Пицца, такси и финтех: как успешно строить карьеру в самых разных отраслях
В российском высшем образовании не так много международных программ, выпускники которых по-настоящему котировались бы после университета не только в родной стране, но и на мировом уровне. «Мел» поговорил с тремя выпускниками МИЭФ, которые знали, куда и зачем поступать, взяли от образования всё и после выпуска устроились на работу мечты.
«В процессе учёбы международность чувствуется очень сильно»
Дан Лифшиц, директор по продукту компании Gett
У меня было несколько увлечений в школе. Одно из них — это шахматы, которыми я серьезно занимался лет до 11. Я стоял перед выбором, идти ли в этот спорт дальше. Спасибо родителям, что они не подталкивали, а на моем языке пытались объяснять, что значит заниматься шахматами профессионально. По их рассказам я понял, что не готов посвятить этому делу всю жизнь. Ещё мне нравилась математика, но она казалась какой-то непрактичной. Третий интерес — это экономика, с которой меня познакомил папа. Я участвовал и побеждал в олимпиадах. Тогда и пришло понимание, как и куда поступать.
Выбор пал на МИЭФ, потому что он обеспечивал сразу два диплома, один из которых международный. Кроме того, многие мои знакомые по олимпиадам поступали туда же, так что уверенность в выборе крепла. Сегодня МИЭФ — это уже бренд, и часто достаточно сказать, что именно ты окончил, чтобы тебя позвали на собеседование и рассмотрели совсем в ином свете.
В процессе учёбы международность института чувствуется очень сильно. Ты параллельно учишься и по лондонской программе, и по российской, по обеим сдаешь экзамены. Обучение идёт на английском, избежать англоговорящего преподавателя не получится. У студентов есть возможность перевестись на похожие программы непосредственно в Лондонский университет. Некоторые из моих коллег по МИЭФ решили пожертвовать российским дипломом — а при переводе ты в финале получаешь только британский диплом — и перевелись, сейчас они живут и работают в Великобритании. Как, впрочем, и многие из выпускников МИЭФ вообще.
МИЭФ очень старается, чтобы выпускники поддерживали отношения с нынешними студентами, потому что они лучше чувствуют и понимают проблемы и первокурсников, и четверокурсников. Многие приходят и ведут полноценные курсы или единичные тематические лекции. Но главное, что всегда есть возможность потом подойти к человеку и прямо спросить, чем он занимается, из чего состоит его день, и услышать всю правду о профессии, о которой ты задумываешься для себя.
«МИЭФ — это такой трамплин для поступления в западную магистратуру»
Екатерина Колчина, исполнительный директор, трайб «массовая персонализация», Сбербанк с 2020 года (до этого - вице-президент по стратегическим проектам Papa John's (Европа))
Я училась в физматшколе и точно понимала, что не хочу быть физиком или инженером. Лучше всего мне давались математика и английский. Но в 2008 году было мало университетов и программ, которые совмещали бы возможность заниматься и тем, и другим. В России почему-то принято считать, что ты знаешь либо то, либо другое. Не подразумевается, что ты можешь интересоваться и математикой, и языками. МИЭФ, тогда ещё не такой известный и большой институт, посоветовал мне отец. И это был хороший ответ на мой запрос.
Российский бакалавриат в МИЭФ длится четыре года, а британский — три. Поэтому первый год ты учишься только по российской программе, а со второго курса становишься студентом также и лондонской программы, потом заканчивая их одновременно.
100% обучения идёт на английском языке по материалам и учебникам, которые используются в любом ведущем международном вузе, если речь идет о финансах и экономике
Финальную сессию студенты сдают по системе, разработанной Лондонской школой экономики. Собственно, экзамен приезжают проводить представители из Лондона, которые никакого отношения к МИЭФ не имеют, они привозят специальные бланки — точно такие же, как в Лондонском университете. Получается, задания принимают независимые наблюдатели по британским стандартам и нет ни малейшей возможности проявить какую-то предвзятость или позволить личным отношениям повлиять на оценку знаний.
