Как меняется мир, бизнес и наши привычки, пока все дома
Новый день – новые вызовы, и это не так уж плохо. Закрыли университет? Мы будем учиться в онлайне. Больше не нужны рестораны? Закажем готовую еду на дом, а в пятницу “пойдем” с друзьями в онлайн-бар послушать классный онлайн-сет. Малый бизнес уходит в анабиоз, потому что в одночасье логику потребления невозможно перевести в цифру. Мы поговорили с выпускником магистратуры МИЭФ Вадимом Костомаровым, сооснователем стартапа Verisium, о том, как ситуация меняет его собственный бизнес, какими становятся наши новые потребительские привычки и почему рынок уже не будет прежним.
Время новых привычек
Сейчас рынок остановился и замер в преддверии больших изменений. При этом после выхода из изоляции наши привычки изменятся – часть жизни, профессиональной и потребительской, так и останется в онлайне. Как мы знаем, на формирование привычки нужно всего 14 дней, а карантин затягивается на гораздо более длительный срок.
Одной из самых острых проблем стало отсутствие живого общения. Даже если мы говорим про привыкших к работе из дома айтишников, все равно человеку нужен человек, и люди скучают по качественному, живому общению. Мощный импульс к развитию получают любые технологии и бизнесы, которые помогут сделать цифровое общение более естественным – это VR устройства, сервисы для совместной работы и времяпрепровождения в диджитал пространстве, способы проводить время на культурных мероприятиях вместе, но онлайн. Театры, музеи и знаменитые музыканты предлагают визиты к себе в цифровом формате, в значит – это потребует новых идей и технологий, которые смогут обеспечить максимальный эффект присутствия. Так, мои коллеги регулярно выбираются в онлайн-бар, а по пятницам мы устраиваем посиделки в “Зуме”, где сначала рассказываем о том, что делали неделю, а потом просто общаемся на различные темы. Думаю, что эта ситуация послужит идеей к разработке способов онлайн-путешествий, трансляции отдаленных мест планеты в формате мэппинга прямо у вас дома и разных других способов жить привычной жизнью в цифре.
Стремительный скачок в онлайн
История с резким переходом в онлайн уже стала мемом. В какой-то степени вирус можно “поблагодарить” за этот пинок, который ускорил процессе цифровой трансформации до квантового скачка. И это касается не только бизнеса, но и государственных услуг – например, скорейшему переводу документации в онлайн, так что предъявить водительские права можно будет по QR-коду.
Ситуация выглядит не такой пугающей, какой казалась на первый взгляд. Правительства устраивают собрания по зуму, судебные заседания ведутся через WhatsApp – поистине, мы сейчас как никогда готовы к карантину за всю историю человечества. Вполне возможно, что такой ускоренный переход в digital покажет, как много было в обществе лишних транзакционных издержек.
Сейчас возник импульс к резкому росту некоторых узких сфер бизнеса. В разы увеличится спрос на микродоставку – почти все мои знакомые во время карантина пользуются доставкой готовой еды, продуктов, разных других товаров из интернет-магазинов. Стало понятно, что в торговые центры ходить незачем, тебе все и так могут привезти – и это гигантская экономия времени, а заодно – коррекция потребительских привычек, когда покупки делаются более осознанно.
На днях вышла новость о том, что президент РФ поручил разработать правила допуска беспилотных авто на улицы города. При том, что эта крайне актуальная проблема для разгрузки дорог, а не только для передвижения по городу без прав и в любом состоянии, на высшем уровне она не получала еще поддержки. На фоне общего цифрового рывка это решение не выглядит неуместным. Уже через несколько лет могут появиться системы беспилотного городского транспорта, а вместе с этим – получит толчок развитие законодательства относительно ИИ, городская логистика и архитектура, как следствие – сократится время в пути от точки до точки, люди смогут позволить себе жить там, откуда уже не будет проблем выбраться. В целом это очень сильно изменит город.
Новый бизнес будет другим
В мире создалась уникальная ситуация. Все цепочки поставок, глобальные процессы резко трансформировались, затормозились или вообще заморозились. Половину того, над чем работало человечество последние 50 лет, пришлось резко останавливать – и эффект сравним с поездом на полном ходу, у которого дернули стоп-кран.
