• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«МИЭФ научил тому, что может быть иначе, чем ты предполагаешь»

Полина Кирова окончила бакалаврскую программу двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета в МИЭФ в 2009 году, и затем - магистерскую программу МИЭФ НИУ ВШЭ «Финансовая экономика» в 2011 году. Полина начала свою профессиональную карьеру в ТМ «Рыбсеть», вначале в отделе крупных оптовых продаж, а через несколько лет она создала с нуля и возглавила розничное направление. Сегодня Полина не только развивает розничную торговлю в рамках своей компании, но и вносит значимый вклад в продвижение российской рыбной отрасли в целом и как руководитель, и через средства массовой информации. В интервью порталу Полина рассказала, чем ей помог МИЭФ, легко ли быть женщиной в рыбной отрасли и что заряжает ее энергией.

«МИЭФ научил тому, что может быть иначе, чем ты предполагаешь»

Карьера в рыбной отрасли – удачное стечение обстоятельств

В Рыбсеть я пришла практически сразу после института. Не могу сказать, что работа в рыбной отрасли была моей целенаправленной мечтой, скорее это удачное стечение обстоятельств. Более того, первое время я совершенно не понимала, как смогу свои знания по статистике, финансам, экономике, полученные в МИЭФ, применить на практике, но со временем все сложилось в единую правильную картину. Я даже жалею, что пренебрегала в магистратуре МИЭФ занятиями по Eхсel, сегодня эти знания мне очень нужны.

Проработав несколько лет менеджером в отделе крупных оптовых продаж, мне предложили стать директором по развитию розничного направления. Ну, как предложили. Это был телефонный звонок со словами: «Нам прямо сейчас нужно открыть розничные магазины, будем продавать икру». Так началось розничное направление, которое я создала и возглавила с нуля.

Сегодня я отвечаю за мелкооптовые и розничные продажи, открытие и продвижение новых магазинов, в том числе онлайн-торговля, франчайзинг, операционный контроль и так далее. Моя работа очень разноплановая и часто у меня возникает ощущение, что за один день я прожила сразу дней пять. Но я отметила для себя, что монотонность, сидение в офисе целый день меня тяготит. Я гораздо более продуктивно работаю, как в офисе, так и за его пределами, когда у меня есть возможность переключать внимание на разные задачи и деятельность.

МИЭФ научил меня быть все время в движении

Я выбрала МИЭФ, потому что он был самым топовым экономическим институтом в стране, плюс обучение на английском языке придавало особый шарм. Английский язык был со мной с детства, я окончила в Москве Британскую международную школу, при этом учить дисциплины МИЭФ на русском языке мне было бы все равно гораздо проще.

Огромная заслуга МИЭФ в том, что он научил меня тому, что может быть иначе, чем мы предполагаем. Я думала, что буду учиться в российской системе образования, в итоге – училась по европейской системе. Мне приходилось все время перестраивать мозги: учиться на английском языке, общаться с друзьями – на русском. Кроме того, МИЭФ научил меня быть все время в движении и ставить перед собой цели. Без работы мне плохо. Даже сегодня, когда я выпадаю из своего «безумного» графика, например на период отпуска, я скучаю по работе.

Рыбная отрасль – дело не женское!

Рыбная отрасль традиционно считается делом не женским, я часто сталкиваюсь и до сих пор продолжаю сталкиваться с этим устойчивым стереотипом. У меня в связи с этим собралась целая коллекция забавных историй. Например, в прошлом году, выступая на Международном рыбопромышленном форуме в качестве эксперта, услышала от одного из докладчиков в свой адрес пренебрежительное обращение «девочка». Иногда люди спрашивают, принимаю ли я конечные решения в розничном направлении, или я просто красивое лицо компании, особенно нелегко в этом смысле было наладить контакт с коллегами с Дальнего Востока. Для меня такое поведение людей – это странно. Но у меня нет желания кому-то что-то доказывать, я просто делаю свою работу. Хотя, конечно, приятно, что мне удается выглядеть привлекательно и при этом компетентно звучать. Я очень надеюсь, что в рыбной отрасли со временем появится больше эрудированных женщин – специалистов.

