Международный институт экономики и финансов

“Учеба без трудностей – это неинтересно”

В 2017 году Наталья Гимпельсон закончила бакалаврскую программу МИЭФ с красным дипломом НИУ ВШЭ и с дипломом Лондонского университета первой степени отличия. Сейчас Наталья получает PhD в University of Rochester в США. В интервью она рассказала, как подготовить себя к карьере ученого и как вести исследования в области макроэкономики, посещая в перерывах концерты в Истмановской школе музыки и занимаясь в круглосуточной библиотеке Рочестерского университета.


- С чего начались ваши отношения с экономикой?

До поступления в университет у меня были смутные представления о том, что такое экономика. Я выбирала программу, где обучение социальным наукам, математика и использование английского составляли бы единое целое – это привело меня к выбору экономической специальности. После первого курса мне хотелось узнать как можно больше об экономической теории в разных ее сферах и увеличить число экономических предметов, поэтому я выбрала специализацию «Экономика».

При выборе вуза МИЭФ заинтересовал меня сильной сбалансированной программой, обучением на английском и двойным дипломом с Лондонским университетом. Все это казалось хорошей возможностью получить современное экономическое образование, которое станет ступенькой к интересной карьере. В итоге все так и получилось. Сейчас я заканчиваю первый курс PhD по экономике в Университете Рочестера.

- Почему Вы выбрали науку?

Я выросла в семье исследователей, и мне всегда нравилось слушать научные дискуссии и размышлять над вопросами, у которых нет однозначных ответов. Экономика как наука заинтересовала меня разнообразием и важностью тем, которые она поднимает: почему страны так сильно различаются по уровню развития? Почему даже в успешных странах выпуск колеблется, создавая бизнес-циклы? Как функционируют рынки, и как фирмы и покупатели решают, сколько произвести и сколько потратить? Все это очень разные вопросы, но экономическая наука помогает приблизиться к глобальному пониманию всех социальных процессов.

- Как в МИЭФ вас поддержали с выбором?

Преподаватели МИЭФ помогают студентам по разным вопросам — это и выбор специализации и рекомендации по учебе и по жизненным вопросам. Когда я думала о научной карьере, то старалась советоваться как можно чаще, особенно мне помогли профессора У. Пейрис, Ф. Слонимчик и А.А.Фридман.

Кроме того, в МИЭФ недавно создали дополнительную программу для студентов, которые хотели бы выбрать академический трек — ARP. В рамках этой программы организуются выездные семинары, где можно выступить со своими курсовыми и получать комментарии от профессоров и других студентов, проводятся дополнительные научные лекции – все это помогает лучше познакомиться с академическим направлением, проявить свою заинтересованность, получить полезную информацию и помощь в поступлении.

 - Не раз слышала, что “учиться в МИЭФ трудно”. В чем для вас заключалась трудность, и как вам таки удалось получить красный диплом?

Еще в школе я приучила себя справляться со сложностями, это сильно облегчило мне жизнь в МИЭФ. Наверное, основная трудность все же заключалась в большом количестве экзаменов, которые шли один за другим – это нелегко и психологически, и физически. В итоге я научилась воспринимать экзамены не только как проверку знаний, но и как вызов самой себе и возможность в процессе подготовки разобраться с трудным материалом. Я это приняла – и жить стало легче. К тому же мне всегда было интересно учиться, и хотелось узнать и понять как можно больше, а план поступать на программу PhD только добавлял мотивации.

Вообще, учеба без трудностей – это неинтересно и даже опасно: профессиональная деятельность полна ловушек и тупиков, и после легкой бакалаврской программы мы были бы совершенно неподготовлены к дальнейшей работе, да и к жизни в целом.

Про университет Рочестера:

Рочестерский университет – частный исследовательский университет США в штате Нью-Йорк, в состав школ которого также входит престижная Истменовская школа музыки.

