• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Преподаватели МИЭФ не сравнятся с другими в отзывчивости»

Мария Титова закончила магистратуру МИЭФ в 2015 году и поступила на PhD-программу в Калифорнийский университет в Сан-Диего (University of California, San Diego), и в этом году написала главную научную статью, которая представит ее в академическом сообществе как многообещающего специалиста. В интервью Мария рассказала, чем различаются форматы обучения на PhD в США и Европе, почему преподавать американским студентам легко и сколько «весит» на рынке труда ваша Job Market Paper.

- Чем на ваш взгляд подходит МИЭФ для начала научной карьеры?

Я закончила бакалавриат ФКН ВШЭ по специальности «прикладная математика и информатика», и на четвертом курсе я поняла, что хочу готовиться к зарубежной аспирантуре по экономике и финансам. Было всего два варианта на пути к этой цели – МИЭФ и РЭШ, но в МИЭФ меня взяли без экзаменов. Помимо всех известных плюсов обучения в МИЭФ, я открыла для себя неожиданное преимущество к развитию научной карьеры — большинство студентов все же идут в private sector, и студент, который хочет поехать на PhD, получает гораздо больше внимания от профессоров.

Раз в неделю в МИЭФ проходит великолепный научный семинар, куда приезжают исследователи со всего мира, поэтому легко быть в курсе последних направлений науки. Преподаватели МИЭФ не сравнятся с другими в отзывчивости, они всегда открыты к сотрудничеству — когда мне нужно было встретиться и обсудить идею исследования, все охотно соглашались. Многие студенты становятся соавторами своих научных руководителей и накапливают публикации. Например, моя магистерская диссертация впоследствии была опубликована в международном реферируемом журнале.

- Вы воспользовались возможностью обучения по обмену в Университете Тилбурга. Каковы были впечатления?

В Тилбург я попала благодаря программе Research Master и в течение семестра там могла изучать курсы уровня аспирантуры. Это важнейший опыт, который дает представление о том, как строится PhD-обучение в зарубежных вузах. У меня осталось впечатление, что Тилбург особенно силен в behavioral finance, и было интересно познакомиться с самыми выдающимися исследованиями в этой сфере. В целом, поездка в Тилбург была для меня первым опытом проживания за границей и постоянного общения на английском языке.

- Есть ли принципиальная разница при выборе PhD в США и Европе?

Выбор между США и Европой неочевиден и сильно зависит от конкретных намерений человека. В Европе обычно нужно сначала получить тот самый уровень Research Master, который длится два года. После RM на РhD остается отучиться всего два года. В США программа PhD длится 5-6 лет, и первые два курса ты студент, а потом – исследователь. При этом, тебе не нужно перепоступать и волноваться о стипендии — американские вузы в отличие от европейских обычно оплачивают весь период обучения. Я решила поехать в США в University of California, San Diego (UCSD), даже учитывая то, что в Европе учеба заняла бы на 2 года меньше, потому что мне хотелось пройти через американскую экономическую школу, которая особенно зарекомендовала себя на академическом уровне.

Кроме того основной job market для молодых ученых проходит в США, и из-за большой поддержки студентов американскими вузами и из-за ценности именно местных дипломов, выпускнику из Европы там продвинуться сложнее. Также качество научных семинаров в Америке немного выше из-за большого количества университетов, входящих в Топ-30. В UCSD, например, проводится один их самых сильных семинаров по экономической теории в мире, потому что здесь работает Joel Sobel – главный редактор одного из лучших экономических журналов Econometrica.

- Как строится учеба PhD-студента в UCSD?

Первый курс – это микро, макро и эконометрика, в конце года – квалификационные экзамены. На следующий год нужно выбирать курсы — желательно это сделать так, чтобы в конце года было две “специальности” (fields), например, у меня это были микроэкономическая теория и поведенческая экономика. Начиная с третьего курса начинается исследовательская работа. Предоставляется полнейшая свобода, и в принципе можно вообще больше в университете не появляться — студент сам решает, как распоряжаться временем. Я стараюсь ходить минимум на 2-3 научных семинара в неделю и регулярно встречаться хотя бы с одним из научных руководителей или дискуссантов.

