением моей работы в лаборатории Вышки над экспериментами по поведенческой экономике и организации разного рода допактивностей, которой я занималась со второго курса. Когнитивная психология — это просто еще один взгляд на поведение человека и его причины. Мне было интересно объяснить не только поведение, но и исследовать мышление в рамках принятия решений.

Как вы оценили свою бакалаврскую базу, поступая в магистратуру за рубеж и обучаясь там?

На тот момент программа МИЭФ была одной из немногих в России, где ты говоришь, пишешь, читаешь на английском языке. Я хорошо знала английский, но видела ребят, которые приходили в МИЭФ с низким уровнем языка и быстро наверстывали за счет погружения в среду западного вуза.

Экзамены в МИЭФ проводились письменно. Почти во всех российских вузах при этом оценка знаний проводится устно. В первую очередь МИЭФ готовит тебя к западной системе морально, когда студенты видят успехи выпускников в именитых вузах. Ты перестаешь считать, что Оксфорд или Гарвард — это что-то недосягаемое, и понимаешь, что можешь реально учиться в  лучших университетах. Это освобождает.

Когда вы начали реализацию проекта «Образ жизни» и что лежит в его основе?

По сути это стало продолжением того, чем я занималась в ICEF Outreach. Сначала я была участником проекта, мы ездили в детские дома и искали форматы, чтобы делать что-то реально полезное для ребят, потом стала лидером. Когда я была в США, мы с другом разработали идею онлайн-занятий для воспитанников отдаленных российских интернатов, отправили заявку на конкурс, а еще презентовали проект потенциальному спонсору. Неожиданно нас поддержали на конкурсе, и спонсор также выделил первую сумму, необходимую для пилотной версии. Постепенно идея проекта трансформировалась, мы двигали проект к тому, чтобы он был устойчивым и окупал себя сам. Так появился «Образ жизни»

В чем сейчас заключается миссия проекта?

Мне хотелось сделать лагерь для старшеклассников, но внутри города, чтобы можно было пройти «тест-драйв» взрослой жизни, пожить без родителей, самостоятельно готовить еду и знакомиться с людьми. Сейчас «Образ жизни» открыт не только школьникам, но и взрослым, а наш девиз звучит так: мы помогаем выбирать не профессию, а образ жизни. И этот выбор происходит не единожды, а постоянно.

В современном мире понятие профессии устарело, ее уже не выбирают раз и навсегда

Два принципа — про образ жизни и про постоянный выбор — легли в основу всех продуктов, которые мы делали в рамках проекта. Одна из последних инициатив называлась «Своя история». Мы собрали базу спикеров, которые готовы делиться опытом, рассказывать о своей жизни и работе старшеклассникам в разных городах России. «Образ жизни» стал реализацией моей собственной мечты попробовать разные роли и заглянуть за кулисы разных профессий.

Почему вы снова решили поступить в Вышку?

Примерно каждые три года я учусь. После магистратуры в США я поступила на Стрелку, параллельно проходила различные курсы и мини-программы. Человек, который занимается образованием, должен сам постоянно учиться. Последние два года хотелось вернуться в сферу, связанную с данными. Я узнала про магистерскую программу «Измерения в психологии и образовании» и поняла, что сочетание анализа данных и образования для меня идеально. Сейчас я продолжаю с помощью математики описывать поведение людей, как это делала и 10 лет назад в МИЭФ, но фокус именно на сфере образования.

Как вы считаете, стоит ли нынешних студентов нагружать дополнительными ИТ-дисциплинами?

Я всегда выступала за то, чтобы быть как можно ближе к работодателям. Сейчас в МИЭФ уже есть курсы по программированию и анализу данных в основной программе, но меня удивляло, почему университетские программы, такие новаторские вначале, так неохотно и медленно меняются. На мой взгляд, это нужно делать смелее. 

Вышка всегда умела существовать на стыке между университетом, где ты учишь латинский язык, и университетом, который реагирует на вызовы мира

Мне кажется, современные программы должны пересматриваться ежегодно с участием не только выпускников, но и студентов. Они как никто другой могут сказать, что сейчас должны изучить будущие специалисты, поскольку очень хорошо это чувствуют, даже при наличии небольшого индустриального опыта. 

Как вы считаете, какой след оставит в фундаментальном образовании неожиданный сдвиг в цифру?

Для университетов это испытание, но также и возможность перестать бояться экспериментировать. Почему бы не попробовать со студентами проходить обучающие онлайн-квизы или сделать какие-то курсы без преподавателей, пока те больше сосредоточены на исследованиях? Студентам, в том числе себе, хочу посоветовать быть собранными и инициативными, чтобы вместе с преподавателями и администрацией сделать новые форматы полезными. Нужно взять за привычку включать камеры, задавать вопросы, честно делиться обратной связью о программе, реагировать на то, что происходит. В общем — помнить, что качество обучения зависит и от студентов.