• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«МИЭФ заполнил пробелы в образовании»

Ольга Пономаренко окончила магистерскую программу МИЭФ в 2012 году, после чего училась в Cass Business School в Лондоне, сегодня она работает в Barclays. В интервью Ольга рассказала том, как попасть в инвестиционный банк на позицию кванта, сьемках в короткометражках и авторском курсе по программированию.


Ольга, почему вы выбрали магистерскую программу МИЭФ?

Где-то на третьем курсе (я училась в Вышке на бакалаврской программе «бизнес-информатика») моих друзей охватило желание работать в инвестиционных банках, и передо мной встал выбор - стать консультантом по внедрению информационных систем, либо поступить в магистратуру МИЭФ и попасть в банки.

Сегодня мне кажется очень странным, что мы не пытались податься в Google или Facebook: хорошая математическая база, которая сыграла важную роль во время конкурса портфолио в МИЭФ, вполне это позволяла.

Какие конкурентные преимущества магистерской программы МИЭФ вы сегодня можете отметить?

Магистратурой МИЭФ я очень довольна, она заполнила пробелы, оставшиеся у меня после бакалавриата.

Наверное, отличительная особенность программы МИЭФ - глубокое изучение стохастического анализа, в дополнение к очень качественному преподаванию более традиционных предметов. А с учетом того, как сегодня быстро развивается машинное обучение, я бы посоветовала студентам особое внимание уделять эконометрике и статистике, и в МИЭФ с этим тоже все хорошо.

Вам бы хотелось что-нибудь изменить или добавить в магистерскую программу МИЭФ?

На мой взгляд, база знаний МИЭФ очень сильная, я могу перечислить по пальцам вещи, которые понадобилось учить на работе. Например, байесовские методы, это область статистического анализа, которая сегодня развивается очень быстро. В магистратуре МИЭФ по этой теме у нас был быстрый вводный курс. Или методы интерполяции кривых, если попасть в банк в команду прайсинга (от англ. price – цена, оценивать) деривативов, велика вероятность ими заниматься.

Отдельный небольшой курс в МИЭФ, на мой взгляд, должен быть посвящен методам Monte Carlo, чтобы ознакомиться с Metropolis-Hastings и Gibbs sampler.

В особую категорию я бы отнесла GMM/IV, которые мы точно проходили на эконометрике. Однако всерьез этот метод я поняла, работая в Европейском банке реконструкции и развития, где большая часть исследований смотрит на влияние институтов на экономику (и где важно не перепутать его с обратным эффектом, когда экономика влияет на институты).

Расскажите, пожалуйста, об авторском курсе, который вы преподавали в МИЭФ.

Мы с друзьями (всего нас было четверо) создали курс по программированию для алготрейдинга. Мне тогда казалось большим упущением, что в бакалавриате МИЭФ не было программирования. Мы преподавали C#, хотя, оглядываясь назад, конечно, надо было попытаться сделать курс под Java или Python, которые более популярны. А сегодня мне кажется, что уже можно писать базовые торговые стратегии на Algoriz.com. Мы вели курс один год, но не продолжили после нашего выпуска.

Как складывался ваш карьерный путь после окончания магистратуры?

Я начала работать экономистом по России и СНГ в Ситибанке, еще будучи студенткой магистратуры, но поскольку у них не было открытой ставки, мне пришлось уйти. Через какое-то время мне удалось попасть в экономический департамент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Помню, что в этом банке постоянно проходили научные семинары и презентации. На мой взгляд, ЕБРР - отличное место для людей с академическим складом ума и тех, кто хотел бы развиваться в сфере политики.

Когда мой контракт с ЕБРР подходил к концу, я начала искать новые пути развития и поступила на программу Quantitative Finance в Cass Business School в Лондоне, параллельно поучаствовала в стартапе в роли кванта (сокр. от quantitative analyst). Сейчас я работаю квантом в Барклайсе, но не в сфере прайсинга, а в статистических исследованиях, наш отдел занимается предсказанием поведения розничных клиентов. Кстати, если кому-то из выпускников интересно научное направление, могу посоветовать обратить внимание на экспертные сети: на мой взгляд, интересно понаблюдать развитие этого бизнеса.

Как попасть в лондонский банк на позицию кванта?

В резюме должно быть указано C++, какой-то опыт работы по прайсингу и хорошая математика. На собеседовании часто задают логические задачки и надо уметь быстро отвечать. Мой коллега написал книгу по результатам собеседований на квантовые позиции в банки и хедж-фонды. Пока он готовит свой сайт по этому поводу, можно написать на мою почту (если есть желание порешать задачки).

И в целом, по моим наблюдениям, банки сегодня активно берут сотрудников в отделы управления рисками и compliance, спрос на «технарей» повысился. Чтобы у вас был шанс, нужна хорошая эконометрика, приличный Python и, конечно, развитое логическое мышление.

Работать за границей – это ваш целенаправленный выбор?

Да, мне всегда хотелось поработать за рубежом, попробовать что-то новое, и на Лондоне останавливаться не хочется. Я думаю, что Лондон – это отличная база и в профессиональном, и в социальном плане.

А что вам больше всего нравится в Лондоне?

В этом городе очень много креатива, и после работы я часто стараюсь участвовать в съемках короткометражек (для каких-то местных фестивалей), стэнд-апе и театральных постановках. Посмотрим, что из этого выйдет и насколько возможно (даже на легальном уровне) совмещать это с работой в банке, где надо, чтобы каждое твое действие одобряли.

Ваша жизнь через пять лет, какая она: чего хотелось бы достичь, увидеть, попробовать?

Хочется создать свою компанию, и я думаю про благотворительные проекты.

А чем будет заниматься ваша компания?

Мое направление – это основанные на технологиях способы решения социальных проблем. Например, в Лондоне очень много благотворительных структур, и не все из них оперируют оптимально с точки зрения координации друг с другом. Много и обратных примеров, как волонтерские телефонные службы, где с вами проведут многодневные тренинги о том, как оказать поддержку человеку в тяжелой жизненной ситуации. Если совсем утрировать, то я думаю создать приложение, которое бы распределяло клиентов, нуждающихся в помощи, по разным организациям, и хотелось бы найти единомышленников, заинтересованных как в технологиях, так и в социальных аспектах.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