Вечерняя школа МИЭФ: как узнать больше об экономике и поступить в хороший вуз
Как создавалась вечерняя школа?
Идея создания проекта для школьников витала в воздухе уже много лет. В МИЭФ немало людей, которые в свое время учились и работали преподавателями в Экономико-математической школе при МГУ для школьников, которой уже больше пятидесяти лет. В этом смысле вечерняя школа МИЭФ не является первооткрывателем в сегменте «предуниверситариев» — дополнительного образования старшеклассников, нацеленных на выбор будущей профессии, на учебу и поступление в конкретный вуз.
Окончательно идея нашей вечерней школы была сформулирована, когда мы с инициативными студентами и выпускниками МИЭФ, а также Алексеем Владимировичем Беляниным (академическим директором школы, заместителем директора МИЭФ по научной работе) заметили, что на первый курс начали поступать школьники нескольких особых типов. Среди них были те, кто не очень хорошо представляет, что такое экономика или финансы, те, чьи родители сами выбрали факультет для ребенка, и те, кто в последний момент решил сменить факультет. Так у нас появилась сначала профориентационная программа, потом ICEF Open Day — неформальный день открытых дверей, а теперь еще и академическая программа и олимпиада.
Школа помогает подготовиться к обучению только в МИЭФ или также на других экономических факультетах?
Это частый вопрос, возникающий из-за названия нашей школы. Выпускники МИЭФ заканчивают магистерские и аспирантские программы разных университетов и факультетов. Поэтому базовые знания по экономике и финансам, которые мы предлагаем школьникам являются универсальными для любого экономического факультета.
Как происходит отбор в вечернюю школу?
У нас три этапа отбора. Первый — самый простой: электронная заявка, анкета, где мы спрашиваем школьников об успеваемости, их активности в учебной и внеучебной жизни, а также о планах поступления.
Второй и третий этапы проходят очно (для школьников Москвы и Подмосковья) в кампусе МИЭФ. Сначала идет часовое тестирование, после — десятиминутное интервью. Тестирование нужно, чтобы проверить базовую математику, понять, знает ли школьник что-то из экономики, умеет ли работать с информацией. Интервью проводится, чтобы узнать уровень коммуникативных навыков: как будущий студент говорит, мыслит, какая мотивация для поступления в школу.
Например, если школьник хочет на право, химфак или в дизайнеры, то это явно не наш студент — именно для этого на первом этапе мы задаем вопрос про ВУЗы, а на интервью говорим о хобби и мотивации. Это важно, ведь количество мест в школе ограничено, и нам хотелось бы, чтобы здесь учились те, кому это действительно интересно.
Если говорить просто, то наш студент (а мы своих школьников предпочитаем называть именно студентами) должен быть коммуникабелен, готов тратить время не только на школьную программу, иметь хороший уровень математики, быть «голодным» до знаний и любознательным.
Как организован процесс обучения в школе? Почему она не готовит целенаправленно к олимпиадам?
Мы не натаскиваем своих студентов на олимпиады по двум причинам. Во-первых, по этическим, чтобы избежать «академического сговора». Дело в том, что некоторые наши преподаватели участвуют в подготовке и проверке заданий Всероссийской олимпиады школьников и «Высшей пробы». Во-вторых, мы искренне считаем, что натаскивать на олимпиады - неправильная мотивация: знаний у школьников от этого прибавится не так много. Мы делаем упор на развитие у них экономической интуиции и расширение их экономического кругозора.
У нас есть три блока предметов: теоретический (база для любого студента-экономиста), практический (разбираемся, как реально работает экономика и финансы) и тренинговый (дополнительные навыки для жизни).
Мы делаем программу прежде всего для очного обучения, поэтому занятия проводятся два раза в неделю по три часа — полтора часа лекция и полтора часа семинар. Это деление, однако, условное. Под лекцией не надо понимать, что лектор что-то бубнит под нос целую пару, а потом приходит другой и что-то сам с собой решает на доске. На лекции дается основной материал, который сразу же обсуждается со школьниками, разбираются базовые примеры, проходят дискуссии по открытым вопросам. На семинарах студенты сами решают задачки, обсуждают их вместе, готовят эссе, читают газеты и статьи. Программа для 9-11 классов одна и та же. Сейчас многие 9-классники заткнут за пояс 11-классника по уровню своей подготовки.
Программы курсов публикуются на странице школы на портале НИУ ВШЭ, там любой желающий — родитель или школьник — сможет посмотреть поурочное планирование, формирование оценки за курс и литературу.
Отметим отдельно, что в этом году есть программа для регионов. Мы будем записывать лекции и семинары на видео и транслировать от Калининграда до Владивостока.
Чему научится выпускник вечерней школы?
После освоения программы школы, наш выпускник сможет делать следующее:
— решать базовые задачи;
— объяснять и интерпретировать полученные результаты;
— находить ошибки у журналистов в экономических и финансовых обзорах;
— освоить базовую часть первого курса МИЭФ;
— работать в команде и выступать с презентациями;
— составить свой бюджет и расписание;
— узнать о профессиях в сфере экономики и финансов;
— познакомиться с преподавателями и студентами НИУ ВШЭ.
Кто преподает в вечерней школе?
