• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

«Мне интересно потрогать жизнь руками»

Евгений Рубцов окончил магистратуру МИЭФ в 2012 году, работал в компании «Мегафон» и «Google». Сейчас Евгений занимается развитием продукта в международной компании Uber, создавшей одноимённое мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей, и в январе этого года переехал в Сан-Франциско. О выборе пути, личностном развитии и своей учебе в МИЭФ он рассказал в интервью порталу.


О МИЭФ

Почему в свое время ты решил поступать в МИЭФ?

Мне хотелось получить, с одной стороны, фундаментальное образование, с другой – привлекала практическая и международная направленность МИЭФ. В качестве альтернативы рассматривал РЭШ, но, на мой взгляд, там все-таки уклон сделан больше на теорию. Поэтому МИЭФ. Плюс, конечно, подкупила возможность обучаться на английском языке, хоть тогда я и не рассматривал всерьез вариант учебы за границей в силу ее дороговизны, в то время как в МИЭФ есть возможность получить скидку вплоть до 100% стоимости обучения. 

Все ли ожидания от учебы в МИЭФ оправдались?

Сложно сказать все или нет, но большая их часть – точно. В МИЭФ я попал в среду умных, талантливых людей и это было именно то, чего я ожидал. Второй год магистратуры учился в Университете Эссекса (Великобритания), так что опыт жизни и учебы за границей также удалось получить.

В МИЭФ тяжело учиться?

Тяжелее, чем в Эссексе. Самое тяжелое в магистратуре МИЭФ – это объем знаний, которые тебе дают. И здесь уже нет, как, например, в бакалавриате, каких-то «проходных», общеобразовательных предметов, на которых можно «расслабиться». Но я всегда придерживался принципа – бери от учебы по максимуму, потому что наработаться ты всегда успеешь, поэтому я не стал совмещать учебу в МИЭФ с работой, хоть и некоторое мои однокурсники совмещали.

Знания и навыки, полученные в МИЭФ, помогают сейчас в твоей работе?

Да. Очень помогает выработанный благодаря МИЭФ тайм-менеджмент. Поскольку в МИЭФ достаточно сложная программа и большой объем информации, сразу приходишь к пониманию о необходимости грамотно организовывать свой день и ни в коем случае не откладывать все на потом, как это часто бывает у многих студентов, а равномерно распределять свою нагрузку. Иначе в МИЭФ учиться будет крайне тяжело. МИЭФ научил достаточно сложные задачи, при условии ограниченного времени, решать в срок. Из теоретических знаний, полученных в МИЭФ, больше всего пользуюсь всем, что связано с эконометрикой, статистикой и теорией вероятностей. Существенная часть моей работы - организация экспериментов для проверки той или иной гипотезы, относительно продукта. Поэтому правильный дизайн эксперимента и понимание того, как грамотно интерпретировать полученные данные – критично для успеха. Могу сказать по личному опыту, что разница между людьми, понимающими, что такое эксперимент, и теми, кто этого не понимает, сильно заметна. Отдельное спасибо хотелось бы сказать Алексею Белянину, который открыл для меня мир поведенческой экономики. Для меня, на данный момент, это одна из самых интересных дисциплин.

О выборе пути

Тебе легко было найти свой путь?

Не могу сказать, что легко и сразу. Когда я поступил в МИЭФ, меня очень сильно привлекала сфера финансов - количественные финансы, торговля разными опционами, производными финансовыми инструментами и так далее. Но чем больше я изучал финансы, тем больше у меня возникало ощущение, что это не совсем мое. Да, это хорошая «зарядка для ума», но по факту, если заниматься этим профессионально, ты получаешь деньги из воздуха, не создавая реальной ценности. И тогда я начал задумываться, что мне хочется перейти в какой-то реальный сектор, делать то, что, грубо говоря, можно «потрогать руками». К середине второго курса МИЭФ я утвердился в мысли, что хочу пойти работать в какую-нибудь отрасль, и это не банки, или финансовые институты, и не консалтинг.

А что не устраивало в консалтинге?

Несмотря на то, что работа в консалтинге – довольно стандартный путь для выпускников МИЭФ, мне всегда казалось странным консультировать людей, не имея за плечами никакого опыта работы, пусть и с хорошим образованием. Путь - сначала поработать в конкретной отрасли, а потом консультировать по этой отрасли других мне более понятен.

А сейчас, имея за плечами определенный опыт работы, ты готов стать консультантом? 

Нет. Мне интересно быть внутри процесса, делать что-то самому, нежели говорить другим, как надо. Мне нравится что-то создавать. Это совсем другой подход к тому, что ты делаешь. Тот продукт, или услуга, которую я создам, будет влиять на всех пользователей. А консультант, конечно, может дать свою рекомендацию, но, как показывает практика, он редко связан непосредственно с созданием и внедрением продукта, или услуги на рынок.

Как складывался твой карьерный путь после окончания МИЭФ?

