• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Я всегда любил математику, как оказалось – не зря»

Выпускник бакалаврской программы МИЭФ 2017 года Лука Бошкович в марте 2019 года получит диплом об окончании магистратуры французской бизнес-школы HEC Paris – в качестве дипломной работы он снял исследовательский фильм о криптовалютах. В интервью Лука рассказал о пользе научных связей, жизни в загородном кампусе и “цифровых” экономистах.

- Что послужило толчком к тому, чтобы продолжать обучение?

Я окончил МИЭФ с дипломом первой степени Лондонского университета, это послужило основным трамплином для того, чтобы учиться дальше. Я всегда хотел найти работу в крупной мировой компании, будь это банкинг или консалтинг – лучшие бренды в этих сферах очень ценят академическое образование. Я посчитал, что магистратура в Европе послужит отличным дополнением к моему CV и расширит мировоззрение в профессиональном плане.

- Как МИЭФ готовит к продолжению образования за границей? И почему вы выбрали НЕС?

МИЭФ дает сильную математическую базу, что является большим преимуществом в европейской магистратуре. HEC выбрал, в первую очередь, из-за программы, которая целиком заточена на помощь в поиске работы в сфере финансов или консалтинга. Еще сильным фактором стал рейтинг FT, в котором HEC является лучшей финансовой магистратурой в мире. Я выбрал программу MSc in International Finance.

Для справки: НЕС (Hautes Études Commerciales) – одна из старейших бизнес-школ Европы. Особенность обучения в магистратуре в том, что можно поступить сразу на второй год обучения, где уже интенсивно изучаются бизнес-дисциплины. Также есть традиционный формат обучения – Grandе Ecole – и программы двойных дипломов с крупнейшими вузами, среди которых Йель, берлинский Freie Universität, Technical University of Munich и другие.

Школа уделяет много внимание обмену студентами, ведет много дополнительных курсов – например, по предпринимательству, цифровой трансформации или лидерству, а также летние курсы. НЕС также известен своим кампусом – это 300 акров парковой зоны в 20 км от Парижа с библиотеками, спортзалами, студенческими клубами, на территории проживает около 1500 студентов.

- Что по-вашему мотивирует иностранные вузы брать студентов из Вышки? О чем вас спрашивали на интервью?

Вопросы касались моих интересов, чем люблю заниматься, слежу ли за происходящим в мире и т.д. Такой фокус беседы дает представление о мотивации студента, о ценностях, которые близки университету, чтобы складывалось дружное сообщество.

На мой взгляд, выпускнику МИЭФ достаточно легко поступить в иностранный вуз благодаря уровню английского языка, который он дает студентам. В России не так много вузов, обучающих языку на таком высоком уровне. Для принимающего вуза важно, чтобы студент действительно учился в магистратуре и был способен заниматься исследованиями, а не языком, и вливаться в международную научную среду.

- Как устроена учеба и жизнь в НЕС?

Было непривычно жить в кампусе за городом. При этом до центра Парижа всего 20 км. Сначала это казалось неудобным, но со временем привыкаешь и осознаешь все преимущества такого образа жизни. Складывается атмосфера студенческого городка, где люди намного больше общаются. Этому способствуют разные мероприятия – социальные или спортивные, которые проводятся в кампусе. Есть много студенческих клубов – например, театральная студия, Rock Music Association, клуб дебатов или свой “бизнес-инкубатор” с призовым фондом.

В HEC, особенно на финансовой программе, обучается около 80% иностранных студентов. Поэтому трудно назвать учебу там “соприкосновением с французской культурой”, это скорее пестрая, но дружная интернациональная среда. Адаптация происходит скорее на административном уровне, поначалу естественно возникают проблемы.

- Как вы считаете – экономисту обязательно учиться за рубежом? Как это влияет на компетенции и трудоустройство?

