• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: (+7495) 580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«В МИЭФ достаточно пространства для креатива»

Андрей Костылев – выпускник 2012 года магистерской программы МИЭФ, сейчас занимает должность старшего менеджера в Департаменте стратегического управления Госкорпорации «Росатом». По субботам Андрей ведет авторский курс «Деловые переговоры» и семинарские занятия по предмету «Основы банковского дела и финансов» для студентов МИЭФ. В интервью порталу Андрей рассказывает о своей карьере и учебе.


- Андрей, почему в свое время Вы решили выбрать магистерскую программу МИЭФ?

- Основная причина в том, что после окончания Новосибирского государственного университета (НГУ) (по специальности «Экономика») я не был до конца уверен в дальнейшей сфере деятельности, но хотел получить международное и универсальное образование. А магистерская программа МИЭФ как раз такая и есть. Она открывает сразу несколько дверей. После магистратуры я мог, например, выбрать научную карьеру и получить степень PhD, или уехать работать за границу. Я выбрал третий вариант - стал сотрудником международной компании в России.

- А как Вы узнали о МИЭФ?

- Первое свое знакомство с университетом я начал с изучения сайта МИЭФ, на котором ознакомился с описанием программы, отметил для себя много прикладных курсов, почитал отзывы студентов и выпускников. В Новосибирске я получил достойное академическое образование, а программа МИЭФ в большей степени практико-ориентированная. И это мне очень понравилось.

- Что необходимо сделать, чтобы получить стипендию на обучение?

- Пройти конкурс портфолио и собеседование, в ходе которых оценивают уровень знаний кандидата, общую успеваемость, его знания по определенным предметам, прежде всего, по математике и экономике, научную и внеучебную активности, а также рекомендации. Я, например, в 2009 году стал финалистом всероссийского конкурса «Идея для МТС», в финале презентовал свою идею топ-менеджерам ПАО «МТС». В 2010 году был финалистом стипендиальной программы им. А. Козлова, победителем новосибирского конкурса по переговорам «Управленческий ринг» и получил диплом первой степени за доклад на XLVIII Международной научной студенческой конференции.

- В чем заключалась идея Вашего проекта в конкурсе «Идея для МТС»?

- В далеком 2009 году лидер российского рынка мобильной связи компания МТС продавала стандартные USB-модемы для выхода в интернет с портативных компьютеров. Я предложил сделать особенный дизайн USB-модемов для разных целевых аудиторий: школьники, студенты, деловые люди. Предполагалось, что такой USB-модем будет очень востребован и позволит увеличить выручку МТС как за счет роста продаж устройств, так и за счет увеличения трафика.

- Какие впечатления у Вас остались от обучения в МИЭФ, что запомнилось больше всего?

- Очень позитивные! Дружеская, камерная атмосфера между студентами и преподавателями. Наш курс был небольшой, порядка 30 человек, это не то же самое, когда вместе с тобой учатся 100 и более однокурсников. Основанная масса преподавателей – молодые люди с западным образованием и степенью PhD, и дистанция между студентом и преподавателем настолько мала, что можно запросто собраться поиграть вместе в пейнтбол, пожарить шашлыки, или сыграть в «Мафию».

- В какой момент пришло понимание, чем хотите заниматься после завершения магистратуры?

- Думаю, на втором курсе магистратуры. После первого года обучения мне удалось попасть на летнюю школу в Лондонскую школу экономики (LSE). Там я много общался с ребятами из разных стран и получил от них ценные знания и советы о построении карьеры. После возвращения записался на курс Вячеслава Иванова «Оценка компаний в сделках слияний и поглощений», в процессе обучения понял, что эта область мне интересна. Признаться до МИЭФ я ничего не слышал о консалтинге и инвестбанкинге, потому что в Новосибирске эти сферы недостаточно развиты. После зимней сессии решил попробовать свои силы и устроился менеджером инвестиционного развития в дочернюю компанию Glencore International в России.

- Что входило в ваши обязанности?

- Компания занималась управлением активами в России и Казахстане по транспортировке, хранению и продажи зерна на экспорт. В мои обязанности входила оценка инвестиционной привлекательности самых разных проектов в области строительства, купли-продажи и создания совместных компаний.

- Можно ли сказать, что преподаватели МИЭФ повлияли на выбор дальнейшего пути?

- Да, преподаватели сыграли важную роль. Особенно мне нравились лекции Карстена Шпренгера, Артема Архипова, Александра Запорожского, Максима Никитина и Сергея Гельмана. Также на выбор направления деятельности повлияла особая атмосфера МИЭФ. Все мои однокурсники были очень амбициозными. Мы с удовольствием обсуждали друг с другом свои дальнейшие карьерные планы. Я почерпнул много знаний благодаря этому общению.

