«Мы в полной мере оказались в тренде data science в применении к финансам»
Мероприятие ежегодно собирает представителей академической среды и из других российских университетов, а также дает представление слушателям-студентам об исследованиях, которые ведут ученые в области финансов.
Мы поговорили с Владимиром Соколовым, заведующим лаборатории по финансовой экономике (МНУЛ), которая является организатором конференции. Он рассказал, чем в лаборатории занимаются исследователи и студенты, как с помощью конференции МИЭФ привлекает новых преподавателей из-за рубежа, каков актуальный экономический дискурс и как улучшить взаимодействие эмпириков с теоретиками.
– Что представляет собой лаборатория, она же – МНУЛ, и почему возникла идея конференции, проводимой лабораторией?
Лаборатория существует c 2010 года, а первая конференция прошла в 2011 году. Идея была в том, чтобы создать центр международных финансовых исследований и заявить о себе как об авторитетной и активной исследовательской группе. За эти годы к нам приезжали ученые из самых разных университетов, так что благодаря конференции у МИЭФ и ЛФЭ сложилась репутация новой “горячей” точки на карте молодых исследовательских центров, которая вызывает интерес к сотрудничеству.
Сложное официальное название лаборатории – МНУЛ – хорошо отражает то, чем мы в ней занимаемся. Она «международная» - учреждена совместно с Лондонской школой экономики, «научная» – здесь постоянно ведутся исследования, «учебная» – в исследования активно вовлечены студенты. Профессора, участники лаборатории, выбирают направление в соответствии с их научными интересами и организуют рабочие группы. В МИЭФ также много студентов, которые интересуются процессами выстраивания академических карьер через работу в лаборатории и общение с ведущими исследователями. Здесь они работают ассистентами в рабочих группах профессоров МИЭФ.
– Какую еще пользу извлекают из взаимодействия с лабораторией студенты?
Выигрывают по-своему все – и профессора и студенты. Первые нуждаются в ассистировании своих исследований, а вторые – получают опыт совместной деятельности и понимание процессов. Если говорить об участии в конференции, то в текущем формате – это взаимодействие внешних профессоров с профессорами МИЭФ. Кроме того мы ежегодно проводим майский семинар по финансам с целью более тесного взаимодействия всех членов академического сообщества.
В кулуарах конференции происходит главный нетворкинг – гости охотно рассказывают студентам, куда поехать на PhD, как готовиться, может ли какой-то профессор или университет совпасть с их исследовательскими интересами. Интересно, что конференция порой дистанционно играет роль в судьбе не только наших студентов, но и тех, которые учатся в западных вузах.
Студентам интересно бывать на наших мероприятиях в качестве слушателей не только с целью ознакомления с инновациями в науке, а также для того чтобы увидеть, чем занимаются люди, выбравшие академическую карьеру. Студенты в онлайн-формате сталкиваются с базовыми методами, экономическими концепциями, а также исследовательской интуицией, аргументацией, логикой и другими феноменами научного мышления, которые являются неотъемлемой частью карьеры в науке. В кулуарах конференции происходит главный нетворкинг – гости охотно рассказывают студентам, куда поехать на PhD, как готовиться, может ли какой-то профессор или университет совпасть с их исследовательскими интересами. Интересно, что конференция порой дистанционно играет роль в судьбе не только наших студентов, но и тех, которые учатся в западных вузах.
– Каким образом?
Ученые, посетившие нас, советуют своим студентам-аспирантам начинать строить карьеру в нашем молодом академическом комьюнити. Интересный пример – один из выступающих профессоров Пьер Колин-Дюфресн являлся научным руководителем нашего нового коллеги – Сильвена Карра, который с этого года является доцентом МИЭФ, только что получив степень PhD в Университете Лозанны. Это показывает, что люди узнают о нас через представителей академического сообщества, до этого побывавших у нас, приезжают в Москву из Швейцарии и начинают преподавать и вести исследования в новой для себя среде.
– Что изменилось в программе и формате конференции за 8 лет?
