«МИЭФ дает понять, сколько у тебя на самом деле возможностей»
Выпускница бакалавриата МИЭФ 2017 года Екатерина Чегаева закончила учебу на магистерской программе Принстона Master in Finance и сейчас работает в США в банке J.P. Morgan в департаменте Asset Management, где изучает и совершенствует систему пенсионных сбережений США. В интервью она рассказала, как МИЭФ открывает для студентов границы, как выбрать программу, чтобы остаться поработать в США без визы, почему американские работодатели заинтересованы в «количественных» студентах и как J.P. Morgan делает пенсионеров счастливыми и богатыми.
В прошлом интервью вы говорили, что МИЭФ – это хорошая стартовая площадка для учебы и работы за рубежом. Почему это так?
Я сразу выбирала МИЭФ, думая о возможности получать магистерскую степень за границей. Даже само экономическое направление выбиралась скорее по этому принципу. Всегда хотелось поработать в другой стране, посмотреть на мир крупнее и попробовать себя в иной среде, отличной от той, в которой выросла. Что МИЭФ удается, так это дать человеку понимание, что такое возможно. Здесь ты получаешь международное образование, поэтому кажется логичным продолжить его в зарубежной среде. Два диплома, преподавание на английском – и учеба и работа за рубежом кажутся более реальными, чем ребятам, например, с других факультетов.
В МИЭФ соблюден хороший баланс между теорией и практикой, хотя есть мнение, что здесь слишком сдвинут акцент в сторону академических дисциплин. Но по мне, так бакалавриат не создан для того, чтобы давать какие-то прикладные знания, тут важнее научить учиться, воспринимать информацию, ставить высокую планку, быстро перестраиваться под современный мир, а не выучить корпоративные финансы и просто идти в IB. В этом плане МИЭФ дает понять, сколько у тебя на самом деле возможностей, я считаю его той стартовой площадкой, когда тебе дают все эти навыки и ресурсы, чтобы идти множеством путей.
Было ли сложно учиться? А если сравнить с Принстоном?
Да, для меня это был сложный опыт – но учеба в магистратуре оказалась гораздо сложнее, чем в МИЭФ. Хотя, казалось, куда уж? 4 сессии, когда приходится сдавать по 5 экзаменов за 7 дней, при этом пары и домашки никто не отменяет. После этого выходит, что толком нет каникул, и весь бакалавриат проходит в режиме нон-стоп, что в определенном смысле задает тебе тонус. Если бы на этом закончилось мое образование, наверное я так бы и думала в духе «боже, нет ничего сложнее МИЭФ».
В Принстоне пять экзаменов распределены на 3-4 недели и есть такое понятие как take home – вы можете взять экзамен на дом как некую специальную домашку. При этом главная сложность оказалась в другом. В МИЭФ за исключением третьего курса и заданий Аллы Александровны Фридман я никогда не тратила на еженедельную домашку по одному предмету больше 10 часов. В принстонской магистратуре же это нормальная практика, так что с этой стороны оказалось учиться тяжелее.
Что на ваш взгляд стало ключевым фактором в подготовке к поступлению в магистратуру?
Пожалуй, человеческий фактор. В МИЭФ очень отлажена система взаимодействия с выпускниками, которые в частности отправились учиться за рубеж. Они приезжали к нам, студентам, и рассказывали про то, кому подошла бы та или иная программа, как поступить и т.п. Это также давало студентам реальную возможность увидеть себя будущего со стороны, глядя на них. Параллельно работа над дипломом помогла мне понять, что я не хочу заниматься корпоративными финансами. Ближе оказались количественные, и диплом я писала с Сергеем Викторовичем Гельманом, который помог определить мое направление для поступления в магистратуру.
Возможности студента МИЭФ:
Каждый год выпускники получают стипендии на обучение в таких университетах, как MIT, LSE, LBS, Princeton University, EDHEC, HEC Paris.
Выпускники бакалавриата поступают на лучшие программы PhD начиная с 2003 года. На 2019г., 60 выпускников обучаются или уже получили PhD (из них 27 - сразу после бакалавриата МИЭФ).
Выпускники МИЭФ, получившие PhD, работают в ведущих университетах: Stanford, Georgetown, Lausanne, Vienna, Florida State, London Business School, РЭШ и других.
Подробнее о карьерных путях и возможностях выпускников можно узнать здесь.
Профессора тоже определяют будущее, и профессионально и лично влияя на студентов в плане передачи какого-то жизненного опыта. Это помогает сформулировать и собственный опыт, как помогло мне. В магистратуре у меня такой близости с преподавателями к сожалению уже не сложилось. Курсовую в МИЭФ я делала с А.В. Беляниным, диплом с С.В. Гельманом, ассистентом была у А.А. Фридман, этот круг наставников также очень помог в плане рекомендаций, потому что для принимающего университета это одна из тех редкий возможностей зайти за границы экзаменационных баллов и оценить тебя как личность.
