• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

«Я понял главное: для работы ищи не знаменитый бренд, а правильных людей»

16 февраля в рамках общего Дня открытых дверей ВШЭ пройдет презентация бакалаврской программы МИЭФ. Одним из гостей мероприятия станет Петр Кабин, выпускник бакалавриата, а сейчас — директор по продажам бумаги в Segezha Group. 
Петр расскажет, как обучение помогло ему достичь высокой должности в 25 лет, как монетизируются софт-скиллз и почему перед студентом МИЭФ открыты все пути. А пока об этом можно почитать в этом интервью.

«Я понял главное: для работы ищи не знаменитый бренд, а правильных людей»

 — На мой взгляд, большая проблема нашего высшего образования в том, что важный и ответственный выбор дальнейшего пути приходится делать 16-17-летним детям. При том что на западе подростки, закончив школу, часто берут тайм-аут на год, чтобы разобраться в себе, осознать, чем бы им действительно хотелось заниматься. Как выбор вуза совершали вы?

Я типичный (и не самый лучший) студент, за которого выбор сделали родители. Студентов МИЭФ можно условно разделить на две группы. Первая — те, кто привык быть в топе рейтинга. Они выбирали осознанно, пришли добиваться результата в учебе, так что успех был им предначертан. Я же представляю нижнюю половину рейтинга, вторую группу. Вот и получается, что МИЭФ хорош не только для очень умных, у которых все получается, хотя, безусловно, важно, что они выбирают МИЭФ, и я горд за родной вуз. Но есть и другие ребята, которые идут через тернии самых разных ситуаций, когда приходится принимать даже отрицательный результат. Не буду скрывать, я даже повторял один год — второй курс. И это меня только закалило.

Поначалу я готовился в МГУ, но рассматривал и Вышку. В итоге в моем выборе перевесили не объективные причины, а атмосфера или, как модно сейчас говорить, корпоративная культура. В МИЭФ она, по сравнению с другими вузами, уникальна, потому что международная, дающая возможность общаться на новом уровне, смотреть на мир широко и понимать взаимосвязи. Кроме того, МИЭФ — это бренд, который заведомо дает тебе конкурентные преимущества при устройстве на работу. При этом я оказался не совсем готов — как и многие ребята моего возраста — к прыжку во взрослую жизнь и к восприятию нового мировоззрения. Сначала я переживал некую социализацию в очень интенсивном формате. Я начал активно участвовать в университетской жизни, в частности, в студенческом совете, и это у меня получалось хорошо. С другой стороны, мне было сложно сфокусироваться на конкретных учебных задачах. Было ощущение, что нужно двигаться очень быстро, потому что зачеты и сессии не дают расслабиться, но куда двигаться — я не понимал. Не чувствовал ценности учебы.

 — Кто, по-Вашему, мог бы помочь молодому человеку с ответом на вопрос «зачем я учусь»?

Я очень рад, что сейчас в Вышке есть программа менторства — ее очень не хватало в мое время. Часто я выступаю в вечерней школе МИЭФ и рассказываю ребятам, зачем поступать в вуз. Я бы хотел заранее посеять зерно осознанности, чтобы они не наступали на мои грабли. А с граблями история следующая.

После 2 курса я не сдал один из экзаменов Лондонского университета по экономике. Эта была развилка: уйти или остаться в «плохих» студентах?

Я остался в МИЭФ. Для амбициозного резидента МИЭФ это решение стало болезненной проверкой самолюбия — быть плохим студентом не слишком приятно. С третьего курса я начал полноценно работать, воспользовавшись стажировкой в компании «Сибур» с возможностью отлучаться на пары. С этого момента я стал понимать, что, зачем и для чего преподают в университете, а главное — как можно монетизировать знания, а они в МИЭФ хороши для всех, даже если ты не в топе рейтинга.

Мне сейчас 25 лет, и я занимаю должность директора по продажам в Segezha Group. Прозвучит бахвальством, но от моих усилий сейчас зависит примерно 60-70% прибыли компании. Это серьезная ответственность, которую чаще возлагают на людей лет сорока. В большой степени моя смелость и готовность к челленджам — заслуга МИЭФ. Именно там я научился не впадать в панику, а просто делать — например, находить волшебный способ сдать шесть экзаменов за 10 дней.

— Но когда вы не сдали экзамен в Лондонском университете, это пошло вам скорее на пользу. А другой на вашем месте сломался бы. Посоветуйте, как из неприятных событий вынести позитивный опыт?

