• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный институт экономики и финансов

«МИЭФ заставляет держать себя в тонусе и двигаться к цели»

Александр Мельцов окончил магистратуру МИЭФ в 2010 году, в настоящий момент работает в одном из крупнейших финансовых конгломератов в мире, в HSBC банке в Москве. В интервью порталу МИЭФ Александр рассказал о последствиях кризиса в банковской системе и любви к японскому языку.


- Александр, Вы приехали в Москву из Одессы?

- Да. Одесса – мой родной город, там я окончил Институт математики, экономики и механики в Одесском национальном университете имени Мечникова, кафедра экономической теории и истории экономической мысли.

- Почему в свое время выбрали МИЭФ?

- Я много лет интересуюсь финансовыми рынками, это семейное увлечение, связанное с профессией моего отца. Он достаточно долгое время работал в этой области и привлек меня. Я начал заниматься финансовыми рынками еще будучи студентом Одесского национального университета, а, получив диплом, однозначно хотел продолжить обучение в Москве, так как в середине 2000-ых годов столица динамично развивалась как финансовый центр. НИУ ВШЭ (МИЭФ) выбрал, потому что это один из лучших финансовых университетов в России, плюс мне удалось получить грант, покрывавший около половины стоимости обучения.

- Сложно было поступать?

- С английским языком значительных проблем не было, так как в Одессе я окончил среднюю школу с углубленным изучением английского языка. Вопросы, которые мне задавали на собеседовании, касались большей частью темы моего бакалаврского диплома «Эконометрические методы анализа финансовых рынков». Свою положительную роль на собеседовании, наверное, также сыграли оценки, красный диплом бакалавра. В Одессе я был одним из самых сильных студентов. Я считаю, что мне повезло!

- Вам нравилось учиться в МИЭФ?

Однозначно. Мне нравилось, что нас на курсе учится не так много, при поступлении нас было 25 человек. Это обстоятельство создавало такую камерную, дружескую атмосферу. Дисциплины первого курса были больше ориентированы на академические знания, а на втором курсе мы больше рассматривали практические вещи, которые могли реально пригодиться в профессии. Гармоничное сочетание этих двух компонентов, на мой взгляд, дало целостное понимание той отрасли, в которой я сейчас и работаю. МИЭФ ставит перед тобой цели, что очень важно для личностного развития, которые мне часто казались выше, чем я мог добиться, но в итоге я их достигал. Первое время я даже не был уверен, что смогу сдать первую сессию с первого раза. Сложные предметы, сильные одногруппники заставляют держать себя в тонусе и двигаться к цели. Этот навык помогает мне и сейчас в работе. Не менее ценно для меня и то, что благодаря МИЭФ я встретил свою будущую жену.

- А сертификат Лондонской школы экономики как-то помог Вам в профессии?

- Да. Сертификат LSE очень сильно помог устроиться здесь в Москве в английский банк. Диплом НИУ ВШЭ (МИЭФ) и сертификат LSE обеспечивают очень высокий шанс, что вас после выпуска пригласят на первое собеседование.

- Как складывался Ваш карьерный путь после окончания магистратуры?

- В МИЭФ я заинтересовался консалтингом, так как курсы в этой области вели действующие консультанты. Поэтому искал работу одновременно в двух направлениях – консалтинг и финансовые рынки. В итоге, когда академический руководитель магистерской программы Максим Никитин сообщил нам о появившейся вакансии от HSBC банка, требовался помощник макроэкономисту, мы почти всей группой сходили на интервью. В тот раз меня не взяли (кстати, взяли нашего одногрупника Артема Бирюкова, который теперь выполняет обязанности главного экономиста по России и СНГ в HSBC). Однако на том интервью я запомнился эйчару банка, и, возможно потому что выказывал больше интереса к рынкам, чем к макроэкономике, когда открылась позиция на Trading Desk, мою кандидатуру одобрили довольно быстро. Через год меня перевели на должность Junior Trader. Сейчас я управляю портфелем рублевых облигаций банка, а также котирую рублевые облигации для больших международных фондов. Кроме этого, я участвую в флоу операциях на «рынке Форекс», в вопросах управления ликвидностью банка, развиваю новые финансовые продукты

- Финансово-экономический кризис, который с 2014 года переживает Россия, как-то повлиял на банковскую систему?

- Поскольку HSBC – английский банк, кризис, с точки зрения санкций и присутствия количества бизнеса в России, сказался значительно. Общее количество трейдеров сократилось, то, что раньше делали четыре трейдера, сейчас вынуждены выполнять двое. Штат банковских сотрудников резко сократился, но лично для меня все эти изменения дали новый карьерный толчок. Работы прибавилось, появились дополнительные обязанности, дополнительная ответственность. Да, некоторые зарубежные банки были закрыты, но те, кто остался, получили больше клиентов. Это тяжело, но интересно. График моей работы непосредственно зависит от работы биржи, а это, грубо говоря, с 9.00 до 19.00, и это, мне кажется, более гуманный режим работы, чем в IB. Работы много, она достаточно интенсивная и нервная, но зато есть выходные. Что касается общей ситуации, я вижу, что на данный момент бизнес стабилизировался, иностранный капитал частично возвращается в Россию. К примеру, в 2016 году наблюдался значительный приток так называемых «горячих денег» на рынок госдолга, в надежде получить доход за счет высоких процентных ставок и стабильного рубля. К сожалению, в среднесрочной перспективе восстановление и развитие всех сегментов финансового рынка в России кажется маловероятным в случае отсутствия структурных изменений в экономике. Так что остается надеяться, что в условиях низких цен на сырье, от сырьевой модели удастся уйти к более сбалансированной.

- А чем Вы увлекаетесь в свободное от работы время?

- Я с детства люблю японский язык, учил его с пяти лет, в юности ездил работать и практиковать язык в Японию, участвовал в различных соревнованиях по игре в Го. Мне нравилось обыгрывать компьютер. Сейчас играю в футбол и учусь ходить на маленькой яхте в Строгино.

- Чего хотелось бы достичь в будущем?

Карьерная лестница трейдера не очень высока: либо ты трейдер, либо возглавляешь группу трейдеров/отдел трейдинга. В последнее время регулирование финансовых рынков ужесточилось до такой степени, что превратило должность начальника трейдинга по большей части в административную работу, а мне пока интересно быть в процессе. У HSBC огромный трейдинг деск в Лондоне, где атмосфера значительно отличается от той, что на нашем сравнительно небольшом деске в Москве. Работа там более интенсивная, больше контактов, информации, опыта. Возможно, мой следующий шаг – попробовать себя там.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