• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

119049 Москва, ул. Шаболовка, дом 26, корпус 3

Тел./факс: (+7495) 580-89-19, (+7495) 772-95-90 * 26124
E-mail: icef@hse.ru

Дополнительные контакты

 

Руководство

 

директор, кандидат экономических наук — Яковлев Сергей Михайлович

 

заместитель директора по академическим вопросам, руководитель бакалаврской программы, кандидат экономических наук — Замков Олег Олегович

 

заместитель директора по по науке, руководитель магистерской программы, кандидат экономических наук, PhD — Никитин Максим Игоревич

«Сейчас, занимаясь консалтингом, можно участвовать в цифровой революции»

Филипп Колчин – выпускник бакалавриата МИЭФ 2013 года и все еще активный участник университетской жизни как гость Дней открытых дверей и наставник для студентов. Сейчас Филипп — старший консультант в московском офисе международной консалтинговой компании Bain & Company. В интервью Филипп рассказал, почему финансисту стоит повариться в лондонской атмосфере, как происходит диджитализация консалтинга и как МИЭФ учит думать со скоростью света.


Почему вы выбрали МИЭФ, и как этот выбор изменил вас?

Я выбирал достаточно прагматично — тогда в МИЭФ была единственная программа, которая предлагала два диплома, к тому же — на английском языке. Вышка уже тогда славилась своей математикой, и сочетание этих факторов привело меня к мысли, что МИЭФ — это то, что я ищу. Когда я начал учиться, то почувствовал среду, а среда в лице преподавателей и, самое важное — студентов, формирует мировоззрение, жизненные цели, дает яркие и классные примеры. После второго курса у меня, как и у большинства студентов МИЭФ тогда, появилась цель — устроиться в инвестбанк, и после третьего курса я поработал в «ВТБ Капитал», но понял, что не моя история. Позже я попал на стажировку в McKinsey, где понял, что консалтинг — это та работа, которой я хочу заниматься и которая мне по-настоящему нравится.

Как вам удалось попасть на стажировку в консалтинг?

Сейчас в МИЭФ есть сильный карьерный центр, а тогда его как такового не было. Но были преподаватели, в частности, был Артем Архипов из UniCredit банка, который дал нам ключевое представление о компаниях в финансовом мире и подсказал, как туда попасть. К МИЭФ есть и обратный интерес от крупнейших компаний, которые всегда активно присутствуют на кампусе — проводят мероприятия, лекции, презентации. Так что шансов не узнать о хороших стажировках у меня не было, и я получил первый опыт консалтинга в McKinsey, а это прекрасная школа. Также через МИЭФ же я нашел свою первую работу в банке «ВТБ Капитал».

Какой подготовки потребовал первый опыт работы?

В ВТБ была программа «Fixed Term Analyst», которая была нацелена ровно на стажировки четверокурсников с прицелом на постоянную работу. Я в ней участвовал и остался работать. В плане подготовки МИЭФ очень сильно помог мне с интервью и пониманием того, что нужно от тебя банку. К тому же в банках уже работают многие студенты и выпускники МИЭФ, которые прошли твой путь и готовы помочь тебе с подготовкой и пониманием практической стороны. Если говорить о конкретных навыках, которых потребовала работа, то здесь помогли скорее не какие-то конкретные знания, а сам подход. Нас научили критически мыслить, хорошо считать, структурировать информацию, работать в команде, самим искать и обрабатывать информацию. Оказалось, это незаменимые качества для новичка в финансовой структуре.

Какие еще навыки особенно пригодились в консалтинге?

Статистика и умение очень быстро погрузиться в новую тему. Потому что в консалтинге всегда приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, будь то новая индустрия или задача, которую никто до тебя не решал. И здесь сильно помогает умение быстро в чем-то разобраться, а этому мы прекрасно научились в МИЭФ, живя от сессии до сессии всего два месяца. Приходилось очень быстро погружаться в тему и сдавать экзамен.