Не оправдать чьих-то ожиданий и потерять веру в себя слишком легко. Вдруг ты в МИЭФ оказываешься не лучшим и не трудягой. Ты не шалопай, но не дотягиваешь до какой-то установленной планки. Можно поставить на себе крест: карьера не светит, подойдет любая работа, я неудачник и т. п. Трудно не пойти на поводу социальных прошивок, а вспомнить обо всем многообразии вариантов — на самом деле, в точке ноль у тебя бесчисленное множество направлений для старта. Сейчас у меня в отделе работает выпускница МИЭФ, с которой мы открыли пространство для студентов рядом с кампусом Вышки на Покровском бульваре. Там ребята могут готовиться к сессиям, кейсам и совместным проектам.

— И вы еще причисляете себя к «лузерам»?

Скорее к тем, кого не назовешь исключительно одаренными или гениями. Не всем суждено стать выдающимися представителями отрасли консалтинга в McKinsey, хотя среди выпускников МИЭФ их большинство. Мир большой, нужно сменить оптику и увидеть, сколько возможностей предлагает просто хорошее образование, а наша страна уникальна как раз в плане возможностей. В «Сибуре» я работал в полимерной индустрии, а сейчас, как я в шутку говорю, перешел с темной стороны на светлую — в лесную индустрию. Эта сфера невероятно растет, там как раз дефицит кадров: профильные институты не выпускают специалистов-управленцев. Что такое продажи? Это, скорее, не конкретное образование, а стиль жизни, поиск оптимального решения для всех заинтересованных участников сделки и переговоров. Например, обучаясь в МИЭФ, ты должен сдавать экзамены хорошо, иначе значение института, а вместе с этим и вес твоего диплома, будут падать.

Карьеру в компании тебе помогают делать не просто высокие оценки в дипломе и полученные знания, но логика и честность, и я уважаю МИЭФ за воспитание честных студентов. Несмотря на пробелы в знаниях, мы даже не помышляли списывать.

Сейчас на рынке труда честность — крайне востребованный скилл

Еще мне очень помогает навык командной работы – во время учебы мы совместно работали над кейсами. В международных компаниях побеждает горизонтальное управление — нет формальной иерархии руководитель-подчиненный. Командная работа над проектами оказывается самым популярным форматом взаимодействия.

 — Тем не менее экономистам не преподают Liberal Arts. Как же у студентов формируются гибкие навыки, способность к критике и нестереотипное мышление?

Получение социальных навыков можно сравнить с игрой в шахматы. У тебя есть фигуры и определенное количество комбинаций, главное — уметь просчитывать верные ходы с арсеналом, что у тебя в наличии. Мне сейчас приходится общаться с топ-руководителями различных компаний, это люди с глобальным видением процессов, стратегическим целеполаганием, пониманием, как все устроено. Для меня это главная школа. Студентам также нужно пользоваться возможностью беседовать с такими людьми — а среди преподавателей и приглашенных лекторов Вышки их много.

Гибкие навыки приходят в процессе коммуникации и осознания, в том числе своих слабых сторон. Я делаю правильно не потому, что я идеальный, а потому, что имею определенный опыт. Только в «Сибуре» я стал понимать, что из учебной программы к чему прилагаемо. Одна из главных задач обучения в Вышке – научиться пользоваться вариантами и быть гибким в выборе решений. Мир не черно-белый, в нем множество ценностных полутонов. Это очень важно в работе с представителями разных культур в международной компании.

— Вам часто приходилось сталкиваться с разными культурами в «Сибуре» и сейчас в Segezha Group?

В этом году я побывал в 20 странах. Ты попадаешь в мир совершенно других ценностей – у вас разные религии и социальный бэкграунд. В этом контексте только универсальное понимание происходящего позволяет найти контакт. Какими бы разными вы не были, всегда есть точки соприкосновения. Я подстраиваюсь под новый контекст, и это напоминает мне сдачу международного экзамена: есть некие константы, которые в любом ценностном измерении остаются неизменны.


Досье:

Во время учебы в бакалавриате МИЭФ Петр два года был членом академического совета института, выпустился в 2016 году. С 2014 года работал в «Сибуре», прошел путь от стажера до заместителя руководителя отдела продаж. В 2018 году занялся направлением по маркетингу в Segezha Group — группе компаний, которая входит в топ-3 в мире по производству небеленой бумаги и поставляет продукцию более чем в 60 стран. Сейчас является директором по продажам бумаги Segezha Group. Продолжает сотрудничество с МИЭФ, регулярно выступая на ICEF Evening School с рассказом о кейсах, с которыми работал в компаниях.


— Вы после МИЭФ не пошли в консалтинг — уже странно. Вы строите карьеру в российской компании — странно вдвойне. Почему так сложилось?

