• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Надеюсь, мне удастся сыграть с Уорреном Баффетом и Биллом Гейтсом»

Анастасия Ерастова в этом году станет выпускницей бакалавриата МИЭФ. Но ближайшее будущее уже определено — она зачислена в магистратуру по прикладной математике в NYU Courant Institute (Курантовский институт математических наук Нью-Йоркского университета), который занимает лидирующие позиции в мире в своей области. В интервью Анастасия рассказала о том, как пройти собеседование в магистратуру в 4:30 утра, о важности программирования, любви к абстрактной математике и популярности игры в бридж на Wall Street.


NYU Courant Institute — одна из лучших математических школ в мире. Чего вы ожидаете от обучения там? Какие вузы еще рассматривали для поступления?

Когда я заканчивала школу, сомнений в том, куда поступать, у меня не было: я подавала только на три программы Вышки (экономика, совместная программа с РЭШ и МИЭФ), прошла на все три и выбрала МИЭФ, о котором мечтала с 7 класса.

С магистратурой все было иначе. Несмотря на то, что интересовали меня только финансы, выбрать программу было нелегко. Магистерских программ очень много, и они разные по содержанию. Поскольку основные финансовые предметы я изучала на последнем курсе, к началу 4 курса у меня еще не сложилось четкого понимания того, где продолжать образование. Поэтому я подавала документы на разные виды финансовых программ, а уже потом принимала решение.

Подготовка и подача документов является очень трудоемким процессом, поэтому я выбрала небольшое количество университетов и поступила практически на все программы. Мне пришли офферы из LSE (с частичной стипендией) и Bocconi на программы Msc in Finance, а также NYU Tandon School of Engineering на программу MS in Financial Engineering (также с частичной стипендией). Еще я подавала в Колумбийский университет на программу Mathematics of Finance, но решила не дожидаться ответа и приняла предложение из NYU Courant, поскольку их программа считается более сильной.

Courant Institute of Mathematical Sciences (Курантовский институт математических наук) – это независимое подразделение Нью-Йоркского университета, и действительно оно на протяжении многих лет занимает первое место по прикладной математике в США и второе по математике в мире. Само расположение университета в двух шагах от Wall Street делает его поистине уникальным.

Программа MS in Mathematics in Finance как раз относится к прикладной математике. Она нацелена на подготовку специалистов в области количественных финансов и data science, что мне, собственно, и интересно, потому что я не планирую академическую карьеру.

Как NYU Courant Institute готовит прикладных специалистов, в частности — по экономике?

Теоретические дисциплины, такие как стохастический анализ, преподаются профессорами Куранта, в то время как прикладные предметы читаются по вечерам ведущими экспертами из финансовой индустрии.

Моя будущая работа не будет напрямую связана с экономикой, однако фундаментальная экономическая база, заложенная в МИЭФ, безусловно поможет мне в работе и выделит меня на фоне студентов с чисто математическим бэкграундом.

Для студентов первого курса MS MathFin Courant есть возможность поступить на программу двойного диплома с бизнес-школой NYU Stern. В этом случае обучение продляется еще на год, но появляется возможность закончить магистратуру и одну из лучших MBA по финансам мира.

Как вы оцениваете математическую школу МИЭФ? Какие именно дисциплины для вас стали ключевыми?

МИЭФ предоставляет широкие возможности для глубокого изучения математики. В рамках IСEFAcademia можно изучать дополнительные темы по математическому анализу и статистике, а позже — либо выбрать специализацию «Математика и экономика», как это сделала я, либо, учась на других специализациях, брать математические дисциплины в качестве предметов по выбору. Так что, если есть желание что-то поучить, возможность всегда найдётся. Для поступления на эту программу я сдавала помимо стандартного GRE еще и GRE Mathematics Subject Test, который проходит только два раза в году – в сентябре и в апреле. Учитывая то, что большинство американских вузов заканчивают прием документов зимой, попытка у меня была только одна — и она удалась. Помимо меня его в этот день сдавали студенты матфака Вышки и пара человек с Мехмата МГУ.

Одним из самых интересных предметов за все 4 года обучения была абстрактная математика, которую вел профессор А.А. Ахметшин. Он же, кстати, и посоветовал мне программу Куранта. Я ни в коем случае не выдающийся математик, и предмет был для меня очень сложным и требовал много усилий. Но когда мне давалось очередное математическое доказательство — это было настоящее счастье! Математику я любила всегда, но именно в этом предмете для меня открылась красота математики.

Также мне очень нравились дисциплины, которые преподавал один из любимых мною преподавателей Д.Есаулов, благодаря ему в последний год я выбрала анализ временных рядов и панельных данных и количественные методы в финансах.