По каким параметрам вы выбирали университет и почему Принстон?
До последнего я думала, что буду учиться в Великобритании. Но потом, когда началась переориентация на количественное, появилось понимание, что программы США в этом плане мне подойдут больше. Также в США есть такая система поддержки студентов количественных направлений как OPT STEM (Optional Practical Training/ Science Tech Engineering Mathematics). Это значит, что после окончания университета вам дают возможность три года работать по студенческой визе, что очень классно. Ведь в США рабочая виза выдается в режиме лотереи, так что даже при наличии работы у вас только 50% шансов ее получить.
Тогда я подавалась на несколько количественных программ в США, в том числе в MIT и Карнеги Меллон, и меньше всего надеялась поступить в Принстон, поскольку по набору программа Master in Finance очень маленькая – каждый год поступает не более 25 человек. За счет этого программа хорошо известна среди работодателей, им легче отобрать сотрудников в условиях малой конкуренции. Еще Принстон мне импонировал в плане дисциплин, здесь есть возможность сильно кастомизировать учебный план – из 16 предметов всего 5 были обязательными.
В американских университетах вообще делается большой акцент на том, чтобы открыть себя и понять, что ты хочешь от жизни. В России в этом смысле более жесткие условия для поиска осознанности
К каким вы пришли выводам в вопросах самоопределения, выбирая предметы «под себя», чем прицельно занимались, к чему себя готовили?
В начале магистратуры я точно знала, что хочу заниматься количественными вещами, но не понимала, что именно это будет на выходе – трейдинг или исследования? Возможно, последнее нравилось больше, всего-то. Поэтому выбор предметов сводился к тому, интересны они мне или нет, и к отзывам студентов. Я старалась не выбирать тех предметов, которые было бы трудно осилить – например, была возможность взять несколько уровня PhD, но я боялась разочароваться в себе и сдаться на полпути. Не хотелось задыхаться от количества информации.
Я была заинтересована в тех дисциплинах, которые дают больше навыков нежели теоретических знаний. Мне кажется, что развитие каких-то навыков – например, программирование – в будущем окупается больше, чем работа над конкретными знаниями и финансовыми понятиями. Знания не транслируются из одной области в другую в отличие от навыков, даже в магистратуре важно выбирать предметы с прицелом на это. Наверное мой выбор связан с тем, что я видела учебу в перспективе именно работы и развития личности, на мой взгляд этот фокус может помочь правильно освоиться на рынке труда.
Как в Принстоне студенты знакомятся с индустрией?
В США специфика такова, что подаваться на стажировки нужно уже в сентябре, как только приезжаешь на учебу. К концу декабря большинство студентов обеспечены работой на лето. Еще в Принстоне проводится мероприятие с выпускниками в формате Bootcamp, где те в течение недели рассказывают о своих компаниях и как попасть туда на работу. Это дает понимание, как себя можно реализовать после университета, чем отличаются разные сферы деятельности, как продвинуть свое резюме и т.п.
Моя нынешняя работа – результат такого общения с выпускником. В буткемпе я прошла пробное интервью с девушкой – выпускницей той же программы, что и я, сейчас она является моей коллегой. Также в первые три месяца на кампусе проводятся карьерные мероприятия от компаний, в том числе для конкретных программ. Это связано с тем, что количественных программ, интересных работодателям, не так много, поэтому компании очень таргетированно презентуют свою сферу деятельности и заинтересованы в том, чтобы к ним пошли конкретные студенты. Так, учащиеся с Master in Finance часто получают фаст-трек во многих крупных компаниях. Это очень большое подспорье, поскольку в банки или хедж-фонды, куда идут наши выпускники, конкуренция за позицию порой составляет несколько тысяч заявок, так что без фаст-трека ваша кандидатура попросту потеряется в этом потоке.
Где и кем может работать выпускник вашей программы?
Тут два направления. Трейдинг или quantitative research, и то и другое – в хедж-фонде или в банке. Судя по моим друзьям, в трейдинг идут ребята более подвижные, когда вы каждый вечер на экране видите свой PnL, полагаю, это требует способности принимать риск и крепких нервов.
Первое время новичков по ночам мучают кошмары, потому что есть страх как-то не так разместить заказ, купить или продать, так что не перестаешь об этом думать
Ресерч больше ориентирован на тех, кто хочет заниматься творческой, проектной деятельностью, где меньше отчетности и рутинной составляющей. Мне ближе последнее.