Я пошел работать в телекоммуникационную компанию «Мегафон», занимался стратегическим планированием, подготовкой планов развития компании и так далее. В определенном смысле моя работа была похожа на внутренний консалтинг, и мне это не очень нравилось. Это как раз то, о чем я говорил выше – я никогда прежде не работал в телекоме, но должен был принимать достаточно важные решения о том, как те или иные процессы в компании должны работать. Мне казалось это странным, поэтому, когда появилась такая возможность, я переключился на стратегические проекты, где помогал проектным командам с анализом экономической составляющей, просчитывал возможные риски. Это работа казалось мне более прикладной, но все равно было ощущение определенной поверхностности моего понимания. Поэтому желание «потрогать жизнь руками» в какой-то момент подтолкнуло уйти из «Мегафон». Однако опыт работы, полученный в «Мегафон», помогает мне понимать многие проблемы, которые происходят и в других компаниях.

Интересный путь – попробовать все своими руками, часто люди стремятся сразу занять большие должности….

Мне кажется, в этом плане российская корпоративная культура сильно отличается от западной. В нашей корпоративной культуре, на мой взгляд, доминирует идея о том, что путь менеджера более перспективный, нежели путь специалиста, и что руководителем нужно становиться максимально быстро. Только тогда можно говорить, что человек состоялся в карьерном плане. В результате это приводит к тому, что у большого числа компаний очень молодые руководители. С одной стороны, молодой руководитель привносит в компанию какие-то свежие идеи, и это, наверное, хорошо, но, с другой – такой руководитель многого не знает, потому что были пропущены определенные этапы роста. В этом смысле топ-менеджмент в западных компаниях намного более опытный, по сравнению с российскими компаниями. В западной корпоративной культуре совершенно нормально быть сначала специалистом, потом экспертом в своей конкретной области и уже, скажем так, во второй половине жизни занимать руководящие посты. Мне ближе западный подход. 

Чем ты руководствуешься, принимая решение, где работать?

Стараюсь разобраться в том, что мне нравится, а что – нет. Не могу сказать, что это удается легко, но главное здесь осознанно пробовать разные вещи. И ключевое слово здесь - осознанность. Каждый раз, когда ты пробуешь что-то новое, нужно обращать внимание на то, что именно тебе нравится и не нравится делать, от чего в процессе ты получаешь удовольствие, а что доставляет дискомфорт. И планировать свой следующий шаг исходя из этого понимания. После «Мегафона» я какое-то время работал в Google, потом перешел в российский стартап Flocktory (маркетинговая платформа для Интернет-магазинов). Переход из Flocktory в американскую международную компанию Uber, в которой я работаю на данный момент, как раз произошел по такому принципу. Мне нравилось работать с продуктом, но в сфере B2B («бизнес для бизнеса») часто приходиться делать что-то только потому, что это хочется клиенту, хотя в этом может и не быть большого смысла. Это не плохо, но мне это не нравилось. Поэтому я решил попробовать себя в сфере B2C («бизнес для людей»). В Uber мне не ставят задачу кому-то угождать, но есть объективные цели, которые мне необходимо достичь. Сегодня я чувствую себя наиболее комфортно, чем во все предыдущие годы моей карьеры.

Чем конкретно ты занимаешься в Uber?

У меня довольно быстро менялся функционал. Изначально я пришел на аналитику данных, связанных с эффективностью работы водителей. Сейчас я перехожу в команду, которая является частью продуктовой команды. Моя задача помогать Product Manager в приоритезации ресурсов, понимая потребности операционных команд по всему миру. Впоследствии, когда новая функциональность готова к запуску, моя задача - организовать ее тестирование на ограниченном количестве рынков, чтобы оценить эффективность и в случае положительных результатов обеспечивать запуск во всех городах присутствия Uber глобально. Иными словами project manager внутри продукта.

О новых горизонтах

Ты знаешь, куда пойдешь дальше?

Я примерно представляю вектор своего дальнейшего развития, но, как говорил один из основателей Uber, нельзя слишком сильно оптимизировать свой карьерный путь под какую-то конкретную позицию/роль, которую хочешь занять. Наибольшего успеха обычно достигают люди, открытые новым возможностям. Сейчас мне интересно поработать в головном офисе Uber в Сан-Франциско в области project manager, но кто знает, что будет завтра. Возможно, на моем пути возникнет какая-нибудь новая интересная задача, которую захочется попробовать решить. И, может быть, она откроет что-то, о чем я не догадывался раньше.

А чем ты занимаешься в свободное время?

Люблю слушать разные подкасты на темы, не связанные напрямую с моей работой, например, Freakonomics, Hidden Brain, Radiolab и так далее. Но при этом я заметил, что часто использую в работе идеи, которые возникли в процессе прослушивания, казалось бы, отвлеченных тем. Считаю, каким бы хобби человек не занимался, в конечном счете, это все равно будет помогать и в работе. Потому что мозг переключается и затем начинает более продуктивно работать. Отвлекаться от работы очень важно. И чрезвычайно важно не держать постоянно в голове список необходимых дел, а выработать привычку их записывать и не думать о них до тех пор, пока до них не дойдет очередь.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ

Интервью с Евгением 2014 года >>