Университет был основан в 1850 году. Среди выпускников – 8 лауреатов Нобелевской премии, 23 — Пулитцеровской премии и множество обладателей других важных научных наград. Выпускники Рочестерского университета составляют почти четверть ученых, консультирующих NASA.

Кампус университета занимает территорию в 81 га. Многие учебные корпуса, в том числе знаменитая библиотека Раша Риза, связаны сетью туннелей, которые интенсивно используются в ненастную погоду.

- Почему вы выбрали University of Rochester, в какие еще университеты вы получили офферы?

Обычно студенты подают документы в разные университеты, поскольку результат предугадать невозможно. Я подавала документы и в Европу, и в США и в итоге получила офферы из University of Rochester, University of Illinois Urbana-Champaign, Tinbergen University в Голландии, Warwick University в Англии, Bocconi University в Италии (Master in Social Sciences). Я колебалась между Университетом Рочестера и европейскими университетами, потому что мне всегда хотелось пожить в Европе, а Америка казалась мне далекой и непонятной.

Исторически в Рочестере сложилась сильная макроэкономическая школа (многие области макроэкономики зародились именно там), и кроме того мне предложили очень хорошие условия – оба эти фактора сыграли свою роль. Более того, я поняла, что PhD в США – это не только сильная американская экономическая подготовка, но и знакомство с совершенно новой и далекой средой, а именно в ней происходит профессиональная и личная закалка. Так я сделала свой выбор в пользу Рочестера.

- University of Rochester известен в первую очередь своей исследовательской направленностью. В чем особенность преподавания, ведения научной деятельности в этом университете?

В Рочестере много внимания уделяют формированию критического мышления. Изучение материала включает не только знакомство с существующей теорией или количественными методами, но и обсуждение того, какие проблемы есть у этой теории, и почему эти количественные методы могут быть не так хороши, как кажется на первый взгляд. Нас учат не только видеть красоту и важность уже имеющихся результатов, но и распознавать их пробелы и несовершенства – а на этих навыках фактически и держится развитие науки. Важно и умение строить четкие доказательства, основанные на минимуме предпосылок: мир очень сложен, и каждая дополнительная предпосылка удаляет теоретическую или эмпирическую модель от реальности. Обучение этому навыку тоже среди приоритетов.

Начиная со второго курса, аспиранты присоединяются к проектам, над которыми работают профессора, а потом начинают вести собственные исследования, писать диссертациями, выступать на семинарах. С третьего курса все внимание и время уделяется научной работе – начинается самая важная часть PhD программы. В Рочестере студенты и профессора скорее коллеги, чем представители университетской иерархии. Атмосфера очень домашняя и неформальная – на каждом шагу можно встретить бурно дискутирующих по самым разным поводам аспирантов и их научных руководителей.

В университете очень активная научная среда, которая постоянно обновляется — проводятся конференции и семинары, где выступает много молодых ученых из других университетов. Одна из крупных ежегодных конференций, организуемых совместно с Рочестерским университетом, это Carnegie-Rochester-NYU Conference on Public Policy – конференция посвящена макроэкономической политике. Здесь сложно остаться в стороне — ты всегда включен в поток интересных исследований, дискуссий, гипотез, общаешься и развиваешься в среде очень увлеченных людей.

- Как вы оценили свою подготовку к погружению в серьезную научную среду? Какие навыки, привитые в МИЭФ, вам особенно там пригодились?

Программы PhD кажутся сложными почти всем студентам независимо от того, где они учились до этого. Но МИЭФ дал мне достаточно знаний и навыков, чтобы я комфортно ощущала себя в на PhD программе и могла усваивать более сложный материал. Обучение на английском в бакалавриате полностью избавило от проблем, связанных с языковым барьером. А интенсивность учебы, частые и большие домашние задания и акцент на изучение теории в МИЭФ помогли встроиться в учебную и научную жизнь американского университета. Первый год PhD в Рочестере построен на бесконечных домашних заданиях по всем предметам одновременно, и этот год дался бы мне намного труднее, если бы учеба в МИЭФ не научила меня работать в таких условиях.