Поэтому, в первую очередь страдают те, кто помогал сделать наш мир глобальным – авиационная отрасль, логистика, международный ритейл. Из-за кризиса и всеобщего карантина под удар попадает малый бизнес, будут падать доходы населения, и, как следствие, финансовая индустрия. Поэтому сейчас снова, как и во времена предыдущих кризисов, будет расти дискаунт ритейл.
Вполне логичным является рост индустрии медицинской техники и материалов, как и в целом увеличение расходов на здравоохранение. Нынешний кризис отлично подсветил слабые места тех систем здравоохранения, которые были оптимизированы. Возникнет потребность в стартапах, которые будут направлены на исследование здоровья в домашних условиях, на консультации в онлайне с сервисами на основе ИИ, на развитие фарминдустрии ввиду отсутствия некоторых дженериков и т.д.
Сейчас ожидаемо увеличение доли потребления различных digital продуктов. Главными бенефициарами становятся инфраструктурные поставщики – как на базовом уровне типа телекома, так и на уровне коммуникаций (Skype, Zoom и т.д.).
Любой бизнес, который предложит способы развлечения в онлайне и технологии продвижения онлайн-продаж, а с другой стороны – способы самоорганизации в домашних условиях для того, чтобы справляться с работой, окажется в тренде
Игры, стриминг, шопинг, киберспорт, онлайн-фитнес – все модели и бизнесы, помогающие улучшить качество диджитал-отдыха, работы и потребления, становятся в десятки раз более востребованными. The Economist утверждает, что Zoom на видео-конференциях сейчас заработал около $40 млрд, а популярность курсов по приготовлению различных блюд и занятия йогой в онлайне зашкаливают. Приложение для медитаций Headspace вырастило аудиторию за эти дни в 19 раз.
Огромное развитие получат сервисы онлайн-образования как развлечения. Людям нужно себя чем-то занимать дома, а затянувшиеся выходные – время подтянуть hard skills, сменить профессиональный фокус, потому что рынок труда явно ждут перемены вместе с экономическим сдвигом.
Непосредственно наш проект Verisium вирус достаточно сильно затронул. Поскольку мы ориентируемся на fashion рынок и делаем b2b2c решение, то кризис брендов отражается и на нас. Поэтому мы сейчас активно смотрим на другие отрасли, чтобы не быть зависимыми только от индустрии моды – она будет восстанавливаться минимум год, и брендам будет не до инноваций. Например, мы начали работать на рынке автохимии – неожиданно, но наше решение оказалось там востребованным. Небольшой проект, который мы запустили в прошлом году совместно с 3М и Microsoft, проходит так успешно, что мы выходим из стадии пилота и начинаем расширять сотрудничество, ориентируясь на другие линейки бизнеса клиента.
Мы стали менее свободными
Прозвучит банально, но люди действительно начали по-другому относиться к мытью рук, к кашляющим коллегам, к медицине. Меняется на глазах доверие к онлайн-образованию, которого до недавнего времени приравнивалось к курсам по бытовой психологии, а теперь – университеты ведут цифровые семинары. Это позволит, с одной стороны, доставлять образование в самые отдаленные села, где решит проблему нехватки учителей и даст возможность детям учиться у самых лучших специалистов. С другой стороны – это привяжет нас к наличию сети и технологий как к жизненно необходимому ресурсу.
Кроме того, большой проблемой нашего общества, пришедшей с COVID-19, станет ужесточение контроля населения с использованием технологий. В некоторых субъектах РФ уже введен контроль карантина с помощью смс, от схожей системы контроля в Москве нас отделяет только скорость распространения болезни. Безусловно, подобная система отслеживания перемещения граждан позволит предотвратить распространение вируса, но мы знаем, что у любых мер по ужесточению госконтроля откат назад проходит крайне медленно и неохотно. Поэтому перед гражданским обществом России встанет большой вызов – найти способ вернуть себе прежний уровень свобод, после того как закончится эпидемия.