«Мы помогаем сделать будущее более предсказуемым и безопасным»
- Как случилось, что вы решили воспитывать новое поколение экономистов?
Я начал преподавать больше 15 лет назад – тогда точно не было цели воспитания нового поколения экономистов. Скорее было самому интересно глубже разобраться в определенных темах и рассказать о них более широкому кругу людей. Идея, что в вузе можно обучать именно банковскому делу, что можно вызвать у студентов интерес и помочь выбрать банковскую сферу для работы, пришла уже в процессе преподавания.
- Как вам удается совмещать преподавательскую деятельность с высокой должностью в Сбербанке?
В последние годы я преподаю не так много и часто разделяю курс со своими коллегами. Я как правило беру 2-3 темы в рамках одного модуля. Идея “разделения обязанностей” на курсе даже принесла свои плоды – студенты получают взгляд не одного, а нескольких экспертов на банковское дело и риск-менеджмент, а это само по себе ценно и делает курс уникальным в своем роде.
- Почему вам стала интересна область риск-менеджмента, и в чем основные задачи сотрудника департамента рисков в Сбербанке?
Основная задача рисковика – это помочь разобраться с тем, какие могут быть сценарии развития событий, какие из них могут оказать негативное влияние, как это негативное влияние может минимизировать возможные потери. Перед рисковиком возникает множество задач: моделирование метрик, построение IТ-систем, реализация архитектуры ограничений – все это интересно, потому что лежит на стыке технологий, математики и экономики. Но более всего меня привлекает в риск-менеджменте то, что мы при решении этих задач помогаем снизить неопределенность, сделать будущее более предсказуемым и безопасным.
Построение риск-менеджмента требует существенных инвестиций, в частности в IT-системы. Также здесь нужна экспертиза, а это значит, что кадры нужно постоянно обучать. Всегда нужны консультанты, которые способны обновлять свои знания, поскольку появляются все новые аспекты регулирования, и нововведения необходимо адаптировать к конкретной организации. Многое из того, что мы делаем, вышло из практики крупнейших международных банков. При этом двух одинаковых систем риск-менеджмента я не видел никогда – глубина автоматизации, разделение функций, используемые модели везде будут особенными.
- В чем особенность курса в МИЭФ?
Курс «Управление рисками II» нацелен на практику и работу над кейсами, зачастую взятыми из истории банка, или вовлечение в существующие. Все знания, которые мы передаем, абсолютно релевантны в работе и базируются на нашем непосредственном опыте и экспертизе.
- Как вы оцениваете знания студентов программы?
Студенты магистратуры МИЭФ первого и второго курсов сильно отличаются. На первом курсе можно сразу выделить тех, кто пришел из чисто технических вузов и тех, кто ранее занимался экономикой. На втором курсе состав становится куда более однородным. В среднем уровень очень сильный, как и заинтересованность студентов – если бы это было не так, я бы давно потерял к преподаванию интерес. А я в МИЭФ уже 10 лет.
Вообще, ценность курса велика не только для студентов, но и для банка – выпускники смогут быстрее адаптироваться к работе, а их результаты видны быстрее.
- Каков он, рабочий процесс сотрудника Департамента рисков?
Процессов много, и они очень разные. Хотя мы все называемся риск-менеджерами или просто рисковиками, среди нас есть люди с самой разной экспертизой и рабочими обязанностями. Кто-то занимается моделированием, кто-то выстраивает IТ-системы, кто-то разрабатывает структуры полномочий и контроля, занимаясь бюрократической работой, кто-то рассматривает кредитные заявки или большую часть времени решает управленческие задачи. Это большой и слаженный механизм, где руководителю важно выстроить хорошую коммуникацию.
- Сотрудничаете ли вы с выпускниками программы – например, берете на стажировку или работу в банк?
У нас в команде немало выпускников МИЭФ, как магистратуры, так и бакалавриата, они приходили к нам разными путями – кто-то после курса на стажировку, кто-то по открытому конкурсу на вакансию. При этом все кандидаты к нам, как на работу, так и на программу стажировок Сбербанка, проходят одинаковый отбор. МИЭФ оказался одним из лучших каналов для найма – выпускники стабильно показывают хорошие результаты при отборе.
- На какие позиции вы чаще всего ищите и принимаете молодых специалистов? Какие дисциплины нужно прокачивать студенту сейчас, чтобы попасть на работу в департамент рисков?
В data science будут востребованы математика, программирование, умение работать с данными, в построении процессов или продуктов – знания конкретной предметной области, в кредитном анализе – корпоративные финансы, cash flow моделирование и знание конкретных отраслей. Важно еще то, что мы смотрим на потенциал человека и оцениваем его способность быстро обучаться. Риск-менеджмент все время эволюционирует, и нам критически важно, чтобы человек мог быстро адаптироваться к новому участку работы.
- Насколько сильно работа с рисками переплетена с технологиями?
Очень плотно. Работа в рисках почти всегда подразумевает взаимодействие с большими объемами данных и часто на высоких скоростях. У нас в рисках занято более 50 своих IТ-систем с самой разной функциональностью: рассчитываются сложные модели, за секунды принимаются кредитные решения, контролируется соблюдение ограничений в режиме реального времени и т.д. Сейчас не только сотрудники финансовых структур, но и многих других областей сталкиваются с технологическими прорывами – это неизбежная тенденция в условиях развития цифровой экономики.
- Как сейчас развивается профессиональная область рисковика?
Сегодня риск-функции развивают все крупнейшие банки. Сфера риск-менеджмента активно растет, подразделения рисков появляются уже не только в финансовых структурах, но и в компаниях из совершенно разных отраслей – например в сфере интеллектуальной собственности. Могу сказать, что в России у рисковика отличные перспективы – больше функционала, интереснее области приложения знаний и много новых карьерных возможностей.
Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