«Решение поступить в МИЭФ – одно из лучших в жизни»
- Анастасия, почему для продолжения обучения Вы выбрали магистратуру МИЭФ?
- Так как у меня не было цели уезжать за границу на программу PhD, я выбирала между магистратурой МИЭФ и Лондонской школой экономики (LSE). Считаю, что по качеству образования и престижности при рекрутинге в Москве МИЭФ не уступает LSE, к тому же диплом Лондонской школы экономики вовсе не гарантирует, что вы обязательно найдете интересную работу в Лондоне. Сказывается высокая конкуренция среди выпускников, политика международных компаний, система спонсорства при получении рабочей визы и другие ограничения. По этим причинам я сделала выбор в пользу МИЭФ. Приятным бонусом стало, что в год моего поступления (2013 год) в МИЭФ открылось бюджетное отделение, куда мне удалось пройти.
- Какие впечатления у Вас остались от учебы в МИЭФ?
- На мой взгляд, сильная сторона МИЭФ - это люди, которые там работают, и их отношение к студентам. Руководитель программы Максим Игоревич Никитин всегда открыт для диалога, он активно занимается развитием программы и, понимая проблемы студентов, сохраняет некий баланс - программа остается сложной и интересной, но при этом появляются новые курсы и преподаватели, а учебные планы сохраняют гибкость. Я очень благодарна начальнику учебной части Сабине Кямильевне за поддержку и живое участие в моей студенческой жизни. Скажу честно, что в середине 1 курса у меня сложилось впечатление, что программа идеальна для бывших математиков и физиков. Отчасти МИЭФ стал для меня своеобразной школой жизни. Конечно, хочу вспомнить своего научного руководителя Сергея Степанова, который активно работал со мной по skype (я писала диссертацию в Париже), вникал во все детали, давал комментарии, делился идеями. Сейчас я понимаю, моё решение поступить в магистратуру МИЭФ - одно из лучших в жизни.
- В какой момент пришло понимание, чем Вы хотите заниматься в будущем?
- На 1 курсе магистратуры летом мне предложили работу в сфере прямых инвестиций в Москве. Я начала работать и влюбилась в свою профессию.
- Совпадает ли это с тем, о чем, возможно, мечталось в детстве?
- У меня было счастливое детство, о работе я не задумывалась. В осознанном возрасте хотелось строить и творить, были мысли пойти в МАРХИ на архитектурный факультет. Всегда привлекала профессия дипломата, какое-то время журналистика. Я думаю, что моя нынешняя деятельность в какой-то степени совпадает с детскими мечтами, только сейчас мы строим бизнес, а переговоры и расстановка сил в моём деле определяют успех.
- Как складывался Ваш карьерный путь после магистратуры?
- На 2 курсе магистратуры я уехала в Париж по программе двойного диплома с университетом Сорбонны. Найти там работу в сфере финансов без хорошего знания французского языка очень трудно. Проходить собеседование на французском - дополнительный стресс. Учебу я совмещала с работой в asset management, а на почту ко мне регулярно приходила рассылка от французского аналога hh.ru. Так мне на глаза попалась вакансия в private equity. Подала резюме без особых надежд, коллеги уверяли, что в прямые инвестиции в Париже реально попасть только через знакомых. Как же я удивилась, когда после четырех интервью мне сделали оффер в Edmond de Rothschild (компания принадлежит французской ветке семьи Ротшильд).
- Сейчас вы работаете в Париже, в какой компании?
- Я работаю в фонде прямых инвестиций Ardian, один из крупнейших в мире по объему активов под управлением (55 млрд евро).
- Что входит в Ваши обязанности?
- Оценка портфельных компаний. Я работаю в команде, у которой есть доступ ко всем материалам инвестиционных команд Ardian по всему миру, по работе общаюсь с инвестиционными менеджерами в Париже, Милане и Пекине. Благодаря такой позиции у меня глобальное видение работы фонда без привязки к географии или классу активов. Другие команды в Ardian полностью специализированы.
- Решение уехать за границу было спонтанным, или это Ваш хорошо обдуманный выбор?
- Решение учиться в Париже было взвешенным, но на меня сильно повлиял украинский кризис: иностранные инвесторы отказывались смотреть на Россию. Плюс возникло желание получить опыт работы за рубежом. Но на тот момент я не строила планов уехать навсегда.