Кажется, в нашем интервью бренд McKinsey станет мемом. Ведь как говорят выпускники МИЭФ: «Зачем я пойду в другую компанию вместо McKinsey?». Просто я для себя нашел оптимальное свое, а не стал пользоваться шаблоном из серии «Истории успеха наших выпускников». И я благодарен отцу, что какое-то время он принимал решения за меня. В жизни надо не рассуждать, а пробовать и ошибаться — это как выйти после учебы на практику, набить шишек и сразу понять, что твое, а что нет. Каждое лето во время учебы я находил себе стажировку. После первого курса это было министерство финансов, оказалось — не мое. Потом был банк. Тоже не зашло.

Я начал понимать, какие у меня сильные стороны и чем нужно вооружиться в поисках работы – помимо образования. У меня неплохо развиты коммуникативные навыки, а у отца среди друзей много представителей самых разных компаний. Произошел весьма продуктивный нетворкинг, кто-то советовал попробовать себя в коммерции, в итоге мне предложили стажировку в «Сибуре» – я пришел туда работать и попал в совершенно новый мир. До сих пор один из моих первых наставников в «Сибуре» является моим товарищем, руководителем и ментором, с которым мы строим карьеру бок о бок и преодолеваем новые вызовы.

Вообще, «Сибур» — локомотив экономики, огромная компания международного уровня, при этом центр принятия решений находится в России. Я попал к людям, которые меня заразили ответственностью по отношению к учебе, работе и семье. Я получал практический опыт и попросту взрослел. От стажера за четыре с половиной года я вырос до заместителя руководителя отдела, отвечал за продажу сырья для пластиковых бутылок, делал совместные проекты с гигантами Pepsi и Coca-Cola, брал на себя огромную ответственность, а потом наблюдал результаты своих решений. Не всегда верных, но уроки я хорошо усваивал. И вот главное, что я понял: не надо искать компанию, где работать, надо искать правильных людей.

— Но большинство предпочитает McKinsey?

Боятся выйти за рамки стереотипов. Не важно, каким продуктом заниматься — продавать бумагу, пластик, телефоны, напитки или давать советы.

Любой успех — это вопрос коммуникации и правильного управления социальным капиталом

Общаясь со студентами и выпускниками МИЭФ, я понимаю, как их недооценивает рынок труда. Да, бренд МИЭФ хорошо известен в топ-консалтинге, но за его пределами — почти нет. Это проблема некой однобокости восприятия международного экономического образования, хотя по факту выпускник МИЭФ — ценный специалист практически в любой сфере.

— Зачем вы перешли в Segezha Group, хотя вам, похоже, было очень комфортно в «Сибуре»? Чем вы занимаетесь на новом уровне?

Дело в том, что есть общепринятый линейный рост в профессии — ступенька за ступенькой. Но мой случай — рост по экспоненте, потому что так можно. Я поставил себе цель: хочу постоянно развиваться. Появилась возможность перейти в Segezha Group с таким вот значительным ростом в должности, функциях, экспертизе. Если «Сибур» уже крайне успешная и устойчивая структура, то Segezha Group находится в экстенсивной фазе роста. Это другой опыт, возможность понять и протестировать себя в новых условиях. Тут уже другая цена ошибки, иные процессы и способы самопрезентации. Да, это риск.

Но вот уж чему точно учится студент МИЭФ, справляясь с двойными экзаменами, так это ничего не бояться

Бывает, что студенту жизненно нужен совет по поводу практики или стажировки, и он думает: написать или не написать выпускнику в каком-нибудь Facebook? Поймать профессора после семинара и задать волнующий вопрос? Определенно — написать, поймать и расспросить! И так должно быть всегда. Чем чаще будешь преодолевать эти стенки в общении, тем дальше и быстрее будешь продвигаться в учебе и по жизни. Все — и преподаватель, и студент, и суперуспешный бизнесмен — просто люди. Поверьте, у каждого случаются неудачи и моменты потери веры в себя.

— Как во время учебы прокачать навыки коммуникации?

У нас в МИЭФ был факультатив по MBTI (типология личности) — для меня это оказался прорыв. Конечно, корпоративные финансы и экономика — must have, но навыки эффективной коммуникации необходимы. Без них ты будто пытаешься научиться читать, не зная алфавита. Когда я открыл метод понимания и «классификации» людей, начал видеть их слабые и сильные стороны и стал подбирать к ним ключи, то, как ни странно, пришло и понимание профессии. Эффективная коммуникация необходима абсолютно всем – в том числе для того, чтобы получить работу мечты.