Ещё когда я только собиралась поступать в МИЭФ, я думала — было бы классно продолжить учиться в западной магистратуре. Наш институт — это такой трамплин, с него стартовать гораздо легче, и проще потом адаптироваться к англо-саксонской системе. Поэтому после МИЭФ я сразу пошла в магистратуру Лондонской бизнес-школы и там уже подавалась в большую тройку консалтинга, прошла первое интервью в McKinsey.
На второй раунд интервью компания пригласила меня в Москву. Для меня это было просто вау: я поняла, что есть фирмы, которые действительно заботятся о тех, кто потенциально может к ним присоединиться. Интересно, что про сам консалтинг как профессию я узнала только на факультете. МИЭФ считался для него целевым, и мне всегда было приятно видеть ребят, которые тоже его окончили.
Вообще, выпускников МИЭФ ты постоянно замечаешь не только в профессиональной среде, но и в жизни вообще. Происходит щелчок узнавания: «О! Это наш!» Когда я училась в магистратуре в Лондоне, у нас было комьюнити человек примерно в 40. Все друг другу помогали, вместе решали разные вопросы, от бытовых до поиска работы, благодаря чему ты никогда не чувствовал себя одиноким или брошенным на чужбине.
Сейчас это тоже работает. Многие мои друзья — выпускники МИЭФ, и все общаются между собой, даже если живут за границей.
«Микс академических и бизнес-знаний — то, чему меня научили в вузе, и они помогают мне в работе»
Егор Кривошея, руководитель направления исследований в Центре исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково»-РЭШ
Я выбирал вуз осознанно в 10-м классе, когда начал увлекаться экономикой. Я искал факультеты в России, которые помогут развиваться в этом направлении, и увидел, что в МИЭФ есть программа двух дипломов. Как раз тот микс международного образования и российского контекста, который я искал и хотел использовать в жизни. Я поговорил с выпускниками, получил хорошие отзывы.
С каждым курсом я всё больше понимал, что МИЭФ даёт фундаментальные знания. Это помогает развиваться в разных областях. Дальше мне самому предстояло понять, как и где эти знания применять и какие у меня есть карьерные варианты.
Я смотрел на инвестиционный банкинг, консалтинг, академическую карьеру и в итоге понял, что какие-то части этих направлений хотелось бы объединить
В конце учёбы был период, когда я пытался подаваться на международные академические программы, но не сложилось. Стал искать что-то в России и нашёл бизнес-школу «Сколково», в которой в 2014 году образовался центр, занимающийся работой на стыке академических исследований, бизнес-консалтинга и более прикладных исследований. Тогда это называлось кафедрой финансов, платежей и электронной коммерции. Я стал на ней одним из первых сотрудников. Передо мной стояла задача совместить эти миры.
В этом мне помог МИЭФ, где нам всегда рассказывали, что есть фундамент, который дают академики, но при этом были и лекторы, и семинаристы, обычные люди «из бизнеса». Они всегда могли объяснить, как концепции и идеи применять в реальной жизни. Помимо этого, на факультете я научился быстро разбираться в новых задачах и проблемах, чтобы уже через пару дней поддержать разговор с экспертом.
В учёбе и работе меня всегда поддерживали выпускники МИЭФ, и эта поддержка работает сразу на несколько направлений. Первое — это менторство для студентов. Суть в том, что выпускник МИЭФ становится наставником для сегодняшнего студента и помогает ему по каким-то вопросам, с которыми сам сталкивался. Второе — это регулярные встречи выпускников и студентов, в институте постоянно проходят разные мероприятия, например «Антиконференция выпускников», дни открытых дверей, воркшопы и лекции и прочее.
Практически на каждом из этих мероприятий присутствует как минимум несколько выпускников, которые охотно рассказывают про свой опыт, и именно это дает абитуриенту представление о том, как образование МИЭФ прилагается в реальном мире, какие шаги предпринимать во время учебы, чтобы строить карьеру, как налаживать связи в индустрии. Комьюнити МИЭФ — это сила.