- Хотели бы вернуться в Россию?
- Безусловно. Но пока я не вижу для себя перспектив в России.
- Какую страну для работы и жизни Вы предпочитаете?
- Для работы Великобританию. Для жизни Францию. Эта страна обволакивает своей красотой и комфортом. Париж вдохновляет, это очень светлый город, здесь легко дышится. Но странное дело, в Париже все лучшие места запрятаны, всех, начиная от продавца шляпок/парикмахера и заканчивая адвокатом, вам придется искать самим, случайно, через знакомых русских или доверенных французов, и google тут бессилен. С одной стороны, это жутко неудобно, с другой – дает возможность лучше узнать город. В Париже я часто ловила себя на мысли, что по-настоящему счастлива.
- Насколько ритм жизни, стиль общения парижан отличается от Москвы?
- Ритм жизни гораздо более расслабленный, «joie de vivre» (умение радоваться жизни) для французов - это не абстрактная концепция, а настоящий смысл, квинтэссенция. Они меньше озабочены проблемами, менее материалистичны. Но при этом легкомысленны, инфантильны и эгоистичны, а если их дедушка имел титул - снобы до мозга костей. Легче всего найти общий язык с французами, которые какое-то время жили за границей. К счастью, на работе моими непосредственными начальниками как раз были нетипичные французы: на первой работе мой директор какое-то время руководил отделом в Дублине, в Rothschild начальница работала в Goldman Sachs в Лондоне, а в Ardian мой линейный менеджер закончила Гарвард. Мне кажется, таким интернациональным людям легче добиться успеха.
- Есть люди, живущие по принципу «мой дом там, где я», насколько это верно для Вас?
- Мой дом там, где мое сердце, кажется, так говорят. Сердце я оставила в Москве. В первое время после переезда я сравнивала Париж с Лондоном, где училась полгода по программе студенческого обмена НИУ ВШЭ. И сравнение всегда было не в пользу Парижа. Через три месяца адаптировалась настолько, чтобы чувствовать себя комфортно и поменяла отношение к городу. Адаптироваться полностью в Париже невозможно, я остаюсь русской, для них это экзотика, хотя меня часто принимают за итальянку.
- В июле Вы приступаете к работе в компании Morgan Stanley в Лондоне, чем обусловлен выбор именно этой компании?
- Это просто новый этап моей карьеры. Morgan Stanley один из лучших банков, чтобы заниматься M&A (рынок слияний и поглощений), для меня он лучше всего подходит в плане культуры компании. Были предложения о работе от других компаний, как в Лондоне, так и в Париже. Например, мне предлагали вакансию coverage с бюджетом на Associate в Deutsche Bank в Париже, но я отказалась и не жалею об этом.
- Какую должность в компании Вы будете занимать?
- Аналитик в инвестиционно-банковском департаменте, обязанности стандартные: подготовка финансовых моделей и презентаций - M&A, IPO в Лондоне и конкретно в MS.
- Карьера, наверное, отнимает у вас львиную долю времени и сил, а что для Вас является наилучшим отдыхом?
- Провести время с друзьями, с семьей. Недавно удалось вырваться на неделю в Италию - покататься с родителями на горных лыжах. Путешествия для меня лучший отдых, как говорят французы, чтобы поменять идеи.
- Какое Ваше любимое занятие?
- Аргентинское танго и живопись. Рисую я в последнее время нечасто, а вот танго не забрасываю, хожу на занятия к чемпионам Франции 2015 года и время от времени на вечеринки (милонги).
- Все ли уже достигнуто из того, что представлялось когда-то, и какие цели Вы ставите перед собой сейчас?
- Моя жизнь сложилась - это правда, но произошло это естественно, у меня не было навязчивой идеи - во что бы то ни стало уехать в Лондон и работать исключительно на Canary Wharf. Хотя логике «laissez faire » (делай что можешь, и будь что будет) моя жизнь тоже не подчиняется. Я четко представляю, как хочу развиваться на работе, это простые и понятные цели. С вами хочу поделиться скорее самыми реализуемыми мечтами - сделать rotation на год в Нью-Йорк, уехать на полгода в отпуск в Аргентину, научиться кататься на серфе.
Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