- Вы уже выбрали специализацию?

Я пока только присматриваюсь к направлению. Программа первого года PhD сосредоточена на изучении стандартной теории, а погружение в научную деятельность начинается со второго курса вместе с разделением на специализации и активным участием в научных семинарах. Пока мне интересны макроэкономика и международная экономика, и в течение следующего года нужно будет выбрать одно из них.

- На какие исследования в области экономики сейчас есть запрос?

Это и государственная экономическая политика, и помощь развивающимся странам, и финансовые рынки. Недавно в Москве выступал Гарвардский профессор Филипп Агийон. Он рассказывал, как его теория экономического роста используется сейчас в реформах Эммануэля Макрона во Франции – это один из примеров того, как научная теория может повлиять на жизнь людей и привести к видимым изменениям. Особенно востребованы сейчас исследования, которые объединяют в себе теорию и работу с данными, поэтому важно хорошо знать и уметь и то, и другое.

- Что посоветуете студентам, которые выбирают академический путь, какие области “вспахивать”, какие шаги предпринимать сейчас, чтобы грамотно выстраивать научную карьеру?

По своему опыту могу сказать, что полезно поработать ассистентом для кого-нибудь из профессоров в МИЭФ или в какой-нибудь из многочисленных Вышкинских исследовательских лабораторий. Это знакомит с процессом ведения исследовательской работы и с современными научными вопросами, и кроме того это яркая строчка в резюме и возможность получить более сильную рекомендацию, что тоже важно при поступлении на PhD.

Летние школы, посещение научных семинаров и конференций – все это также расширяет кругозор и дает более полное представление о всем многообразии экономических вопросов, с которыми может быть связана дальнейшая научная карьера.

И, конечно, важно по максимуму использовать работу над курсовыми и дипломом и как можно большему учиться у научных руководителей и других профессоров. Курсовые с А.В. Дементьевым, а затем диплом с профессором У.Пейрисом стали для меня очень важными и полезными этапами учебы в МИЭФ. Умение писать обзоры литературы, навыки программирования, тщательность при написании текста – все это пригодится как в процессе учебы на PhD, так и в дальнейшей работе.

- Расскажите о кампусе, о рочестерских студентах и об особенностях жизни в зарубежной студенческой среде – как там?

Университетский кампус в Рочестере – это мини-город на берегу реки, в котором все оборудовано так, чтобы можно было сконцентрироваться на учебе и работе и вместе с тем отдохнуть и восстановиться, и который объединяет студентов и профессоров самых разных специальностей. Вне лекций и семинаров многие занимаются в библиотеке, я ее тоже очень люблю: там можно найти место, чтобы тихо почитать или обсудить (и довольно бурно) какой-то рабочий вопрос с коллегами, а можно просто получать эстетическое удовольствие от архитектуры. Библиотека открыта круглосуточно и, представьте себе, всегда полна!

В дополнение к эстетическим удовольствиям здесь есть большой спортивный центр, проводится много культурных и социальных мероприятий. В пределах кампуса проложены приятные маршруты для прогулок – все это вместе делает университет очень комфортным для жизни пространством. Более того, в состав университета входит Истмановская школа музыки – одна из самых известных музыкальных школ в США – поэтому всегда в нашем распоряжении замечательные концерты классической музыки.

Мне очень повезло с однокурсниками. Они талантливые, трудолюбивые люди, открытые к общению люди и всегда готовы помочь как в учебе, так и в жизненных вопросах. Когда живешь в другой стране, это очень поддерживает. Еще один важный для саморазвития фактор – это культурное многообразие студентов. Тут можно узнать очень многое о других странах и понять, что несмотря на многочисленные различия, все мы очень похожи друг на друга, особенно когда оказываемся в чужой культурной среде.

Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