• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

«В МИЭФ особенно запомнилось ощущение вызова в учебе»

Ольга Курятникова окончила магистерскую программу МИЭФ в 2012 году, сегодня она учится на программе PhD in Operations Research в Университете Тилбурга. Об особенностях Нидерландов и «тяжелых», но увлекательных буднях исследователя Ольга рассказала в интервью порталу.


Ольга, как вы узнали о магистерской программе МИЭФ?

В первый раз я услышала о магистерской программе МИЭФ на дне открытых дверей, куда за компанию пошла с подругой. Мне хотелось разнообразия, попробовать другой университет после МГУ (я окончила бакалавриат по специальности экономика, направление финансовая экономика). Изначально я планировала работать и ошибочно думала, что магистерская программа МИЭФ это позволяет. Однако быстро поняла, что в первый год магистратуры точно работать не получится, но мне уже стало интересно, и я сконцентрировалась на учёбе.

Вы окончили МИЭФ 6 лет назад, какие впечатления от учебы остались?

В магистратуре я не очень интересовалась общественной жизнью и на втором году обучения снова сконцентрировалась на работе (плохой выбор, если хочешь что-то выучить в университете и не умереть). У меня остались, в основном, разнообразные учебные воспоминания первого года. Особенно запомнилось ощущение вызова в учёбе, до этого я умудрялась его избегать. Это чувство, что ты можешь совсем-совсем не понимать чего-то сначала, но в итоге будет так приятно в этом разобраться, — для меня было новым и пришло в муках.

Какие преподаватели, курсы в МИЭФ вам запомнились и были особенно полезны?

Мне запомнился курс Вячеслава Иванова «Практика оценки компаний в сделках слияний и поглощений», как бессонными ночами за домашками, так и погружением в атмосферу M&A. Это было очень полезно, я долго думала, хочу ли связать жизнь с этой сферой, но все-таки поняла, что это «не мое». Мне очень нравился курс Максима Никитина «Макроэкономика», сейчас я понимаю, что этот курс содержал в себе больше всего оптимизации среди всех моих курсов в МИЭФ. Очень хорошие воспоминания у меня остались от работы с Карстеном Шпренгером над моим дипломом, и я очень благодарна ему и Максиму Никитину за рекомендации для поступления в Университет Тилбурга.

Как складывался ваш карьерный путь после магистратуры МИЭФ, в какой момент решили поступать на программу PhD?

Я начала работать на втором курсе магистратуры МИЭФ экспертом в рейтинговом агентстве «Эксперт РА» (здесь я проработала более двух лет). Моей специализацией были рейтинги пенсионных фондов и нефинансовых компаний, например, производств. Мне нравилась работа, но опять не хватало вызова. Тогда мой друг, у которого тогда была похожая ситуация с работой, предложил поехать на учебу за границу. Мы выбрали Нидерланды, учитывая разные критерии: качество университетов, распространённость английского языка, наличие друзей и знакомых, которые уже тут жили и хорошо отзывались о местных университетах. В программе Тилбурга понравилось большое количество математических курсов и возможность выбрать пенсионную специализацию. До сих пор считаю пенсионные системы одной из важнейших и наиболее интересных тем в современной экономике.

Какова сфера ваших научных интересов сегодня?

В Тилбурге я выбрала много математических курсов, в том числе курсы по исследованию операций (проще говоря, оптимизации). Здесь это популярное направление, голландцы любят всё оптимизировать. Им это важно для построения дамб, защищающих страну от затопления (часть территории Нидерландов находится ниже уровня моря). Кроме того, в Нидерландах очень плотная железнодорожная сеть, и без математического моделирования её сложно контролировать. Оказалось, что исследование операций – это то, что меня увлекает. Раньше я не могла прочитать статью по экономике, не ощутив интенсивного желания уснуть раз 10 в процессе, а статьи по оптимизации пошли гораздо живее.

Моя основная специализация сегодня - polynomial optimization, иными словами задачи математического программирования, где все функции — многочлены. С помощью таких задач можно аппроксимировать большую часть проблем оптимизации, в том числе возникающих на практике. Мы с моим научным руководителем придумываем и теоретически обосновываем методы приблизительных решений для тех задач, где эвристические алгоритмы, которые, в основном, используются на практике, работают плохо.

Степень PhD помимо научной работы предполагает еще и преподавательскую деятельность, что вам ближе?

Мне ближе исследовательская деятельность, но я рада, что преподаю (не все PhD студенты это делают). Я веду семинары и лабораторные по курсам, связанным с нелинейной оптимизацией и базовой статистикой. Преподавательская деятельность хороша тем, что ты понимаешь, почему это полезно, и быстрее видишь некий результат. Мне нравится преподавать студентам магистратуры, которые уже более или менее понимают, что им интересно, и выбрали предмет сознательно. Если предмет для студентов, особенно младших курсов, проходной, преподавать бывает не очень приятно. Особенно с учетом того, что оценка преподавателя студентами здесь очень важна, так что предложение подумать на два миллиметра за пределами курса воспринимается не всегда хорошо. Мы к этому относимся с юмором, но иногда это демотивирует.

Результаты исследователя часто заметны лишь через 5, 10, 20 лет, как вы преодолеваете моменты «все, больше не могу»?

Да, у нас часто бывают отрицательные результаты, так что с моментами усталости и отчаяния я не борюсь, я просто в них живу. Вообще, если ты не очень устойчивый человек, нужно много раз подумать, прежде чем идти на PhD в теоретическую область. Помогает осознание, что сейчас ты занимаешься вот этой плохо изученной, но очень интересной «штукой», которая тебя полностью затягивает, и это очень крутое ощущение, надо уметь ловить момент. И меньше зацикливаться на количестве статей, которые нужно опубликовать до окончания своего PhD.

