• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Лучшие студенты МИЭФ находятся на одном уровне со студентами ведущих мировых вузов»

Сложно ли поступить в иностранный вуз? Что российские студенты делают не так, когда начинают учиться за границей? Сможет ли искусственный интеллект полностью заменить человека в финансах? Об этом и многом другом в интервью рассказал Георгий Чабакаури, профессор Лондонской школы экономики и член международного академического комитета МИЭФ.

«Лучшие студенты МИЭФ находятся на одном уровне со студентами ведущих мировых вузов»

Расскажете о своем карьерном пути и научных интересах? 

Я окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ по специальности «Прикладная математика» и поступил в аспирантуру. Уже в аспирантуре я заинтересовался математическими задачами экономики, которые возникают в теории игр и теории оценки активов. Оказалось, что многие навыки, которые я получил, занимаясь математикой, находят применение в экономике. Это и определило мой путь. Параллельно с аспирантурой МГУ я поступил в РЭШ, а после окончания РЭШ и защиты диссертации в МГУ уехал учиться на программу PhD в Лондонскую школу бизнеса. Сейчас область моих научных интересов — это методы оценки финансовых активов и асимметрия информации и ее влияние на финансовые рынки.

Когда вы начали сотрудничать с МИЭФ? 

Я давно слежу за жизнью МИЭФ и время от времени знакомлюсь с его выпускниками. Первый раз я побывал в МИЭФ в 2012 году, когда был приглашен на ежегодную конференцию — так и началось наше сотрудничество.

Вы являетесь международным экзаменатором. Что представляют собой экзамены с участием международных экспертов? В чем заключаются ваши обязанности?

Во-первых, как международный экзаменатор я контролирую уровень соответствия экзамена и в частности его структуры международным стандартам, в том числе LSE. Я слежу, чтобы экзаменационные вопросы были ясными, но при этом позволяли в полной мере оценить знания студентов, а также за тем, чтобы оценки выставлялись справедливо, а критерии оценивания работ студентов были четкими и одинаковыми для всех. Просмотр экзаменационных оценок и ответов студентов иногда позволяет диагностировать проблемы в преподавании курса. В этом случае я стараюсь на основании своего опыта подсказать пути для улучшения преподавания.

Что кажется вам самым главным и ценным в образовании, которое МИЭФ предлагает студентам сегодня?

МИЭФ дает современное и достаточно полное образование, соответствующее мировым стандартам, учит думать и развивать экономическую интуицию и аналитические способности, которые можно применять в нестандартных ситуациях. Кроме того, студенты имеют возможность слушать лекции преподавателей, которые сами активно заняты исследованиями в тех областях, о которых рассказывают на лекциях. 

Каков уровень студентов МИЭФ на фоне их однокурсников из других вузов мира? 

МИЭФ — одно из ведущих учебных заведений России, и уровень студентов здесь очень высокий. Лучшие студенты МИЭФ находятся на одном уровне со студентами многих мировых ведущих вузов. Неслучайно они успешно продолжают обучение в ведущих мировых университетах на магистерских программах и аспирантурах. 

К чему надо быть готовым, если хочешь продолжить учебу в зарубежном вузе?

Я не думаю, что выпускнику МИЭФ нужна какая-то специальная подготовка в плане дополнительных знаний или курсов. Структура обучения на западе похожа на то, что студенты видят в МИЭФ, в этом и была цель создания такого уникального вуза. Нужно, конечно, быть готовым к тяжелому труду и привыкать к жизни в другой стране в новых условиях. 

Какие, по вашему опыту, главные заблуждения и ошибки совершает человек, решивший уехать учиться за границу?

Мне встречались студенты из России, которые переставали интенсивно заниматься, попав в зарубежные университеты. Они думали, что смогут продержаться на “запасах” знаний, которые получили в России. Но это, как правило, не срабатывает. 

Еще нужно тщательно подходить к выбору программы, чтобы она по-хорошему вас волновала. Бывает так, что студент выбирает программу, только из-за того, что поступить на нее легко, а учиться становится не интересно. 

Я думаю, важно этого избежать. Нужно узнать, какие курсы изучаются в программе, и сопоставить их со своими жизненными целями, интересами и карьерными устремлениями.

(C) courtesy of Swedish House of Finance

Как изменилось экономическое образование в России и мире за последние годы? 

В России сейчас можно получить качественное экономическое образование на уровне ведущих мировых программ, и это очень радует. Экономическое образование в мире движется в сторону практических знаний и навыков работы с данными, которые необходимы для принятия решений и анализа ситуаций. Теория и модели сейчас менее интересны студентам, и это, наверное, закономерно. В бизнес-школах отмечается интерес к предметам, связанным с предпринимательской деятельностью, а многие университеты создают программы, связанные с применением новых технологий для ведения коммерческой деятельности.

Как вам кажется, что будет происходить в будущем с профессией экономиста, финансиста? Сможет ли искусственный интеллект однажды заменить человека?

Я думаю, что искусственный интеллект может изменить много профессий, в том числе и связанных с экономикой. Например, технологии машинного обучения сейчас выводят на принципиально новый уровень торговлю активами и поиск прибыльных инвестиций на рынках. Торговля активами уже может производиться компьютерами в автоматическом режиме без участия людей. Тем не менее, я думаю, что нет непосредственной угрозы профессии экономиста. Экономика — очень сложная наука, в которой еще остается много чего неизученного. Для анализа экономических проблем необходимы значительные интеллектуальные усилия, нестандартные подходы и творческие озарения. 

Сейчас не существует систем ИИ, которые смогли бы даже понять, что такое финансовый кризис, а о возможных путях выхода из него даже нет речи. 

Это может измениться в будущем, но думаю, что такие профессии, как экономист, математик, физик, биолог и т.д., которые имеют дело с трудно формализуемыми объектами, исчезнут одними из самых последних. 

Следите ли вы за траекториями развития выпускников МИЭФ? 

Некоторые студенты МИЭФ обучались в аспирантурах LSE и других известных университетов, и я поддерживаю с ними контакты. Например, выпускница МИЭФ и LSE Светлана Брызгалова сейчас является профессором Лондонской школы бизнеса и активно занимается исследовательской работой. Многие выпускники МИЭФ окончившие аспирантуры ведущих университетов, еще в самом начале своей карьеры, но думаю, что очень скоро мы будем свидетелями их историй успеха.

Софья Урманчеева, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