— На бизнес-процессы и в целом на индустрию сейчас сильно влияет тема экологии. Тренд на эко-активизм и рост осознанности граждан заставляет крупные промышленные компании пересматривать свои правила и установки. Вы в Segezha Group это ощущаете?

Тема экологии невероятно актуальна и в целом трансформирует индустрии. Крупные бренды, такие как Coca-Cola и PepsiСо, перестраиваются в зависимости от рыночной ситуации и этической повестки. Starbucks тестирует блокчейн для того, чтобы вы знали, откуда взялся кофе в вашей чашке и не был ли использован при этом детский труд, Ford отчитывается по «биографии» кобальта, который является элементом создания авто, чтобы не осквернить ценностные приоритеты ее владельца — и это происходит повсеместно.

Если бы я хотел зафиксировать этап жизни в формате татуировки, то набил бы бутылку Пепси и рулон бумаги Segezha. В Европе перерабатывается 40%-60% пластиковых бутылок — ты сорвал этикетку, перемолол, и вот готовый гранулят для производства новых бутылок. Очень экологично! Все зависит от качества имплементации процессов. Пластиковая бутылка значительно выигрывает по экологичности у стеклянной, которая требует гораздо больших ресурсов на переработку. Тема экологии и вообще экологичности сознания меняет мир, я работаю сейчас в лесопереработке и отвечаю за упаковку, поэтому вижу ситуацию со стороны потребителя и компании.

Человечество всегда строило свои экономические взаимоотношения на основе «даров природы», потому что цена природы — 0. С одной стороны, сейчас в нас говорит этика по отношению к «прекрасному», а с другой — страх за конечность природных благ. В отличие от нефти, лес — это возобновляемый ресурс, когда планомерная вырубка лесов является частью процесса переработки. В России бумажная промышленность не является ключевой, тогда как на западе планирование вырубки и восстановления лесов много десятилетий носит научный характер, а уровень социальной ответственности населения по отношению к ресурсу очень высок. Примером может служить лидер бумажной промышленности Европы — Швеция, где о способе эффективного и экологичного взаимодействия с лесными ресурсами снимают кино, а сама экономическая модель названа «шведской». За все экологические тренды в первую очередь отвечает социум, вот пляжи Великобритании явно стали чище после введения налога на использование пластиковых пакетов. В России компании «Эльдорадо» и «М. Видео» также полностью отказались от пластиковых пакетов.

— Как вышло, что люди готовы переплачивать за этику?

Тема экологии невыгодна, а большие компании всегда идут от экономики. Но люди стали меняться, появился тренд осознанности, после ХХ века у всех перевернулось сознание. Стало понятно, что пока ты сам не будешь сдавать пластик на переработку и складывать покупки в холщовую сумку, на уровне государства ничего не изменится. Так возник парадокс — человек готов заплатить больше, если будет знать, что не погубил дерево, взяв три бумажных стаканчика, хотя мог налить кофе в собственную эко-кружку. У людей появилось чувство причастности к чему-то важному, которое, правда, тоже стало неплохо монетизироваться.

Это такой феномен современной экономики — монетизация этики. Пока эти величины не удается просчитать досконально, но тот факт, что мы готовы переплатить за бумажный пакет или предпочесть товар с зеленым листиком на упаковке, доказывает: потребительское общество сильно изменилось. Чтобы правильно выстраивать стратегию развития компании на глобальном рынке, нужно в первую очередь наладить коммуникацию с различными социальными сообществами, изучать и удовлетворять их ценности.

— Вы побывали во многих уголках света. Расскажите, как меняется отношение мирового сообщества к экологическим проблемам?

Когда я был в Сальвадоре, который считается самой опасной страной в мире, то не увидел практически ни одного полиэтиленового пакета — все мусорные пакеты были бумажными. В Гватемале люди пьют только из бумажных стаканчиков. Меня поразил Пакистан — там запрещены пластиковые пакеты, несмотря на низкий «рейтинг» страны. Вот ты собираешь эти данные и формируешь адекватную повестку для себя и компании в целом.

Путешествия и сбор социокультурных данных учит тебя терпимости, осознанности, поиску путей парламентского разрешения любых конфликтов, в том числе с природой. Но чтобы войти в эту современную повестку, ты должен обладать неким фундаментом, попросту — хорошим международным образованием. Без этой основы ты закрыт по отношению к миру, привычный обезьяний способ «прийти и победить» уже не работает в постиндустриальном обществе, нужно видеть перспективу и влиять на социальные процессы, потому что главная ценность сейчас на всех уровнях — это человек.

Зарегистрироваться