Экономист – это очень широкое понятие. Но если выбрать не академическое, а профессиональное направление, целенаправленно готовиться к карьере в компании, то обучение за рубежом дает огромное преимущество в плане экономического кругозора. К сожалению, в России финансовый рынок очень ограничен, и обучение за границей позволяет расширить возможности, как с точки зрения знаний, так и в отношении работы. Часто выпускники остаются поработать в международной компании, это выводит совсем на другой уровень в отношении компетенций и опыта, на который обязательно посмотрит серьезный работодатель. Даже если не удастся выйти на международный рынок труда, в России после зарубежной магистратуры и практики будет больше шансов построить карьеру в крупнейших компаниях, нежели у российских коллег. Также, учеба за границей – это полезные связи со студентами и профессорами и знакомство с профессиональной средой вообще.

- Традиционно финансам учатся в Лондоне. Что интересного или необычного на ваш взгляд можно сказать о французском “стиле” обучения?

НЕС – это бизнес-школа, где и преподаватели и студенты приезжают со всех концов света, поэтому нет принципиального отличия от лондонских финансовых вузов. С другой стороны, проживание в парковой зоне под Парижем это не то же самое, что лондонский Сити. Это принципиально другая среда, но и в том и в другом случае есть свои плюсы и минусы. Лично мне не хватало города, и я привез из России машину, чтобы всегда иметь возможность добраться до центра Парижа и отдохнуть в городской суете.

- Какие дисциплины особенно повлияли на ваше профессиональное взросление?

Я всегда любил математику, как оказалось – не зря, а в дальнейшем стал интересоваться финансовыми рынками. В МИЭФ мне очень нравился “Математический анализ” и “Математические методы”. В HEC я увлекся Financial Engineering и FX trading, это повлияло и на выбор тематики моих исследований – это криптовалюты.

- Как сейчас научный мир относится к тренду цифровых активов и какие дисциплины возникают в этой связи?

Криптовалюты, как и сама технология блокчейна имеют огромный потенциал вне финансовых рынков, и исследователи проявляют к системе огромный интерес – эксперты в разных странах сейчас разрабатывает опоры для “цифровой экономики” и “трансформации бизнеса”. Главным препятствием в цифровой валютной среде является отсутствие правового регулирования, разные страны выражают неоднозначные мнения по поводу криптовалют – в Японии есть банкоматы для биткоинов, в России только подняли вопрос о цифровых активах на государственном уровне. Но в целом идет речь о внедрении более сложных деривативных инструментов на основе биткоина. Это целый рынок и экосистема вокруг него, поэтому финансисты, как и юристы, вынуждены быстро анализировать явления, прогнозировать, разрабатывать инструменты предикативные и правовые.

- В этой связи – как меняется профессия экономиста в цифровом мире? К чему готовиться нынешним студентам МИЭФ?

Экономист может найти работу во множестве сфер, в этом преимущество профессии. База везде нужна одинаково, но знания в диджитал сейчас востребованы на рынке. Образование только начинает доверять цифровым изменениям, например популярной и хорошо оплачиваемой является работа в Fintech-отрасли, где успех связан с внедрением инновационных технологий в различные экономические процессы, также в экономистах, особенно в аналитиках, нуждаются Big Data компании. Очень привлекательными остаются IB и консалтинг. В любом случае, нынешнему студенту могу посоветовать прокачивать компьютерные навыки, в том числе программирование, и soft skills – просто чтобы быть гибким к изменениям. Потому что рутинные задачи повсеместно автоматизируются – с помощью того-же блокчейна многие компании переводят бумажную документацию в цифровые “смарт-контракты”.

- Какими вы видите ваши перспективы в профессии?

Для меня огромный потенциал существует в мире IB (Investment Banking). Как раз в этой сфере сейчас идут активные цифровые преобразования. Я планирую влиться в эти изменения, потому что вижу потенциал для самореализации – можно будет заниматься не бумажной работой, а делать реальные проекты.

Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