Как вы искали работу? Где вы сейчас и что там делаете?
В банке J.P. Morgan, а моя позиция официально называется Quantitative Retirement Strategist. Все это требует пояснений. Когда я познакомилась на буткемпе с девушкой из J.P. Morgan, то пошла на стажировку в департамент Asset Management после первого курса. Чаще всего ребята принимают офферы с мест своих стажировок, как было и у меня. Но получилось так, что я не занимаюсь финансами напрямую. Скорее большую часть моей работы составляет аналитика и исследования. Тематика моей работы – это пенсионные вложения, так называемые 401k фонды, то есть частные инвестиции, где есть проблематика систематизации и обслуживания накопительных привычек населения.
401k – наиболее популярный пенсионный план (накопительный пенсионный счет) частной пенсионной системы в США. Название получила по номеру статьи Налогового кодекса. Кроме накопительной функции, пенсионные планы позволяют увеличивать сумму счета благодаря инвестиционному доходу.
В восьмидесятых в США на смену системы defined benefit (когда компания выплачивает работнику определенную пенсию на основании стажа работы) пришла система defined contribution, которая переложила ответственность пенсионных накоплений с работодателя на работника. Как только вы начинаете работать, с каждой зарплаты отчисляете средства на свой пенсионный счет, а получить их сможете только в возрасте 60 лет. Годы накопления используются для того, чтобы вкладывать эти средства, тем самыми наращивая капитал, и мой департамент как раз занимается тем, что управляет активами будущих пенсионеров, так называемыми 401k сбережениями. Компании приходят к нашим специалистам и консультируются по поводу того, куда вложить деньги сотрудников. Да, здесь это корпоративная практика.
Моя команда осуществляет исследовательскую функцию в этом процессе – например, мы определяем, в каком порядке и в каком возрасте можно изымать вложения, чтобы минимизировать налоги, или стоит ли ждать еще дольше – ведь каждый год добавляет вам заработка на сбережениях. Также я занимаюсь анализом данных Chase Bank – это дочерний банк J.P. Morgan Chase, где обслуживают свои нужны примерно 60 млн американских семей. Нам нужно изучить данные транзакций, чтобы понять, как люди тратят деньги перед уходом на пенсию и после, какой баланс средств должен быть у человека в тот или иной период времени, чтобы он чувствовал себя комфортно.
Это влияет на услуги, которые банк предлагает людям по инвестированию пенсионных средств?
Внутри нашего департамента есть подразделение Multi-Asset Solutions, которое занимается разработкой инструментов для инвестирования, а дальше департамент реализует комплекс этих инструментов в рамках пенсионных активов. Например, пенсионные вложения нельзя вкладывать только в акции или только в облигации. Да, поначалу, когда вам 30 лет, ваш портфель могут составлять именно акции, которые в масштабе десятков лет сильно вырастут. Но когда вы подходите к пенсионного периоду, нужно избавляться от рисков, и нельзя оказаться в ситуации, когда портфель состоит на 90% из акций, которые в результате какого-нибудь кризиса из-за COVID-19 лишат вас 30% вложений. Поэтому по приближении к пенсионному возрасту доля акций снижается, а доля облигаций возрастает.
У банка есть специальная программа Target Date Funds, которая позволяет клиенту не думать об этом и автоматически ведет средства в соответствии с рисками. Моя команда в частности работает над тем, чтобы понять, когда и сколько стоит отчислять в пенсионные сбережения, чтобы сбалансировать прибыль корректно.
Вы планируете остаться работать в банке, даже когда закончится ваша трехгодичная программа поддержки студента после выпуска?
Честно говоря, в этом году я все же подала на рабочую визу и выиграла ее. Однако каждую неделю в новостях говорят об ограничениях выдачи грин-карт и рабочих виз и даже есть разговоры о том, чтобы свернуть программу OPT, которая позволяет студентам-иностранцам работать после выпуска из американского университета.
Я сейчас погружена в глубокое изучение пенсионной системы США, а значит, становлюсь специалистом именно в этой сфере – где мне и было бы место
Система налогообложения и система пенсионных вложений здесь ограничены сотнями правил, и я сильно прокачиваю свои знания в этой области, но также занимаюсь и навыками – программирования и анализа данных, что сможет со временем транслироваться в другие области.
Когда я ехала в США учиться у меня было желание остаться здесь надолго, но сейчас появилось понимание, что я не привязана к этой стране – и даже наоборот, было бы интересно с моими знаниями поработать в другом месте, с другими проблемами пенсионных систем, и привнести свой опыт туда, где область пенсионных сбережений еще не урегулирована. Конечно, говоря о буквальном отсутствии системы пенсионных сбережений России, мне было бы интересно принять участие в ее формировании.