«Познавательный голод и смелость — одни из самых важных черт успешного человека»
Найти драйвер экономической мысли
Уехать из Академгородка в Новосибирске, где я жил, поступать в Москву было непростым решением и для меня, и для семьи. Вопрос №1: почему все-таки решился? Казалось, что в Москве больше возможностей для реализации амбиций, больше перспектив. Плюс я чувствовал острую необходимость уйти из-под опеки родителей и стать самостоятельным, я уже не нуждался в каких-то растительных, домашних условиях, чтобы ощущать себя комфортно. С другой стороны — я понимал, что буду очень скучать по родным, а незнакомый город вызывал разные тревожные мысли.
Вопрос №2: где учиться? Все, что меня увлекало в школе, было связано с точными науками, в частности я любил математику, и этот интерес потом трансформировался в увлечение экономикой. Я сразу отсек для себя вариант обучения за рубежом, хоть такая возможность и была, потому что не считал, что за границей смогу получить что-то уникальное. Это решение сузило диапазон моих поисков до двух ведущих вузов в России – МГУ и Вышка. После того, как я несколько раз принял участие во Всероссийской олимпиаде по экономике, стало очевидно: драйвер экономической мысли — это точно Вышка. На этом этапе выбирать уже пришлось между экономфаком НИУ ВШЭ и МИЭФ. Я достаточно структурированный человек в вопросах принятия решений, поэтому расписал в таблице Excel все плюсы и минусы этих двух вариантов. МИЭФ показался мне чуть более интересной историей, потому что два диплома, обучение на английском языке — в целом, явно больше возможностей. Немаловажным фактором было и то, что ребята, с которыми я познакомился и успел подружиться на олимпиадах, тоже собирались поступать в МИЭФ, а это значило, что я уже не буду один в незнакомом городе.
Прыгнуть выше программы
Я поступил в бакалавриат и сразу ощутил себя в очень теплой дружелюбной семье, потому что курсы здесь не мнгочисленные. Удивительно, но несмотря на амбициозность моих однокурсников и рейтинговую систему я не чувствовал борьбы за выживание и соперничества, наоборот – поддержку и взаимопомощь. И мне кажется, что это как раз те главные ценности, которые МИЭФ вкладывает в своих студентов, а еще он очень щедро делится информацией о карьерных возможностях, перспективах личностного роста. Одна из самых ценных вещей в наше время — получать релевантную информацию в нужный момент. По сравнению с другими вузами в МИЭФ очень хорошо налажена коммуникация с выпускниками, работодателями, бизнес-сообществом, на стенах щедро развешены объявления о стажировках, встречах с представителями компаний и любых других возможностях развития сверх программы.
МИЭФ выработал во мне привычку учиться, постоянно развиваться, искать новое и ставить все более высокие планки. Он также развил во мне навык искать и находить в огромном информационном океане нужный материал, и это очень пригодилось в консалтинге. Безумно полезной оказалась статистика, потому что на работе я все время сталкиваюсь с какими-то статистическими задачками в том или ином формате.
Провал и успех в одной компании — это нормально
Когда у меня начался процесс собеседований в Strategy Partners Group, я уже стажировался в Абсолют Банке в департаменте развития розничного бизнеса в аналитическом отделе, но у меня было желание попробовать себя и в других компаниях. В Strategy Partners Group я прошел 5 собеседований, причем с одними и теме же людьми беседовал несколько раз. Позже я понял, почему меня так долго «мучили»: сильно сомневались, может ли первокурсник (а я только окончил 1 курс) по своим когнитивным способностям быть наравне с другими более опытными и зрелыми кандидатами. Возможно, поэтому мне отказали, посоветовав набраться опыта, почитать экономические журналы, пропитаться бизнес-средой — а я действительно на многие вещи смотрел очень академично — и обязательно прийти к ним через год.
Я не оспаривал решение Strategy Partners Group, но на втором курсе МИЭФ, увидев, что компания проводит на базе Российской экономической школы мини кейс-чемпионат, решил, что будет неплохо принять в нем участие. Это было буквально через два месяца после отказа. Так получилась, что наша команда выиграла, и мне позвонил менеджер из Strategy Partners Group с предложением прийти работать на его проект. Конечно, я согласился. Через день мне снова позвонили, сказали, что еще раз все обсудили и готовы взять меня на полноценную стажировку сейчас, а не через год.
Я аналитичный, структурированный и очень про числа — как мне сказали в компании, весьма подходящий человек для консалтинга.
Я проработал в Strategy Partners Group 2,5 года, стал старшим аналитиком и лишний раз поддержал планку МИЭФ как поставщика сильных кадров. В целом студенты МИЭФ ничем не уступают выпускникам других сильных вузов, в том числе западных. После меня в Strategy Partners Group пришли работать еще четверо моих однокурсников.
