«Я выбрала прикладную программу НЕС, чтобы начать работать за границей, ну и я просто люблю Париж!»
Каким образом обучение в МИЭФ приоткрывает международные горизонты?
МИЭФ уже заработал хорошую репутацию за рубежом за счет того, что у выпускников сильная подготовка, и они быстро устраиваются на работу в топовые компании. Так что шансы поступить в хороший западный вуз в магистратуру после бакалавриата высоки. По моему опыту, с подготовкой МИЭФ оказалось не так сложно учиться на программе HEC International Finance. Магистратура скорее дополнила мои знания.
Кроме того, обучение на английском облегчает процесс поступления за рубеж и дальнейшую учебу в магистратуре. Язык незаменим в подготовке к интервью, нужно максимально хорошо знать специальную терминологию, чтобы вести беседу на равных. Благодаря такой подготовке выпускнику МИЭФ легче найти работу, чтобы иметь финансовую подушку во время учебы. Диплом University of London, который мы получаем после окончания учебы в бакалавриате МИЭФ, воспринимается работодателем очень позитивно и зачастую дает сразу зеленый свет.
Почему вы выбрали НЕС и когда начали готовиться к поступлению?
Я узнала от ребят со старших курсов о программе International Finance в HEC, и она меня очень заинтересовала. Осенью на 4 курсе я сдала GMAT-тест, который необходим для поступления почти на все зарубежные магистерские программы. Хотелось получить опыт обучения в международной среде и пожить за границей. Я выбрала прикладную программу, чтобы начать работать за границей, ну и я просто люблю Париж!
После бакалавриата мне казалось важным пройти релевантные стажировки, собрать больше информации, подтянуть недостающие навыки. Но времени на все не хватало. Если ты на 4 курсе и все еще не уверен в выборе направления или в том, для чего нужна магистратура, возможно стоит взять gap year и поработать, чтобы понять, что тебя интересует. А уже потом поступать.
НЕС (Hautes Études Commerciales) – одна из старейших бизнес-школ Европы. Особенность обучения в магистратуре в том, что можно поступить сразу на второй год обучения, где уже интенсивно изучаются бизнес-дисциплины. Также есть традиционный формат обучения – Grandе Ecole – и программы двойных дипломов с крупнейшими вузами, среди которых Йель, берлинский Freie Universität, Technical University of Munich и другие.
Школа уделяет много внимание обмену студентами, ведет много дополнительных курсов – например, по предпринимательству, цифровой трансформации или лидерству, а также летние курсы. НЕС также известен своим кампусом – это 300 акров парковой зоны в 20 км. от Парижа с библиотеками, спортзалами, студенческими клубами, на территории проживает около 1500 студентов 96 национальностей.
Когда у вас сложилось понимание того, где и кем вы хотите работать?
Еще до поступления в магистратуру я решила начать свою карьеру в инвестиционно-банковской сфере, поэтому обучение в НЕС стало логическим продолжением МИЭФ. У меня была сильная база в экономике и финансах, с которой было легко в HEC. Университет на этом этапе давал мне именно прикладные знания. HEC вообще скорее можно назвать бизнес-школой, где обучение построено на большом количестве кейсов и разных практических вещах.
Как ни странно, я немного скучала по теории. Но в HEC у меня сложилась более полная картина того, как работает финансовая индустрия, например, какие функции выполняют различные команды инвестиционного банка, как эти команды могут взаимодействовать между собой в рамках проведения различных транзакций. Во втором семестре у нас появилась опция выбора курсов, и меня буквально очаровал новый предмет Credit Crisis, полностью посвященный кризису 2008 года.
Чем вас порадовало обучение в НЕС?
Первые две недели учебы на программе нам рассказывали о карьерных возможностях, процессах отбора, проводили мок-интервью (mock interview — тренировочное интервью — прим.). Cтудентам сразу дают время на то, чтобы разослать резюме в инвестиционные банки, потому что осенью там начинается набор сотрудников. Всем нашим курсом мы ездили на London Study Trip – карьерное “путешествие” по офисам крупнейших инвестиционных банков, организованное в Лондоне специально для HEC. Это отличная возможность познакомиться лицом к лицу с индустрией. Я чувствовала себя «заряженной» на поиск работы.
У классов в НЕС нет обязательного деления на лекции и семинары, практически все домашние работы групповые, что помогает лучше развить навыки командной работы. Большинство преподавателей являются представителями индустрии.
Расскажите об опыте стажировок — как это повлияло на вашу дальнейшую траекторию?
После магистратуры я проходила летнюю стажировку в лондонском офисе Goldman Sachs в отделе аналитики по акциям (Equity Research). Мне очень пригодились знания из магистерских курсов по оценке компаний и финансовому моделированию, поскольку это то, чем аналитики в основном занимаются. Из бакалаврских — я по-новому оценила бухучет и банковский менеджмент.
