• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

Почетная лекция Вице-канцлера Лондонского университета, проф. сэра Адриана Смита в МИЭФ НИУ ВШЭ

Какова роль высшего образования? Высшее образование – это товар или общественное благо, и кто должен за него платить? Кто должен принимать решения относительно содержания и приоритетов высшего образования? Каким образом должны соотноситься местные, национальные интересы и требования с международными стандартами? Каким образом университеты должны отвечать на глобальные изменения на рынке труда, связанные с использованием новых технологий? Как система высшего образования должна адаптироваться к непрерывному образованию (lifelong learning), необходимость которого диктуется современным обществом?


Возможные ответы на эти и другие важные вопросы легли в основу Почетной лекции вице-канцлера Лондонского университета, профессора сэра Адриана Смита в МИЭФ НИУ ВШЭ, прочитанной им в честь 20-летия Института.

В современном мире высшее образование становится доступным все более широким слоям населения, независимо от гендерной, расовой или религиозной принадлежности. И важен не только рост доступности, но и перенос фокуса с передачи знаний к их созиданию, что подразумевает активную научную деятельность, определяет характер современных университетов.

В настоящее время эффективность университетов оценивается прежде всего по качеству проведенных исследований, что создает конкуренцию среди вузов и рискует перерасти в ситуацию, когда научная деятельность будет превалировать над преподаванием.

Изменяется политика финансирования университетов. Если, например, в Великобритании, двадцать лет назад государство выделяло деньги университету, то сейчас государство дает студентам кредит на образование, и, таким, образом, образование из общественного блага становится товаром, который приобретают студенты. В этих условиях государство заинтересовано в том, чтобы не только оценить качество преподавания, но и повлиять на содержание образования, которое, в свою очередь, определяется несколькими факторами, такими, например, как востребованность знаний на рынке труда и необходимость решать актуальные вопросы развития общества, например, «старение населения», водоснабжение, изменение климата.

Еще одним фактором, который определяет жизнь современных университетов, является студенческая и преподавательская мобильность. Уже сейчас в Великобритании, например, по статистике 30% студентов и 30% преподавателей являются иностранцами. Какие проблемы может создать и какие – разрешить столь высокая международная мобильность? Это требует серьезного дальнейшего изучения в рамках страны, Европы и мира.

Профессор сэр Адриан Смит не оставил без внимания и вопрос об использовании образовательных технологий, которые не только трансформировали рынок труда, но и оказывают существенное влияние на содержание, формы и методы преподавания.

В условиях изменения структуры населения в связи с увеличением продолжительности жизни и уменьшением доли молодежи, университетам разных стран, - Великобритании, России, Австралии, Китая и других, придется конкурировать за право обучать лучших, самых талантливых студентов, в том числе иностранных, а международные компании будут «охотиться» за первоклассными, высококвалифицированными кадрами. Это лишь некоторые вызовы, на которые университеты должны будут реагировать уже в ближайшем будущем.

Докладчик ответил на многочисленные вопросы слушателей, которых было до 300 человек, - студентов, преподавателей, исследователей МИЭФ и других факультетов и институтов ВШЭ, гостей из московских вузов, Лондонского университета, Лондонской школы экономики.

Видеозапись лекции >>