Как в рамках МИЭФ развито наставничество, взаимопомощь при входе в профессиональную деятельность?

Лично я много общался с более старшим курсом, там училась моя жена, поэтому я всех хорошо знал. Там были ребята, которые уже прошли стажировки, кто-то уже работал, поэтому в этой среде было много знаний и понимания того, как нужно готовиться к работе. Студентам и выпускникам МИЭФ вообще свойственно быть сплоченными и поддерживать друг друга, на моей текущей работе одна из команд была полностью сформирована из выпускников МИЭФ, получилось классное коммьюнити, где все имеют один бэкграунд и схожие ценности, говорят на одном языке, а еще — очень хорошо сходятся с людьми из других выпусков. В целом выпускников объединяет то, что они прошли 4 непростых года, и это стало для всех нас объединяющим фундаментом.

Как вы попали в Bain & Company и как оценили свои знания на этом уровне?

В Bain я попал сразу после окончания бакалавриата в 2014 году. Bain — компания очень интернациональная, вокруг тебя много людей со всего света, поэтому я быстро осознал, что у меня отличный английский, а также я умею мыслить глобально и понимать другие культуры.

Компания Bain работает со стратегическими проектами для крупных российских компаний в большом количестве отраслей. Мне здесь очень помогли математический бэкграунд, логика и понимание финансов. Ты не боишься работать с большими массивами данных или справляться с трудной задачей, поскольку занимался этим 4 года подряд во время учебы.

Почему вы выбрали компанию Bain? Чем она хороша, на ваш взгляд, для того, чтобы развиваться в консалтинге?

Bain — компания из большой консалтинговой тройки, а в отдельных сегментах — компания номер один. Кроме того это глобальный лидер на рынке Private Equity, что меня главным образом и привлекло. Хотелось связать свою дальнейшую карьеру с тем, что я неплохо понимал, а специфика работы Bain лучше всего ложится на мой опыт. Мне нравится тематика private еquity тем, что тебе очень быстро, в течение 3-4 недель, нужно понять, насколько компания финансово привлекательна или непривлекательна. Здесь требуются и знания финансов, и критическое мышление, и понимание бизнеса. Это всестороннее «сканирование» компании, на основании которого инвестфонд будет принимать решение.

Я уже говорил про глобальность, и меня это очень привлекает. В Bain есть много возможностей поехать в другой офис или поработать с иностранцами здесь, в России. Я, например, провел значительную часть прошлого года в Лондонском офисе, работая над проектами в Лондоне, Париже, Амстердаме и Нью-Йорке.

Кроме того компания обладает своей классной корпоративной культурой и делает все возможное, чтобы работа в ней была не только успешной, но и приятной для тебя. Работа в Bain предполагает постоянное развитие, здесь есть большое количество тренингов и программа менторства внутри организации. Тренинги постоянно обновляются — летом я, к примеру, еду в Лос-Анджелес на недельные занятия для старших консультантов.

Какие качества особенно нужны на этой работе — например, навык самопрезентации?

Скорее, здесь нужен навык коммуникации в широком смысле слова, чтобы правильно доносить свои мысли клиенту на его языке, и чтобы на основании этой коммуникации он мог принять верное стратегическое решение.

В компании этому активно учат на тренингах и через регулярное общение с менеджером проекта. Примерно раз в 1-2 года сотрудники нашей компании отправляются на тренинги, которые длятся 5-10 дней и проходят по всему миру. Опять же такой глобальный подход очень полезен: туда приезжают такие же как ты консультанты из разных стран, ты видишь людей разных культур, которые испытывают те же сложности на работе, перед ними стоят те же самые вызовы, что и перед тобой. Получается очень классное коммьюнити. Там развиваются навыки управления командой, коммуникация, презентация, в том числе и перед большой аудиторией.

Сейчас из-за широкого проникновения больших данных происходит сдвиг в методах работы. Поэтому аналитикам приходится применять совершенно другие программные решения и инструменты, а сотрудниках компании также регулярно обновлять свои системные знания и подходы к работе с данными. Этому в частности помогают регулярные тренинги.

