Международный институт экономики и финансов

«МИЭФ научил тому, что может быть иначе, чем ты предполагаешь»

Полина Кирова окончила бакалаврскую программу двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета в МИЭФ в 2009 году, и затем - магистерскую программу МИЭФ НИУ ВШЭ «Финансовая экономика» в 2011 году. Полина начала свою профессиональную карьеру в ТМ «Рыбсеть», вначале в отделе крупных оптовых продаж, а через несколько лет она создала с нуля и возглавила розничное направление. Сегодня Полина не только развивает розничную торговлю в рамках своей компании, но и вносит значимый вклад в продвижение российской рыбной отрасли в целом и как руководитель, и через средства массовой информации. В интервью порталу Полина рассказала, чем ей помог МИЭФ, легко ли быть женщиной в рыбной отрасли и что заряжает ее энергией.

«МИЭФ научил тому, что может быть иначе, чем ты предполагаешь»

Карьера в рыбной отрасли – удачное стечение обстоятельств

В Рыбсеть я пришла практически сразу после института. Не могу сказать, что работа в рыбной отрасли была моей целенаправленной мечтой, скорее это удачное стечение обстоятельств. Более того, первое время я совершенно не понимала, как смогу свои знания по статистике, финансам, экономике, полученные в МИЭФ, применить на практике, но со временем все сложилось в единую правильную картину. Я даже жалею, что пренебрегала в магистратуре МИЭФ занятиями по Eхсel, сегодня эти знания мне очень нужны.

Проработав несколько лет менеджером в отделе крупных оптовых продаж, мне предложили стать директором по развитию розничного направления. Ну, как предложили. Это был телефонный звонок со словами: «Нам прямо сейчас нужно открыть розничные магазины, будем продавать икру». Так началось розничное направление, которое я создала и возглавила с нуля.

Сегодня я отвечаю за мелкооптовые и розничные продажи, открытие и продвижение новых магазинов, в том числе онлайн-торговля, франчайзинг, операционный контроль и так далее. Моя работа очень разноплановая и часто у меня возникает ощущение, что за один день я прожила сразу дней пять. Но я отметила для себя, что монотонность, сидение в офисе целый день меня тяготит. Я гораздо более продуктивно работаю, как в офисе, так и за его пределами, когда у меня есть возможность переключать внимание на разные задачи и деятельность.

МИЭФ научил меня быть все время в движении

Я выбрала МИЭФ, потому что он был самым топовым экономическим институтом в стране, плюс обучение на английском языке придавало особый шарм. Английский язык был со мной с детства, я окончила в Москве Британскую международную школу, при этом учить дисциплины МИЭФ на русском языке мне было бы все равно гораздо проще.

Огромная заслуга МИЭФ в том, что он научил меня тому, что может быть иначе, чем мы предполагаем. Я думала, что буду учиться в российской системе образования, в итоге – училась по европейской системе. Мне приходилось все время перестраивать мозги: учиться на английском языке, общаться с друзьями – на русском. Кроме того, МИЭФ научил меня быть все время в движении и ставить перед собой цели. Без работы мне плохо. Даже сегодня, когда я выпадаю из своего «безумного» графика, например на период отпуска, я скучаю по работе.

Рыбная отрасль – дело не женское!

Рыбная отрасль традиционно считается делом не женским, я часто сталкиваюсь и до сих пор продолжаю сталкиваться с этим устойчивым стереотипом. У меня в связи с этим собралась целая коллекция забавных историй. Например, в прошлом году, выступая на Международном рыбопромышленном форуме в качестве эксперта, услышала от одного из докладчиков в свой адрес пренебрежительное обращение «девочка». Иногда люди спрашивают, принимаю ли я конечные решения в розничном направлении, или я просто красивое лицо компании, особенно нелегко в этом смысле было наладить контакт с коллегами с Дальнего Востока. Для меня такое поведение людей – это странно. Но у меня нет желания кому-то что-то доказывать, я просто делаю свою работу. Хотя, конечно, приятно, что мне удается выглядеть привлекательно и при этом компетентно звучать. Я очень надеюсь, что в рыбной отрасли со временем появится больше эрудированных женщин – специалистов.