Преподавать школьникам не так легко и просто, как может показаться на первый взгляд. У нас есть и студенты, и выпускники МИЭФ, которые параллельно учатся и работают. Например, Данила Шершуков, выпускник 2016 года, преподает в школе с самого начала и после выпуска из МИЭФ остался с нами. Данила прошлый год работал full time с серьезной аналитикой и данными, а по вечерам приходил читать пары к нам и еще готовился к поступлению в магистратуру. Он продолжит преподавать в школе и в этом году. Другой пример — Константин Семьянов, победитель Всероса по экономике. Он, обучаясь на третьем курсе МИЭФ в прошедшем году, одновременно работал в Prisma и вел у нас курс по экономике.
У нас преподают также люди с высокими академическими достижениями. Так, Игорь Спиридонов, лектор по статистике, не только является абсолютным лидером рейтинга среди студентов МИЭФ третьего курса, но и показывает самые высокие результаты на внешних экзаменах, за что в этом году был отмечен академической наградой Лондонского университета.
Кроме того, наши преподаватели — это люди, которые постоянно самосовершенствуются. И тут идеальным примером является Анна Винокурова, также студентка третьего курса, которая регулярно ездит на курсы в Кембридж и Оксфорд и сама изучает программы старших курсов по финансам и банковскому делу, чтобы «на пальцах» объяснять сложные концепции, составлять интересные задачи и максимально профессионально оценивать решения.
Могу также отметить Варвару Арямкину, Наталью Кононову, Екатерину Котлинскую, Никиту Акиньшина. Они участвуют в кейс-чемпионатах, являются волонтерами на большинстве мероприятий МИЭФ, являются тьюторами у первого курса, а еще точно знают, как работает любая техника, как угомонить толпу бушующих школьников и что делать, если все-таки идти не в консалтинг.
Это лишь малая часть нашей команды. Многие ребята, которые работали в предыдущие сезоны, сейчас сфокусировались на профессиональном продвижении, но обещали вернуться с новыми курсами в следующем году.
Чего добиваются выпускники школы?
В прошлом году 27 выпускников школы поступили в МИЭФ, в этом году — уже 41. И это не предел. Мы знаем, куда поступил почти каждый человек, который учился у нас, приходил на открытые лекции или посещал ICEF Open Day. Это важно, потому что бывают разные случаи: кому-то не хватило баллов, кто-то не смог переубедить родителей, у кого-то не хватило финансов. Но это не значит, что человек перестал быть выпускником нашей школы.
У нас есть несколько замечательных историй, когда ребята меняли свое направление обучения после нашей школы.
Так, Ксения Рысева (выпуск 2015/16), став победителем Всероса по английскому языку, в этом году поступила на лингвистику в МГУ, а вот Альберт Белков (также выпуск 2015/16) пересмотрел свою любовь к физике, проникся экономикой и уже в этом году выиграл Всерос по экономике и поступил в МИЭФ. Вообще мы многих «переманили» с физики, например, многократного победителя и призера физических и математических олимпиад Марию Агранович (выпуск 2016/17), Станислава Макарова (выпуск 2015/16) и многих других. Но вот, например, Кирилла Крюченкова (выпуск 2015/16) у нас «забрал» МГТУ имени Баумана. Кирилл учится там на факультете инженерного бизнеса и менеджмента и в этом году будет преподавать у нас в школе свой авторский курс. Так что наши выпускники возвращаются в МИЭФ в самых разных статусах.
Среди выпускников школы:
- 3 школьника вошли в «Золотой запас экономистов»
- 1 победитель VI Открытого чемпионата школ по экономике
- 2 победителя «Высшей пробы» по математике
- 1 призер «Высшей пробы» по математике
- 3 победителя «Высшей пробы» по экономике
- 1 абсолютный победитель Всероссийской олимпиады по английскому языку
- 1 призер Всероссийской олимпиады по английскому языку
- 1 победитель Всероссийской олимпиады по экономике
- 3 призера Всероссийской олимпиады по экономике
Чем привлекает учеба в МИЭФ?
Это один из самых популярных вопросов, которые мне задают. Я всегда говорю, что в МИЭФ я попала случайно и эта случайность самое лучшее, что могло со мной произойти при поступлении в вуз. Во время обучения МИЭФ позволил мне попробовать себя в различных профессиональных областях: я проходила стажировку в банке, работала два года в благотворительном стипендиальном фонде, почти два года провела в прекрасной компании P&G на интересной позиции. Но это не все. Важно и то, что МИЭФ позволил получить навыки за счет активной студенческой жизни — в академическом совете института, студенческом совете вуза и т.п. Среди этих навыков — системность, умение работать как в команде, так и самостоятельно, умение брать на себя ответственность, soft skills и лидерство.
МИЭФ — это то место, где ты можешь учиться, работать, заниматься чем-то по душе и при этом быть востребованным на международном рынке. Я работала и в корпоративном бизнесе, и в НКО, сейчас осваиваю академический трек, и все это возможно с теми знаниями, что дает наш институт. Но самое главное, что я всегда повторяю и школьникам, и студентам, — это то, что ты должен уметь воспользоваться этими возможностями. Я своими воспользовалась сполна: шесть стипендий, крутая работа еще после третьего курса бакалавриата (позиция финансовой аналитика в крупнейшей компании сектора FMCG, где твой менеджер доверил работу с 9 странами и 30% бизнеса компании), большая сеть контактов, компетенции и, безусловно, возможность реализации в таком прекрасном проекте как вечерняя школа МИЭФ.
Поэтому я искренне считаю: кто хочет — тот сможет. А мы точно поможем такому человеку всеми необходимыми ресурсами.