Как вообще сейчас меняются компании в связи со стремительностью технических инноваций?

Первый аспект изменений — программные решения следующего поколения, на которые переходят компании для анализа данных. Второй аспект — изменение специфик проектов в сторону диджитал. Bain сейчас открыл в Берлине офис, который занимается исключительно диджитал-проектами, связанными с бизнес-процессами и клиентским опытом. Это направление очень быстро развивается. Также сейчас, занимаясь консалтингом, можно участвовать в цифровой революции, которая происходит во всех сферах.

Немного о вашей работе в Лондоне. Чем полезна концентрированная финансовая среда такому специалисту как вы?

Мой опыт говорит, что классно начать в Москве, и уже с базовыми навыками попробовать погрузиться в лондонскую атмосферу. Действительно, Лондон сейчас — мировой центр, где базируются офисы крупнейших международных компаний. Это значит, что проекты, которые там возникают, намного более международные в силу локальной специфики рынка. Там более интернациональная специфика ведения бизнеса, в том числе, консалтинга. В командах со мной были люди со всего мира — из Америки, Индонезии, Ливана, России, а клиенты были французы, американцы, англичане, все, кого только можно себе представить.

В Лондоне очень устоявшаяся и вместе с тем очень продвинутая индустрия с точки зрения бизнеса, и развитие отрасли опережает российский рынок на несколько лет. Поэтому те процессы, которые у нас начнутся, там уже завершаются, и многие вопросы, на которые мы здесь ищем ответ, там уже решены. Но, как ни парадоксально, в России вести проекты зачастую интереснее, потому что твоя возможность влиять на бизнес-ландшафт намного больше за счет разнообразия и нетривиальности задач.

В чем специфика работы московского офиса Bain?

Это также многонациональная команда, но есть ограничение — люди, которые здесь работают, должны знать русский в силу того, что большинство клиентов — русскоговорящие. Поэтому многие сотрудники русские. Если говорить на примере проектов, которые я вел за последние 2-3 года, то специфика российского рынка — это решение крупных задач, стоящих перед бизнесом и обеспечение быстрого, но устойчивого роста в условиях экономической нестабильности

Как Bain сотрудничает со студентами?

В компании две программы стажировок. Одна — для студентов, которые после стажировки продолжат обучение, вторая — для студентов последнего года. Программа для продолжающих студентов называется AСI и нацелена на ребят третьего курса бакалавриата либо первого курса магистратуры, которые хотят найти интересную стажировку на лето. Пройдя отбор, студенты 3 месяца работают наравне с другими — их задачи ничем не отличаются от задач консультантов первого года. Программа для старшекурсников называется ACiT - это 6-месячная стажировка, после которой ребятам могут предложить остаться работать в Bain.

Наш опыт показывает, что это отличная возможность и для студентов, и для нас, потому что 90% ребят получают оффер. Сейчас у нас стажируется выпускница МИЭФ и LBS, а в моей команде работает выпускник прошлого года.

Как вы сотрудничаете с МИЭФ, например — в качестве наставника?

Я участвую в программе менторства, которая открылась в МИЭФ в прошлом году, и в рекрутинговых мероприятиях нашей компании. Несколько раз в год мы проводим встречи в МИЭФ, где перед студентами выступают выпускники, работающие в Bain. Я несколько раз участвовал во встрече со студентами, где рассказывал про специфику работы в консалтинге и про то, как лучше подготовиться к интервью. Я всегда рад пообщаться со студентами и помочь им советом.

Каким вам представляется дальнейшая траектория развития в консалтинге?

Хотелось бы в среднесрочной перспективе оставаться в этой компании и в этом офисе. Россия это очень интересный, хоть и непростой рынок, для нашей индустрии, а Bain предоставляет классные возможности для развития и самореализации на каждом из этапов карьеры.

Соня Шпильберг, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