Дан рассказывает проекту "Искусство ошибаться" о том, как конвертировать минусы в плюсы
Таблицы Excel снова решают
Собеседования — очень важная школа. Их нужно много и совершенно разных, ты получаешь обратную связь, понимаешь, чего тебе не хватает и как это можно исправить, беседуя с опытными люди. Чем раньше и чем чаще ты будешь окунаться в бизнес-среду, тем грамотнее будет твое общение с эйчарами.
В McKinsey я пришел стажером и ушел с позиции Ассоциата, в среднем этот путь у людей занимает 3,5 – 4 года, я прошел его чуть меньше, чем за 2 года.
McKinsey так же, как в случае с университом, я выбирал при помощи таблицы Excel – нет лучшего способа наглядно взвесить за и против.
Мне было важно, чтобы компания аккумулировала в себе лучший международный опыт, имела очень высокую внутрикорпоративную культуру, инвестировала в будущее своих сотрудников, плюс я ориентировался на отзывы знакомых, которые работали в «Большой тройке».
McKinsey лидировал по всем параметрам. Я кайфовал от работы, а хороший внутрикорпоративный рейтинг позволял мне выбирать проекты, которыми было интересно заниматься. Я проработал в McKinsey 5 лет, это не много, но за этот период мне удалось посмотреть на много отраслей.
Из McKinsey в Gett, из Москвы — в Тель-Авив
Мне хотелось вникнуть в реальный бизнес, прежде чем решить, буду ли я работать в консалтинге всю жизнь. Потому что одно дело — давать советы, не всегда отвечая за реализацию внутри компании, и совсем другое — управлять доверенным тебе реальным куском бизнеса. Подобный опыт полезен и для карьеры консультанта, потому что позволяет на многие вещи смотреть не с академической, а с практической точки зрения. Плюс у меня было сильное желание поработать в технологической компании, потому что за ними большое будущее, и, собственно, технологии сейчас создают экономический ландшафт.
Я пришел в Gett, где в первый год отвечал за взаимодействие с водителями, таксопарками и тому подобное. Спустя год меня перевели в продуктовую часть компании на должность Head of Supply & Marketplace Products, а поскольку основная часть разработки нашего продукта базируется в Израиле, то теперь я живу между Москвой и Тель-Авивом, иногда залетая на другие рынки – в США и в Великобританию. Надо признать, в Израиле мне работать гораздо комфортнее. Там лучше складывается баланс между работой и свободным временем просто потому, что большую часть года из-за жары там раньше начинают работать и раньше заканчивают — оказалось, это очень удобно, а вечера приятнее проводить на остывших городских бульварах.
Каминг-аут
А сейчас — главное признание. Было ли мне тяжело переходить с позиции подчиненного на руководящую должность? ОЧЕНЬ. Раньше я нес ответственность только за свой результат, сейчас же отвечаю за команду в 25 человек, и подобная смена парадигмы проходила у меня с большим количеством ошибок. Было крайне тяжело отучить себя все делать самому и делегировать полномочия. Мне пришлось учиться тому, как налаживать взаимодействие внутри команды, доверять ей и решать командные конфликты — это для меня фантастическая точка личностного роста. Недоверие и желание все сделать самому очень часто приводило к тому, что я зашивался и «отбирал» у коллег ответственность за результат, их это очень демотивировало. Я благодарен команде за их терпение. В будущем мне хотелось бы открыть собственную технологическую компанию в России, которая бы работала на глобальном рынке. Идей, как это сделать, много, не хватает единомышленников, схожих по ценностям и амбициям. Есть такие?
Я очень надеюсь, что пример моего карьерного успеха не вызывает у людей зависть, а наоборот – мотивирует, наглядно демонстрируя, что правильная информация, полученная в нужное время, достаточно много личных усилий и огромное желание позволяют добиться многого.
Умных людей много, но для многих из них, к сожалению, решающим фактором становится чувство неуверенности в себе, отсутствие наглости в хорошем смысле слова — например, сломать себя и пойти на 1 курсе на собеседование в крутую компанию — и непонимание, как возможно прийти к своей цели.
Я всегда готов делиться своим опытом, потому что, как мне кажется, все примерно думают об одном и том же и имеют очень похожие внутренние страхи. Но кто-то боится попробовать, а кто-то пробует, и у него получается.
Мне всегла хочется большего. Я думаю, познавательный голод и смелость — одни из самых важных черт успешного человека, они присуща самым известным бизнесменам и предпринимателям. Потому что когда ты сыт и доволен, ты останавливаешься, и не хватает мотивации двигать планку вверх. А определенная степень неудовлетворенности полезна, главное сохранять баланс – ценить свои успехи и держать в голове следующие цели.
Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