«Главное правило успеха в карьере — работать на работе»
- Как вы оцениваете полученный багаж знаний с точки зрения применения в профессии? Как обучение сказалось на вашей профессиональной деятельности?
За свою жизнь я успел получить уже три высших образования – физико-математическое на Физтехе, финансово-экономическое в МИЭФ и даже юридическое на заочной программе University of London. По сравнению с юридическим образованием, Физтех и МИЭФ были очень похожи – они давали сильную базу, на основании которой можно «достраивать» свою специализацию. Плюсом МИЭФ были спецкурсы, одним из них как раз является «Управления рисками», где можно было ознакомится с наиболее крупными и важными ответвлениями финансов и экономики. Но при любом количестве дополнительных курсов и дисциплин, удовлетворить спрос студентов на «практическое» образование будет очень сложно – профессиональных поднаправлений слишком много, и здесь уже нужно идти в индустрию, где на тебя будет работать полученное образование. В частности, моих одногруппников из МИЭФ разбросало довольно сильно – они ушли в финансы, казначейство, структурирование, преподавание, фармацевтику, нефтяную промышленность. С такой базой можно освоить практически любую область.
- Что для вас оказалось особенно ценным в обучении в МИЭФ?
Что мне запомнилось о МИЭФ как о родном вузе, так это открытые двери и интерес преподавателей к жизни и работе студентов даже после их выпуска. Обсуждение связи теории финансов или экономики с наблюдаемой мною практикой с бывшими преподавателями случалось уже не раз. Насколько я понимаю, такая связь академии с индустрией является эталоном западного образования, а значит я оказался прав, выбрав МИЭФ. Лично для меня этот выбор стал судьбоносным.
- Как началась ваша карьера в риск-менеджменте?
Как многие выпускники Физтеха я понял, что точная наука — не мое. После бакалавриата я выбирал между РЭШ и МИЭФ и решил в пользу последнего, так как там даются знания более практического наклона, и больше возможностей сразу погрузиться в профессию. После МИЭФ мне хотелось работать на финансовых рынках, с деривативами, Лучшие места тогда для этого были компании «Тройка Диалог» и «Ренессанс Капитал», я пришел на собеседование в «Тройку» и понравился отделу рисковиков. Работа была похоже на кино — звонки и сложные расчеты, шум и гогот вокруг и много живого общения с трейдерами и сейлзами, словом — прекрасный опыт.
Через некоторое время «Тройку» поглотил Сбербанк, масштабы и скорость работы резко увеличились. Чтобы пережить трансформацию, Сбербанк назначил руководить Рисками Джангира Джангирова. Он в кратчайшие сроки расширил и укрепил команду Рисков и подготовил для сложных сделок. Тогда появились узкие направления, и представители каждого из них теперь преподают на курсе "Управление рисками" в магистратуре МИЭФ.
- Расскажите о сфере управления рисками?
Это крайне живая сфера, пронизывающая всю деятельность банка. Помимо знания финансов становится все очевиднее IT-составляющая и область data science – процессы все больше автоматизируются, хотя лично мне пришлось частично освоить российское и британское право. На стыке этих предметных областей находится огромное количество возможностей для развития. На курсе мы рассказываем, в каких областях Рисков помогут навыки data science, в каких – математическое моделирование, а где-то даже знание оценки стартапов.
- В чем особенность курса «Управление рисками»?
Основная цель курса — дать достаточно глубокое понимание данной сферы, обозначить направления и требования к позициям, показать, как работает крупная финансовая структура и ее управление рисками на примере реальных или смоделированных задач. На примере департамента рисков Сбербанка мы детально рассматриваем все направления, в результате складывается цельное понимание направления риск-менеджмента в рамках структуры банка.
Курс содержит 32 академических часа занятий, это модули по кредитному риску, рыночному рискам, рискам банковской книги, розничным рискам и даже по новой экономике (инвестиции в стартапы и новые технологии). Держать руку на пульсе просто в рамках академических дисциплин недостаточно, поэтому при создании курса нам был важно задействовать именно личный, практический опыт наших преподавателей. Наши преподаватели, а это на 100% практики, руководители тех или иных направлений Рисков, они оперируют живыми кейсами из реальной жизни, делятся наиболее значимым своим рабочим опытом. Мы используем адаптированные презентации с реально применяемыми алгоритмами оценки рисков Сбербанка, а многие наши кейсы, как негативные, так и позитивные, описаны в деловых СМИ.
- Как студенту или выпускнику попасть в Риски?