О кадровом дефиците в рыбной отрасли

С кадровым дефицитом в рыбной отрасли в целом я очень остро столкнулась, когда с нуля собирала команду для розничного направления. Я имею в виду не производственников, технологов, моряков, с ними все более-менее в порядке, но специалистов, готовых работать непосредственно с товаром. Мне было сложно найти людей, понимающих, что, кому и как они продают. Дело в том, что рыбная отрасль в целом – это такой свой закрытый мирок, в который сложно попасть, поэтому многие не понимают, как там работать.

Тренд на российские продукты, в том числе на рыбу, появился не так давно. И как следствие начали открываться полуподпольные магазины с рыбой, которые очень сильно вредят рыбной отрасли, портят репутацию всего рыбного ритейла. Самое неприятное в этом, что у потребителей создается неправильное представление о том, как должен выглядеть рыбный магазин. Я когда вижу, как люди покупают перемороженную рыбу, не понятно, где валявшуюся до этого, на рыбных развалах – мне становится плохо. Рыбсеть борется с этим своими методами – вся наша продукция упакована и зафасована - веду просветительскую деятельность на телевидении, радио, в Интернете, в печатных СМИ. При этом не могу сказать, что я люблю писать и для меня это легко. Я привыкла к академическому языку, а писать для массового читателя – это было для меня вызовом. Свою первую статью я переписывала полгода.

Рыбный бизнес – классная история

На данный момент рыбная отрасль настолько закрыта, что мои публикации и выступления в СМИ вызывают бурю эмоций. Я регулярно пишу об отрасли в Forbes и РБК, веду программу «Рыбный день» на радио «Комсомольская правда», где рассказываю о рыбной индустрии, начиная от советов, как правильно выбирать рыбу, и заканчивая обсуждением каких-то политических сюжетов в отрасли, освещением отраслевых форумов и мероприятий. До потребителей хочу донести идею о том, что рыба – это полезный продукт, ничем не уступающий курице и мясу, а рыбный ассортимент на самом деле очень богатый и не ограничивается форелью и семгой (это не самая полезная рыба). В более глобальном смысле – мне хочется вызвать интерес к рыбной индустрии на внутреннем рынке, потому что это перспективное, классное направление, а не какая-то «законсервированная банка с тунцом».

Рыба – это наш ресурс, своего рода продуктовая нефть, и если с экспортом все более-менее неплохо, то вот внутренний рынок явно стагнирует. Я убеждена, что помочь его расшевелить мог бы малый бизнес, но для рыбаков это пока что-то непонятное. Федеральный ритейл берет в расчет 5 позиций, а их на самом деле 105, и здесь я вижу большие перспективы для малого бизнеса, но он у нас пока где-то на задворках. Я неоднократно обращалась в федеральные органы с просьбой помочь нам разработать образовательные программы для малого бизнеса, но не встретила здесь большого позитива. Правда есть франчайзинг, который поддерживается на федеральном уровне, и Рыбсеть на данный момент – единственный франчайзер в рыбном ритейле.

Женская отдушина

По долгу службы мне часто приходиться сниматься в передачах, где требуется экспертная оценка рыбной отрасли. В какой-то момент поняла, что процесс съемок (даже очень затяжной) мне нравится, он заряжает меня энергией. Поэтому, когда увидела, что телеканал «Пятница» ищет ведущих, подала заявку. Хотела рассказывать зрителям о вкусной и здоровой еде, я не люблю готовить, просто мне кажется, я много знаю о пользе тех или иных продуктов. В итоге меня взяли в «Утро Пятницы», где я тестирую на себе разные звездные лайфхаки по уходу за собой. Это для меня такая женская отдушина, баланс мужского и женского начал.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