• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Мне всегда казалось, что рано или поздно я буду заниматься собственным делом»

Выпускница бакалавриата МИЭФ 2011 года Юлия Давыдова окончила магистратуру LSE, проработала в хедж-фонде и инвестбанках Лондона, а еще поступила на несколько программ PhD. Но поняла, что больше академической карьеры ее интересует развитие собственного дела, которое к тому же было бы полезно для других. Ее математической онлайн-школе MindSet уже два года, а среди ее сотрудников есть и выпускники МИЭФ. О впечатлениях от учебы, собственном опыте и секретах успеха Юлия рассказала в интервью.

Двойной диплом, 4 сессии и амбициозные однокурсники

Как я оказалась в МИЭФ? Как любой выпускник, в 10-11 классе я стала думать, куда поступать. Я всегда училась хорошо, в сильном физико-математическом классе, шла на медаль. Почти все мои одноклассники собирались на мехмат МГУ. Математика мне нравилась (и нравится!), но заниматься ей как наукой не очень хотелось. Я подумала и поняла, что моей главной мечтой было бы поехать учиться за границу. К тому моменту я уже один раз была в Лондоне, он мне понравился, а тут в Вышке как раз нашлась программа с двумя дипломами.

Я пошла на факультет довузовской подготовки, где встретила довольно много амбициозных ребят, и лучшие из них собирались идти на программу двух дипломов в МИЭФ. Я подумала, что какой бы ни была программа, однокурсники у меня точно будут хорошие. Поступить мне было не сложно: я сдала ЕГЭ, вышкинский экзамен, который тогда еще существовал, плюс у меня была медаль.

Мне сразу понравилось, что у нас будет 4 сессии в году — чем больше какого-то контроля, тем лучше все «оседает» в голове, особенно в 18 лет. Еще мне нравилось, что у нас не было никаких лишних предметов. Основных было всего шесть, их было нескучно учить, а остальные каждый выбирал, исходя из собственных желаний и интересов. А еще в МИЭФ преподавали и преподают люди, у которых, наверняка, очень много других важных дел, но они приходят и делятся своими знаниями и опытом, что тоже очень меня зацепило.

Мои университеты

Самой большой проблемой для меня был английский — тягаться с теми, кто окончил английские спецшколы, мне было трудно, хотя для поступления в МИЭФ это оказалось не ключевым. Наш преподаватель Елена Васильевна Великая не дала расслабиться — за каких-то пару месяцев она помогла мне подтянуть уровень языка, избавиться от акцента и научила писать эссе. Можно сказать, она проложила мне дорогу в жизнь от университетской скамьи до инвестбанка в Лондоне.

В бакалавриате я отлично справлялась со всякого рода статистикой, и мне было интересно, как это вообще выглядит за пределами обычного курса. Я записалась на магистерский семинар по макрофинансам, который проводил профессор Кристиан Джуллиард из LSE, посещала спецкурс по деривативам Леонида Тимошука из UBS.

Я окончила магистратуру London School of Economics и даже поступила на несколько программ PhD по финансам — в LSE и UC Berkeley Haas Business School. Здесь важно сказать, что не последнюю роль в моем зачислении на все эти программы сыграли рекомендации и «вес» преподавателей МИЭФ в мировом научном сообществе (отдельное спасибо Владимиру Соколову!). Но в итоге вместо учебы я выбрала работу. Образ жизни ученого немного не для меня, но вот преподавать и руководить я люблю.

Надо сказать, что при этом еще в период своей учебы мы совместно с Владимиром Соколовым сделали работу, ставшую затем основой для публикации статьи в серьезном научном журнале Journal of Empirical Finance.

Аналитика, банкинг и предпринимательство

Для того, чтобы успешно развивать свое дело, надо любить и уметь все строить с нуля, а еще брать на себя ответственность. Мне кажется, самым приближенным занятием к этому была моя работа в хедж-фонде — стартапе с небольшой командой (в которой почти все были на 20 лет старше меня). Там я занималась в том числе автоматизацией торговых стратегий, хотя раньше не училась этому. У меня был определенный бюджет и список контактов, и надо было самостоятельно сесть, разобраться, привлечь нужных людей и сделать так, чтобы все работало. В итоге за полгода у нас был готов работающий прототип.

После этого я перешла в инвестбанк — хотела узнать побольше про рынок деривативов. Так я попала в Citigroup, где проработала три года. Далее следовал интересный год в Goldman Sachs, где я поработала на рынках капитала.

Резонный вопрос: чем такой опыт помогает в предпринимательстве?

Для того, чтобы стать предпринимателем, мало читать книжки про стартапы и ходить на всякие конференциии. Если бы все было так просто, наверное, свой бизнес появился бы у каждого. Для меня было важно посмотреть, как другие люди ведут успешный бизнес, и бизнес-модель инвестбанкинга подошла как нельзя лучше. За 4 года можно понять, как строятся и взаимодействуют большие команды — и это важно.

«Образование — та область, где можно создать действительно важные вещи»

Когда я решила отправиться в свободное плавание, я приехала на месяц в Москву, и пока была здесь, меня попросили зайти в мою школу, рассказать о себе и ответить на вопросы старшеклассников. Оказалось, что самые страшные для них слова — это «ЕГЭ по математике». Я увидела ребят, которые как будто разучились учиться, не могут соединить какие-то абсолютно простые вещи и пытаются выучить математику наизусть, как историю или литературу. Для меня это было шоком и послужило стимулом попытаться как-то исправить ситуацию.

К тому же меня всегда интересовала сфера образования — это та область, где можно создать действительно важные вещи и где, как ни странно, очень много непрофессионализма, который действительно вреден. Я решила разобраться в ситуации и начала делать первые кейс-интервью.

Тогда и возникла идея школы MindSet. В январе 2017 года мы набрали первых учеников и сумели дистанционно за 4-5 месяцев подготовить к ЕГЭ ребят, которые ничего не знали о предмете, хотя учились в школе 10 лет. Я была очень рада тому, что все поступили в престижные вузы. Но это потребовало титанических усилий с нашей стороны. Вся последующая работа свелась к отладке учебного процесса для снижения его стоимости для клиентов.

Два года назад мы начинали работать со старшеклассниками, а сегодня уже обучаем детей математике с пятого класса. За это время мы очень выросли, давным-давно отошли от подготовки только к ЕГЭ, как было в первый год, и сейчас готовим к олимпиадам и просто пытаемся добиться того, чтобы люди хорошо разбирались в предмете и обладали структурным мышлением. У нас учатся русскоязычные ученики со всего мира от Находки до Лос-Анджелеса. Предметом гордости является и то, что на сегодняшний день в MindSet на разных ключевых позициях работают четыре выпускника МИЭФ, а остальные наши сотрудники — выпускники матфака Вышки, мехмата МГУ и Бауманки.

Зачем было столько учиться?

Я считаю, что в университете должны давать не столько знания, сколько навыки и умения, потому что знания можно получить, просто прочитав учебник или подписавшись на Coursera. МИЭФ дает умения, а такая учеба всегда труднее. Сейчас я понимаю, что учеба дала прежде всего непоколебимую уверенность, что мне все по плечу. Здесь «учат учиться», учат справляться с непонятными на первый взгляд вещами — и это, наверное, самое важное, что мне дало образование.

И, конечно, стоит упомянуть очевидные преимущества обучения в МИЭФ — все университеты и работодатели знают, что это «бренд», и что придет высокопрофессиональный специалист, у которого работа спорится в руках. Такого выпускника ждут и берут и в магистратуры, и в аспирантуры и в престижные компании.

Софья Урманчеева, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