Прохождение курса существенно поможет попасть к нам на стажировку или работу. Если же говорить в целом об области финансов, то классический, но малопопулярный инструмент – это сдача экзаменов CFA. Еще будучи студентом бакалавриата от старших товарищей я узнал про CFA его значение для становления студента в профессии. Информация о CFA в резюме, даже если это всего лишь сдача первого уровня, действует как волшебный билетик на интервью практически по любому направлению в финансах, в том числе в Риски. CFA является показателем высокого уровня не только в отношении знаний — а CFA требует огромного количества знаний, и программа теста почти неохватна — но это главным образом показатель вашего рвения и желания достигать высоких результатов в карьере, учиться новому, выполнять задачи самостоятельно.
- Кто быстрее всех растет по карьерной лестнице и какие молодые сотрудники наиболее ценятся в вашем подразделении?
Главное правило успеха в карьере — работать на работе. В какую бы сферу деятельности или компанию вас не занесло, вы обнаружите людей, которые занимаются нерабочими вопросами на работе. Не будьте ими. Если вы будете максимально приближать ваше реальное рабочее время к времени нахождения на работе, то будете с наибольшой скоростью учиться профессии, вы быстрее научитесь самостоятельно выполнять сложные задачи, вас быстрее заметит начальство, вас начнут продвигать вверх и драться за вас с другими работодателями на рынке труда.
Ко мне как к начальнику отдела часто приходят на собеседование. Бывает так, что у кандидата 10-15 лет опыта, но его ценность для нас равняется нулю – он не может ответить на вопросы лежащие даже в плоскости его функциональных обязанностей и не обладает минимальной гибкостью мышления. Поэтому нужно понимать: где бы вы ни оказались, перед вами будут постоянно возникать новые задачи требующие навыка самообучения. А значит данную способность надо культивировать в себе с первого дня вашей карьеры.
- На что вы обращаете внимание, когда собеседуете сотрудников?
В одних случаях помимо узких знаний в области рисков я очень требователен к аккуратности, коммуникабельности, внимательности. В других случаях мне нужны знания и большой опыт в деривативах, бывает нужен человек, который не побоится бюрократической рутины. Конечно, в описании вакансий обычно заложен образ идеального сотрудника, поэтому я стараюсь «проверить» кандидата в живом общении – бывает, плюсы личных качеств перевешивают недостаток определенных знаний.
- Как новичку преуспеть в карьере?
Make your boss happy! В свое время я узнал эту истину от старших товарищей по бакалавриату, работавших в Big 3 консалтинга. Вы и ваш начальник в одинаковом положении на собеседовании, не забывайте это. Не только вы заинтересованы в хорошей работе, но и он заинтересован в хорошем сотруднике. Можно и нужно спокойно спрашивать о его ожиданиях от вас. А дальше действовать. Твоему начальнику важно, чтобы ты выполнял его задачи – будь то прибыль, красивая презентация или зеленая галка в какой-нибудь внутренней системе. Будете выполнять задачи босса – он будет вас ценить и стараться удержать у себя, так как задач у него много.
- Что бы вам хотелось добавить к обучению в МИЭФ не только в рамках своего курса?
Например, я бы предложил провести недельный курс вроде «Найди любимую книгу». Про софт скиллз сейчас говорят всерьез эйчары самых крутых компаний, это, разумеется, не исключает важность фундаментального образования, но является важнейшим фактором личной эффективности. Написано множество книг по саморазвитию, поиску счастью, менеджерскому делу (и многие из них очень хороши!), но найти свою так сказать «библию» все равно сложно.
Мой курс мог бы выглядеть так: в первый день вы открываете один из ресурсов в интернете и читаете 500 заголовков non-fiction книг, отмечаете сотню потенциально интересных. Читаете 100 книг в суперкратких изложениях на 3-5 минут и выбираете из них 15. Эти 15 книг читаете уже в получасовом изложении и выбираете одну единственную книгу, которую уже читаете полностью. А одна хорошая книга может изменить вашу жизнь. Почему это нужно делать «принудительно» в рамках курса? Да потому что у студента никогда в жизни не дойдут до этого руки без того, чтобы этого требовал университет, а именно в студенческом возрасте так важно найти свою «библию», которая откроет им новые горизонты в этой жизни.
- Как это поможет им в профессиональном плане?
Профессиональная жизнь — это только часть вашей жизни, а книги формируют мышление и мировоззрение наряду с вашим кругом общения и компетенциями, которые закладывает университет. Это возможность найти гармонию и баланс самых разных компонентов, которые являются слагаемыми счастья и успеха.
Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