О кадровом дефиците в рыбной отрасли

С кадровым дефицитом в рыбной отрасли в целом я очень остро столкнулась, когда с нуля собирала команду для розничного направления. Я имею в виду не производственников, технологов, моряков, с ними все более-менее в порядке, но специалистов, готовых работать непосредственно с товаром. Мне было сложно найти людей, понимающих, что, кому и как они продают. Дело в том, что рыбная отрасль в целом – это такой свой закрытый мирок, в который сложно попасть, поэтому многие не понимают, как там работать.

Тренд на российские продукты, в том числе на рыбу, появился не так давно. И как следствие начали открываться полуподпольные магазины с рыбой, которые очень сильно вредят рыбной отрасли, портят репутацию всего рыбного ритейла. Самое неприятное в этом, что у потребителей создается неправильное представление о том, как должен выглядеть рыбный магазин. Я когда вижу, как люди покупают перемороженную рыбу, не понятно, где валявшуюся до этого, на рыбных развалах – мне становится плохо. Рыбсеть борется с этим своими методами – вся наша продукция упакована и зафасована - веду просветительскую деятельность на телевидении, радио, в Интернете, в печатных СМИ. При этом не могу сказать, что я люблю писать и для меня это легко. Я привыкла к академическому языку, а писать для массового читателя – это было для меня вызовом. Свою первую статью я переписывала полгода.

Рыбный бизнес – классная история

На данный момент рыбная отрасль настолько закрыта, что мои публикации и выступления в СМИ вызывают бурю эмоций. Я регулярно пишу об отрасли в Forbes и РБК, веду программу «Рыбный день» на радио «Комсомольская правда», где рассказываю о рыбной индустрии, начиная от советов, как правильно выбирать рыбу, и заканчивая обсуждением каких-то политических сюжетов в отрасли, освещением отраслевых форумов и мероприятий. До потребителей хочу донести идею о том, что рыба – это полезный продукт, ничем не уступающий курице и мясу, а рыбный ассортимент на самом деле очень богатый и не ограничивается форелью и семгой (это не самая полезная рыба). В более глобальном смысле – мне хочется вызвать интерес к рыбной индустрии на внутреннем рынке, потому что это перспективное, классное направление, а не какая-то «законсервированная банка с тунцом».

Рыба – это наш ресурс, своего рода продуктовая нефть, и если с экспортом все более-менее неплохо, то вот внутренний рынок явно стагнирует. Я убеждена, что помочь его расшевелить мог бы малый бизнес, но для рыбаков это пока что-то непонятное. Федеральный ритейл берет в расчет 5 позиций, а их на самом деле 105, и здесь я вижу большие перспективы для малого бизнеса, но он у нас пока где-то на задворках. Я неоднократно обращалась в федеральные органы с просьбой помочь нам разработать образовательные программы для малого бизнеса, но не встретила здесь большого позитива. Правда есть франчайзинг, который поддерживается на федеральном уровне, и Рыбсеть на данный момент – единственный франчайзер в рыбном ритейле.

Женская отдушина

По долгу службы мне часто приходиться сниматься в передачах, где требуется экспертная оценка рыбной отрасли. В какой-то момент поняла, что процесс съемок (даже очень затяжной) мне нравится, он заряжает меня энергией. Поэтому, когда увидела, что телеканал «Пятница» ищет ведущих, подала заявку. Хотела рассказывать зрителям о вкусной и здоровой еде, я не люблю готовить, просто мне кажется, я много знаю о пользе тех или иных продуктов. В итоге меня взяли в «Утро Пятницы», где я тестирую на себе разные звездные лайфхаки по уходу за собой. Это для меня такая женская отдушина, баланс мужского и женского начал.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