Преподавание занимает у меня 5-10 часов в неделю, а все остальное время я занимаюсь исследованиями. Я стараюсь презентовать свою работу хотя бы два раза в год на студенческом научном семинаре — это, пожалуй, самая сложная часть учебного процесса. Очень волнительно демонстрировать работу группе профессоров, которые знают больше, и готовы к критике. Но тут главное практика.

- Легко ли вам далось преподавательское дело?

Я много преподавала еще в России, вела семинары по курсам «Теории игр» и «Экономика развития» и читала курс лекций у магистров факультета политологии. На собственном опыте рекомендую задуматься о преподавании как можно раньше, это внушительная часть работы профессора, психологически непростая, и к ней надо привыкать, практикуясь. В Америке вести семинары очень легко — профессор предоставляет задачи и решения, и TA (teaching assistant) пишет их на доске. Остается прорабатывать самопрезентацию, для чего есть возможность — американские студенты довольно пассивные, редко задают вопросы или проявляют хоть какой-нибудь интерес к учебе. Поэтому преподавание в UCSD не явилось для меня стрессом.

- Какой самый важный «багаж» на академическом рынке труда?

Существует много мнений, но мои научные руководители настаивают на том, что самое важное – это твоя презентационная статья (Job Market Paper), с которой выпускающийся студент выходит на рынок труда. Все остальное — уже опубликованные статьи, проекты, преподавательская деятельность, и. т.д. — практически никого не интересуют.

- Существуют ли карьерные ярмарки для молодых ученых?

AEA (American Economic Association) ежегодно в начале января устраивает конференцию Annual Meeting, по сути это централизованный рынок труда для новичков-экономистов. Туда съезжаются университеты и PhD-студенты, выпускающиеся в этом году, проводятся первые раунды собеседований на позиции assistant professor. Если студент успешно проходит интервью, его приглашают на flyout — он проводит один полный день в университете, и этот день состоит из встреч с профессорами и презентации своей JMP-статьи на Job Market Seminar. По результатам флайаута кандидата могут взять в этот университет на работу. Интересно, что диссертация обычно дописывается уже после того, как студент получает работу.

МИЭФ, кстати, также проводит Job Market Seminars каждый февраль.

- В какой области сейчас сосредоточены ваши исследовательские мотивации?

Моя главная работа, которая скорее всего будет моей JMP в следующем году или через год, называется «Targeted Advertising in Elections» и посвящена вопросу: может ли таргетированная реклама перевернуть результаты выборов. Я строю теоретико-игровую модель передачи информации от кандидатов в президенты к избирателям, и в результате прихожу к выводу, что таргетированная реклама работает лишь в том случае, когда кандидат знает избирателя по всем релевантным социоэкономическим пунктам и когда у избирателей по этим пунктам расходятся мнения. Выходит, что чем более поляризовано население – тем больше пространства для “манипуляции” результатами выборов посредством таргетирования. Мне захотелось провести исследование на эту тему в первую очень благодаря громким выборам президента США в 2016 году и референдумом о Brexit. В обоих случаях, результаты голосования были очень близки, победители тратили баснословные бюджеты на таргетинг через социальные сети, и уровень поляризации населения был как никогда высок. Один из выводов моей модели состоит в том, что невероятно сложная технически рекламная кампания была решающим фактором исхода этих голосований.

- Как в перспективе вы планируете строить карьеру?

У меня нет особых территориальных предпочтений, я не преследую цели остаться в США. Я буду проходить через централизованный рынок труда в следующем году или через год и надеюсь получить профессорскую должность.

*Калифорнийский университет в Сан-Диего (University of California, San Diego) — научно-исследовательский университет в США, основанный в 1960 году, а в 2009 году занявший 14-е место в академическом рейтинге университетов мира. В университете работают восемь лауреатов Нобелевской премии, три обладателя Национальной научной медали США и один обладатель Пулитцеровской премии.

Кампус университета расположен на лесистом побережье Тихого океана на территории в 490 га. На территории — зоопарк с 5000 животных, общественный музей, компьютерный центр, морской порт с научно-исследовательскими судами.

Университету принадлежит ряд научно-исследовательских центров: Институт океанографии Скриппса, Суперкомпьютерный центр Сан-Диего, Калифорнийский институт телекоммуникаций и информационных технологий и Центр американо-мексиканских исследований.

Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ

Интервью на портале ВШЭ >>

Интервью с Марией 2015 года >>