Однако именно на практике мне удалось погрузиться в нюансы оценки компаний. В моем секторе оценка стоимости акций очень отличается от других индустрий из-за особенностей бизнеса и регулирования, и разобраться в ней, на мой взгляд, можно только после детального изучения полноценных рабочих моделей.
После департамента аналитики в Goldman Sachs я работала в отделе валютных продуктов и процентных ставок в Commerzbank в Москве. Здесь были более релевантны знания из областей деривативов, международной экономики и макроэкономики. Я каждый день напрямую общалась с клиентами и заключала сделки, так что удалось подтянуть навыки профессионального общения. Недавно я приступила к работе на Graduate Program в Deutsche Bank в Лондоне, у меня появилась возможность пройти несколько ротаций и выбрать команду для дальнейшей работы.
Как правильно искать работу выпускникам магистратуры, и что сейчас особенно интересует работодателя в финансах?
Если говорить об инвестиционных банках в частности, то успех вашей заявки сильно зависит от времени ее подачи. Период приема заявок на летние стажировки и фуллтайм-программы открывается примерно за год до их начала, то есть как раз в тот момент, когда студенты только начинают обучение в магистратуре. Несмотря на то, что формально банки заканчивают прием заявок в конце осени/ начале зимы, лучше отправлять ее как можно раньше, желательно до конца сентября, поскольку заявки, отправленные близко к дедлайну, имеют невеликие шансы на успех. Это означает, что студентам нужно в сжатые сроки использовать все ресурсы магистратуры для выбора интересующего направления, написания резюме и эссе, а также подготовки самих заявок. Оглядываясь назад, могу сказать, что это был непростой опыт.
В заявке работодатель хочет видеть известные вузы и топ-программы, высокий средний балл, наличие стажировок, лидерский и волонтерский опыт. Не помешают навыки программирования или знания нескольких языков. На всех направлениях, касающихся финансовых рынков, работодатели очень ценят опыт самостоятельной торговли и владения финансовыми инструментами на практике. Во время учебы стоит позаботиться о нетворкинге — это позволит узнать много полезного о работодателях, а значит — в конкретном случае написать беспроигрышное мотивационное письмо и наверняка попасть на хорошую работу.
Как вам удалось получить должность в Deutsche Bank, в каком департаменте? Что вообще определяет исход собеседований для молодых специалистов?
Это департамент Глобальных рынков. Первые полгода новички работают в разных командах и выполняют множество обязанностей. Для начала, чтобы ваше резюме прошло скрининг, важно наличие в нем упоминаний топовых вузов. НИУ ВШЭ (в частности, МИЭФ) — среди них. Также на позитивный результат в моем случае повлияло наличие стажировки в Лондоне.
Как правило успешный исход интервью — это всегда комбинация факторов, как и было в моем случае. Среди таких факторов: накопленный багаж знаний и опыта, усердие в подготовке к конкретному интервью, знание того, как в этой компании проводится собеседование, и просто удача.
Важно хорошо разобраться в том, что происходит в мире, выучить базовую теорию и продумать ответы для фит-интервью (собеседование, нацеленное на понимание своих сильных сторон и умение презентовать себя — прим.). Нужно регулярно читать новости об экономике, финансах и политике в Financial Times и The Economist, быть готовым рассказать, например, о ходе торговых войн или ключевых итогах последнего заседания ФРС США. И, конечно, уверенный и красивый английский.
Кто и как решает визовые и другие вопросы, связанные с работой за рубежом?
Многие компании не хотят этим заниматься, но глобальные банки берут визовые вопросы на себя. Банки принимают много студентов и выпускников из разных стран на свои программы, поэтому готовы делать визу, и у них есть ресурсы. Но надо понимать, что трудности получения визы — это ваш недостаток по сравнению с конкурентами при поиске работы.
В связи с Брекзитом и возникшей из-за него неопределенностью, иностранные банки сокращают наборы в лондонские офисы, но при этом увеличивают штат в региональных европейских офисах. Для подачи в региональные офисы, возможно, одним из требований будет знание локального языка.
Где и как вы планируете строить карьеру дальше, и почему для этого подходят как правило глобальные компании?
Я думаю развиваться в направлении финансовых рынков. Вообще, резонно искать компанию, где можно расти в плане ответственности, интересных задач, перспектив. Корпоративная культура основана на меритократии (принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди — прим.), и в такой среде можно эффективно развиваться, многому обучаясь у коллег, и выстраивать коммуникацию.
Для своего карьерного роста я планирую развить навыки программирования. Даже в тех направлениях финансового рынка, где в этом нет прямой необходимости, IT-навыки могут улучшить и автоматизировать некоторые процессы, увеличить эффективность при выполнении определенных задач. С каждым годом технические навыки становятся все более актуальными для финансиста, поэтому я стараюсь проходить различные онлайн-курсы и рекомендую нынешним студентам понемногу вникать в эту область, а также в цифровую экономику в целом.
Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