В МИЭФ, например, замечательно выстроена система обучения статистике. Но все же на мой взгляд МИЭФ недостает продвинутого курса программирования, без которого не обойтись в современном мире финансов. Поэтому за лето мне предстоит освоить несколько языков программирования, а также некоторые темы по стохастическому анализу.

Как МИЭФ готовит к продолжению образования за границей?

Будучи студентами МИЭФ, мы уже учимся «за границей». Поэтому для меня было естественным искать программы в разных странах мира.

Мне очень помогли наши выпускники, учащиеся или учившиеся за рубежом. Причем откликались абсолютно все, к кому я обращалась, даже если мы не были до этого знакомы. Именно тогда я впервые почувствовала, что МИЭФ – это большая семья.

В какой прикладной области сейчас математики наиболее востребованы?

Мне запомнились слова одного из квантов* с Wall Street: чтобы работать, вам надо либо адаптироваться каждые 3-5 лет, либо уйти в отставку. Современный финансовый мир невозможен без Data Science. Математика, компьютерные науки и финансы – вот что составляет основу современного финансового мира.

Расскажите, как проходило собеседование в NYU Courant Institute, чем именно интересовалась комиссия? Что вас, быть может, удивило?

У меня было два собеседования. Оба проходили с выпускниками программы. Меня просили рассказать о себе (… "walk me through your resume"), об исследованиях в области математики и финансового моделирования. В этом мне очень помог проект по панелям, в котором на последнем курсе МИЭФ я моделировала цену биткоина. Второе интервью было более техническим. Его проводил вице-президент Goldman Sachs, PhD по абстрактной математике, и ему было интересно протестировать меня по этому предмету. Также мне нужно было решить задачи по теории вероятностей. И все это, учитывая разницу во времени, в 4:30 утра!

А удивила доброжелательность и теплота интервьюеров, а также их email с поздравлением о зачислении.

Для справки:

Квант (Quant) — так в Штатах принято называть специалистов в области количественных финансов, финансовых аналитиков. Престиж этой профессии возрос в начале 2000-х благодаря научным прорывам, которые позволили широко использовать математические модели на финансовых рынках.

Кванты нашли новым математическим разработкам прикладное применение: просчитывать схемы изменения ситуации на рынке. Они пытались предсказать изменения стоимости акций компании на основе огромного количества численных переменных — соотношение их стоимости с расценками на другие бумаги на рынке, скорость роста или падения, комбинации из двух и более показателей.

До этого в области финансового анализа доминировала теория волатильности, но квантам буквально удалось упорядочить хаос. Начало новому подходу было положено еще в 1965 году, когда математик Эд Торп решил познакомиться с одним из инструментов работы на Уолл-стрит — это инвестиционные варранты. Торп придумал систему, которая помогала ему предсказывать будущий курс акций и определять, какие конвертируемые облигации оценены неверно.

Вы преуспели в такой игре, как бридж. Математические расчеты помогают в этом вашем увлечении?

Действительно, многие успешные бриджисты – математики. Но это скорее о складе ума, нежели о расчетах. В США бридж невероятно популярен. Я уже получила поздравительное письмо от одного из членов Совета Директоров Куранта о том, что бридж – любимая игра на Wall Street. Надеюсь, мне удастся поиграть с Уорреном Баффетом и Биллом Гейтсом, большими поклонниками этой замечательной игры.

С бриджем меня познакомили мои школьные учителя. Со временем кружок перерос в настоящий спорт, вытеснив балет, которым я занималась со 2 класса. Я стала вице-чемпионкой России, мастером спорта и вошла в юниорскую сборную страны. Я максималистка, поэтому если был балет, то 6 раз в неделю по 3 часа. Если бридж, то каждый день и все каникулы. Поэтому в какой-то момент жизни пришлось делать выбор между бриджем и карьерой.

Вас не пугает переезд в другую страну и столкновение с другой культурой? Как вы к этому готовитесь?

Возможно, это прозвучит несерьезно, но для меня при выборе программы не менее важно было расположение университета. Я родилась и выросла в Москве, и для меня важно чувствовать пульс большого города, быть его частью, ходить в театры, на выставки. Поэтому при выборе программы я рассматривала только мегаполисы, ведь большинство магистерских программ длятся полтора-два года, а это большой кусок жизни.

Нью-Йорк же я хорошо знаю и очень люблю. У меня уже есть там свои любимые места. Знаю, где съесть самый вкусный рамен и гуакомоле, на какой лавочке Хайлайна скрыться от толпы с книгой и где посмотреть работы Бэнкси и Уорхола.

Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