Как в университете Тилбурга организован учебный процесс?

В начале года студент выбирает курсы (выбор довольно большой) и составляет индивидуальную программу для себя на ближайший год (в процессе учебный план можно корректировать). В университете есть общая онлайн система, в которой и преподаватели, и студенты имеют свой аккаунт. Там происходит всё, связанное с курсами: регистрация, публикация сопутствующих документов, анонсы, оценки, регистрация на экзамены, есть форум для дискуссий и тому подобное.

В течение года нужно получить некоторое количество баллов, чтобы закончить программу. Каждый курс весит разное количество баллов, это зависит от длительности и сложности курса. За диплом начисляются отдельные баллы. Можно изначально выбрать больше курсов, чем нужно, а потом сдать только те из них, которые пошли хорошо. Можно брать курсы в других университетах. Диплом можно писать, в том числе, на стажировке в компании. Зимой разные компании присылают описания проектов, которые у них есть для студентов, но можно найти стажировку самому и предложить кому-то из профессоров поработать с тобой над ней.

Почти все домашние работы выполняются в группе, как по теоретическим, так и по бизнес-ориентированным курсам.В целом Тилбург пока что, скорее, теоретически ориентированный университет, но это постепенно меняется (в связи с ростом и развитием университета) и появляется больше практических курсов, особенно связанных с популярностью Data Science в Нидерландах.

Насколько подход к образованию в целом отличается от российской практики и от того, что было в МИЭФ?

Я бы сказала, что подход к образованию в МИЭФ – это подход к образованию в Нидерландах на программах, ориентированных на PhD. В Тилбурге это называется Research Master. Если человек идёт на такую программу, он рассматривает вариант исследовательской работы в дальнейшем. Поступая в МИЭФ, многие знают, что пойдут в индустрию, и им нужно меньше теории, чем они получат (это особенность российского образования в целом). В Нидерландах в этом случае можно выбрать обычную магистратуру, которая проще программы МИЭФ и длится один год. Я не знаю, какой подход эффективнее, но я рада, что побывала в обеих образовательных системах. Ещё одна особенность Нидерландов – преподаватели строго оцениваются студентами. В итоге преподаватель ориентируется на уровень студентов и подстраивается под их ритм. Меня, выращенную суровым российским образованием, это чаще радует, но иногда раздражает, что нужно вести себя со студентами, как с малыми детьми.

Вы первый раз так надолго уехали из дома, помните, что чувствовали?

Страха от переезда в новые места у меня нет, может, потому что в 18 лет я уехала из Рязани в Москву, чтобы учиться в МГУ. Было любопытно — как это, пожить в другой стране. Везде есть свои особенности, к которым нужно привыкнуть, но, в целом, быть студентом в Тилбурге комфортно: студентов очень много и город под них подстраивается. Университет организует мероприятия, на которых все друг с другом знакомятся. Почти все жители Тилбурга говорят по-английски, это упрощает первые дни. Было странное ощущение от того, что, по сравнению с Москвой, Тилбург – это деревня. Оказалось, что пожить в деревне, с чистыми воздухом и водой, гуляющими в окрестностях коровами и овцам, медленным ритмом жизни – очень даже хорошо. Плюс в Нидерландах развитый транспорт, всю страну можно пересечь часа за три, так что я много путешествовала, в том числе на велосипеде.

Какие у вас впечатления от страны и местных жителей?

Я живу в Нидерландах почти пять лет, и за это время у меня накопилось много впечатлений, сразу всё не выскажешь. Первое, что приходит в голову – отсутствие возвышенностей. Зато практически в любое место можно легко доехать на велосипеде, и горы есть в соседних странах, до которых можно быстро доехать-долететь. Здесь легко встретить неопасных животных, вроде оленей, кроликов или коров, но густых лесов, как в России, в Нидерландах нет. Тут довольно влажно, ветрено и дождливо, но, по моим ощущениям, всё же больше солнечных дней, чем в Москве.

Голландцы прямолинейны, что часто упрощает общение, хотя иногда приводит к забавным ситуациям. Ещё люди здесь спокойно относятся к материальным благам и внешнему виду, мне это очень нравится. Из странностей, почти все голландцы говорят на английском языке, и сначала это удобно, но когда ты начинаешь учить голландский – беда. Как только люди слышат акцент или видят необычную внешность, они мгновенно переключаются с голландского на английский.

Среди местных особенностей есть, например, праздники: католическое Рождество, День Короля, Карнавал на юге страны. Ещё тут принято пить воду из-под крана (она достаточно чистая), сортировать мусор, носить с собой многоразовые сумки или пакеты в магазин за продуктами, заниматься спортом. В целом, культурного шока от Нидерландов у русского человека не будет, я думаю. Более того, я не вижу большой разницы в представлениях о жизни и ценностях людей из моего круга общения из разных стран, особенно если они не катастрофически старше или моложе меня. Я думаю, что найти «своих» людей можно практически везде.

Для вас важно, в какой стране жить и работать?

Для меня важно, чтобы мне нравилось то, чем я занимаюсь, и чтобы на доходы от моей деятельности можно было жить, а не выживать. Кроме того, я бы не хотела, чтобы традиции в стране противоречили моим ценностям. Например, я бы не хотела жить в стране, где у женщин серьёзно ограничены права. В России, кстати, с этим не всё так плохо, а в Нидерландах не всё так хорошо, как я думала раньше.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