• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: (+7495) 580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по по науке Никитин Максим Игоревич

«Учиться в МИЭФ сложно — и в этом вся прелесть»

Интервью со студентом 2 курса магистратуры МИЭФ.

Сергей Филясов, студент 2 курса магистратуры МИЭФ, стал лауреатом премии «Золотая Вышка» в номинации «Серебряный птенец» за успехи в учебе, активную жизненную позицию и стремление к саморазвитию, а также лауреатом конкурса Научно-исследовательских работ студентов (НИРС) НИУ ВШЭ 2018 года и победителем конкурса на стипендию Президента РФ. В интервью Сергей рассказал, как выбрать путь ученого, почему учиться в России выгодно, и чем тема здоровья интересна для исследователя-экономиста.

- Вам всегда сопутствовал успех в учебе или в какой-то момент вы «научились» учиться?

На первых курсах бакалавриата учеба давалась очень сложно. Казалось, что шок от перехода в студенческий режим непреодолим, и невозможно разобраться в новом материале. Но если делать это все равно — а если ты принял решение учиться, это необходимо — постепенно меняется подход к обучению в принципе. Нарабатываешь волю и последовательность в решении задач. А главное — пропадает страх перед якобы невыполнимой задачей. Думаю, такой подход применим не только к учебе, а к жизни вообще. Процесс для меня не окончен — я до сих пор «учусь» учиться. Да и не нужно в этом остановиться никогда. С каждым новым годом, дисциплиной и проектом нужно что-то менять в подходе к обучению, работе, себе.

- Что (или кто) помогает студенту в бакалавриате определиться с дальнейшими шагами – быть исследователем, учиться дальше или строить карьеру в компании?

Первые два года бакалавриата я совершенно не понимал, что я хочу делать в будущем и в какой сфере развиваться. До третьего курса. К тому моменту я стал участником учебно-научной группы «Микроэкономические предпосылки макроэкономических моделей», а позже удалось поработать в банковском секторе. Эти два разных опыта помогли осознать, что мне нравится заниматься наукой, и карьера исследователя — это единственно верный путь. Однажды один уважаемый мною человек сказал: «ты станешь исследователем только если ты не можешь им не стать». Вот это про меня.

Многие выпускники МИЭФ оказались одинаково хороши и как специалисты в компаниях и как исследователи, блестяще окончившие магистратуру. Практика важна в любом случае — она расставляет все точки над i в профессиональном поиске. Еще очень важен опыт преподавателей — мне повезло с ними и в бакалавриате и в магистратуре. Андрей Геннадьевич Максимов, заведующий кафедрой экономической теории и эконометрики в Нижегородском кампусе Вышки, постоянно подталкивал меня к участию в научных мероприятиях, а также поддерживал мои инициативы. Научные руководители, Анна Евгеньевна Новак и Александр Владимирович Ларин, очень сильно помогали в исследованиях. В магистратуре мне повезло не меньше. Помощь Максима Игоревича Никитина сложно переоценить: он поддерживает меня в преподавании и поступлении на PhD, дает советы по академической части и просто по жизни. Очень помогает Учебный офис, который содействует студентам абсолютно во всех вопросах.

- Почему вы предпочли переехать в Москву, а не за границу, чтобы учиться в магистратуре?

После бакалавриата я подавался в разные магистратуры Европы. В некоторые из них меня приняли с довольно неплохими условиями уже весной. К тому моменту я узнал, что стал одним из победителей олимпиады для студентов ВШЭ, по которой мог свободно поступить в магистратуру МИЭФ. И я подошел к вопросу рационально. С одной стороны, уровень обучения в МИЭФ нисколько не уступал европейским университетам, в которые меня приняли. С другой — оставаясь в России, мне не нужно было беспокоиться о материальной стороне и других жизненно важных вещах, которые могли бы отвлечь от учебы.

- В чем для вас преимущества и плюсы обучения именно в магистратуре МИЭФ?

Учиться в МИЭФ сложно — и в этом вся прелесть. Даже если на первый взгляд какой-то предмет кажется вам ненужным, будьте уверены, что он в любом случае принесет вам пользу в жизни — возможно, с какой-то неожиданной стороны. Например, прокачает ваши аналитические способности.

В МИЭФ работают одни из лучших международных специалистов. Работа и общение с ними очень ценны для моей будущей академической карьеры. Я говорю не только о практической стороне — конечно, работать бок о бок с такими учеными полезно — но в целом важнее среда и уровень коллег, за которыми поневоле тянешься и растешь, сам того не замечая.

- С какими научными проектами вы сейчас работаете, и что вы вынесли для себя из этого опыта?

Моя магистерская диссертация будет посвящена механизмам стимулирования CEO в компаниях с государственным участием. В теории контрактов есть множество моделей, которые описывают данные механизмы. Но важно понимать, работают ли они в реальности и как именно. Я думаю, ответ на этот вопрос был бы интересен практически всем, от частных инвесторов до государства.

Я также работаю стажером-исследователем у профессора Хосни Зоаби в РЭШ. Это совершенно другой уровень исследований нежели те, с которыми я имел дело раньше. В данном проекте мы строим теоретическую модель, которая поможет понять, почему бедные люди в ряде развивающихся странах не пользуются микрокредитами, чтобы вырваться из бедности. Проект очень сложный как с идейной точки зрения, так и с технической. Более того, в него вовлечены четыре уважаемых профессора из разных стран мира. Работая с ними, я смог точнее понять, что меня ждет в будущем. Исследователь — это не просто профессия, это образ жизни.

- Ваши преподаватели считают, что вы обладаете редким для экономиста качеством – умеете работать и с теоретическими моделями и с реальными данными. Почему среди экономистов это редкое качество?

Сейчас я только начинаю свою карьеру в качестве исследователя, поэтому могу себе «позволить» работать и с данными, и с теорией. В будущем я скорее всего примкну к одной из этих областей. С одной стороны хорошо быть гибким, но успех в какой-то области связан с неизбежным глубоким погружением в нее — поэтому, думаю, состоявшиеся экономисты сильны именно в чем-то одном.

- Как влияет на ваши научные работы преподавательская деятельность? Нужно ли учиться преподавать – ведь эта опция станет основной, когда вас начнут нанимать на работу университеты?

На мой взгляд, преподавание важно для исследователя по двум причинам. Во-первых, в исследованиях очень важная коммуникация, то, как автор доносит свою идею до целевой и нецелевой аудитории. Преподавание — это живая практика. Для меня как начинающего исследователя это особенно важно. Более того, среди студентов очень много талантливых людей, которые мыслят по-разному. Общение с такими студентами помогает увидеть очевидные вещи, которых я не замечал раньше. И главное, передавая знания дальше, преподаватель совершает социально значимый вклад, результаты которого реально видны.

- Какие планы на продолжение академической карьеры?

Сейчас я планирую поступать на PhD по направлению «Экономика» в один из университетов Европы или Северной Америки. Хотелось бы вести исследования в сфере Informational Economics. Думаю, что актуальность данной области очевидна, учитывая быстрорастущую роль информации в современном мире. Если смотреть более узко — я хотел бы исследовать влияние информации в сфере здравоохранения через поведение людей и социальную политику. Это очень важная тема, здоровье является самым важным капиталом человека – повышение общего уровня здоровья населения и сокращение разрыва неравенства в нем должно быть одним из приоритетных направлений любого государства.

Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