Мы не меняли, а скорее формировали более четкий формат конференции – это около 10 дискуссий во главе с одним главным докладчиком, как правило – это наиболее выдающийся ученый по академическим параметрам. В этом году нашим ключевым докладчиком был профессор Михаил Чернов из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. Он делал доклад по очень интересной теме – как инвесторы оценивают суверенные кредитные риски США, страны с наивысшим кредитным рейтингом.
За годы проведения конференции темы, охватываемые докладчиками, стали несколько шире, а дискуссии активнее, поскольку интерес к участию начали проявлять сотрудники разных подразделений ВШЭ. В этом году наряду с представителями МИЭФ у нас было три дискуссанта из экономического факультета и из института институциональных исследований – это Мария Семенова, Мадина Карамышева и Дмитрий Малахов, которые выступили достойными дискуссантами представителям крупнейших научных центров США и Европы. Интеллектуальная дискуссия идет действительно на высшем уровне, так что мы можем гордо сказать, что не только “пишем работы”, но и можем дать весомые замечания приглашенным экспертам, чтобы со своими новыми исследованиями они снова приезжали в МИЭФ.
Репутацию конференции очень поддерживают наши международные коллеги, работающие в лаборатории. Это научный руководитель лаборатории Кристиан Джуллиард из ЛШЭ, выступавший с докладом в этом году, и исследователи-визитеры из крупнейших мировых университетов, ведущие с ВШЭ совместные проекты.
– Из чего складывается пул актуальных тем для докладов?
Организационный комитет конференции, состоящий из научого координатора, профессора МИЭФ Алексея Булатова, научного руководителя лаборатории Криса Джуллиарда и меня, заранее задает фокус тем и старается симметрично распределить доклады между эмпириками и теоретиками по основным направлениям корпоративных финансов и по ценообразованию финансовых активов. Но с каждым годом все больше ученых начинают работать на стыке научных областей. В целом наша конференция – общего интереса в области финансов, где можно найти единомышленников и оппонентов по самым разным исследовательским вопросам.
– Каковы сейчас тренды в экономической науке?
Следует отметить, что основные направления исследований в финансах давно устоялись, но с развитием вычислительных мощностей и размеров доступных данных в последние годы появилось новое техническое направление в статистических исследованиях, которое некоторые ученые выделяют в отдельную науку.
Да, речь о data science. Это один из горячих трендов в исследованиях последних лет. На нашей конференции была представлена очень интересная работа по этой теме Анастасии Федик, профессора из Калифорнийского университета Беркли. Она обработала около полумиллиарда единиц данных, позаимствованных из профессиональных профайлов в сети LinkedIn. Используя методы машинного обучения, она классифицировала данные и смогла сделать выводы о том, как заявленные навыки сотрудников влияют на прибыльность, издержки и общий успех компании. Это пример того, как большие данные и машинное обучение могут использоваться в традиционных исследованиях по корпоративным финансам.
2,5 квадриллиона регрессий
удалось обработать с помощью методов машинного обучения профессору Кристиану Джуллиарду для подготовки к докладу на конференции.
Также на нашей конференции была представлена работа Кристиана Джуллиарда, посвященная анализу доходности акций на основе байесовских статистических моделей. Через обработку data космических величин ему удалось сделать выводы о том, как комбинации факторов влияют на предсказание доходности котировок акций. Так что мы в полной мере оказались в тренде data science в применении к финансам.
– Не хотелось бы чуть раскачать академический формат и усилить синергию со студентами, сделать конференцию более открытой, проводить панельные дискуссии?
Панельная дискуссия часто фигурирует в программах крупных научно-практических конференций. Этот формат позволяет авторитетно и совместными усилиями найти решение какого-то животрепещущего вопроса. Например, я и коллеги участвовали в конференциях, где бывают публичные дискуссии с привлечением регуляторов, людей из бизнеса и других профессионалов, и обсуждается закредитованность населения и другие общественно значимые темы. Вот для таких форматов панельная дискуссия подходит превосходно. Но, в целом – почему бы и нет? В будущем мы возможно расширим наш формат.
Интервью: Соня Шпильберг
Фото: Павел Ососов