- А как Вы нашли свою первую работу?

- Я увидел вакансию на студенческом сайте МИЭФ, которую разместил выпускник бакалавриата прошлых лет, он и стал моим первым руководителем.

- Как дальше складывался Ваш карьерный путь?

- Проработав полтора года в группе Glencore International, мне захотелось дальнейшего развития и карьерного роста, поэтому я решил перейти в Департамент международной деятельности ПАО «Газпром», где занимался международным газопроводным проектом «Южный поток». Как вы помните, его планировали проложить по дну Черного моря из России в Болгарию, а затем по суше через Сербию и Венгрию в Австрию. У «Газпрома» по морскому участку в этом проекте было три иностранных партнера: Eni (Италия), EDF Group (Франция) и Wintershall (Германия), также были партнёры из стран-участниц по каждому из сухопутных участков. Проектная компания, отвечающая за морской участок, базировалась в Голландии. В мои обязанности входила аналитическая поддержка проекта, участие в подготовке и согласовании соглашений акционеров, как по морскому, так и по сухопутным участкам. Эта была очень насыщенная и интересная работа, много командировок в страны, которые, так или иначе, принимали участие в проекте. Самая запоминающаяся поездка была в Македонию, в эту страну я вряд ли бы когда-нибудь поехал сам.

- А чем Вас впечатлила Македония?

- У нас были переговоры в столице страны, в городе Скопье. До этой поездки я не мог себе представить такого огромного количества всевозможных памятников и монументов на такой небольшой территории. На одном квадратном километре их количество превосходит все мыслимые и немыслимые пределы.

- Возвращаясь к карьерному пути…

- В конце 2014 года проект «Южный поток сначала преобразовался в «Турецкий поток», а затем он фактически остановился. В сентябре прошлого года я принял решение перейти в Госкорпорацию «Росатом», в Департамент стратегического управления. К слову, я здесь встретил четверых выпускников бакалавриата и магистратуры МИЭФ разных лет. В мои обязанности входит подготовка стратегий отдельных функциональных и бизнес-направлений, а так же аналитическая поддержка менеджмента компании, мониторинг и анализ конкурентов, например, в возобновляемой и тепловой энергетике.

- Думали ли Вы о том, чтобы уехать работать за границу?

- Изначально такой мысли не было, но всегда было интересно как это. Работа на проекте «Южный поток» подарила возможность много времени проводить не в России. Объездив большую часть европейских стран, я для себя так и не выбрал ту, где мне хотелось бы остаться. Российский менталитет мне ближе. Однако всегда есть возможность все изменить. Например, поехать получать степень MBA.

- Что в вашем понимании «российский менталитет», какой он?

- Если сравнивать стили ведения переговоров и подходы к работе, а именно этот аспект мне сейчас наиболее интересен, в МИЭФ я веду факультатив «Деловые переговоры», то немцы, например, склонны все планировать заранее и придерживаться графика, они менее эмоциональны, прагматичный расчет – основа для ведения переговоров и принятия решений. Французы могут показаться достаточно эгоистичными, и, прежде всего, думают о своей собственной выгоде, очень тяжело соглашаются на какие-либо компромиссы. Итальянцы - глубоко эмоциональная нация, в порыве чувств они могут позволить себе жонглировать бумагами на деловых переговорах и даже уйти, громко хлопнув дверью. Испанцы склоны больше радоваться жизни и меньше работать. Русские – это смесь всего. Мы не склонны все заранее планировать, как немцы, а чаще выполняем все в последний момент, близко к дедлайну. Мы не такие эмоциональные, как итальянцы, но другие европейцы отмечают нашу эмоциональность и душевность. Нам легче, чем французам, уступить и пойти на компромиссы, совершить сделку даже не в свою пользу в краткосрочной перспективе, зато это позволяет нам устанавливать доверительные долгосрочные контакты. Мы работает больше, чем испанцы, но умеем меньше наслаждаться моментами, переживаем за будущее, иногда упуская настоящее.

- Что вас вдохновило на создание факультатива, что послужило стимулом?

- Факультатив стоит на трех «китах». Первый – два курса Летней школы (LSE) в области ведения деловых переговоров. Второй – практический опыт, полученный в ходе работы на проекте «Южный поток». Третий – корпоративное обучение в European School of Management and Technology (Берлин).

- Помимо факультатива Вы ведете семинар «Банковское дело и основы финансов» на 3 курсе бакалавриата, что для Вас быть преподавателем?

- На мой взгляд, преподавание – эта та творческая сфера, в которой мне приходится все время развиваться. Студенты любят задавать каверзные вопросы, а чем умнее студенты, тем интереснее вопросы. В МИЭФ учатся очень талантливые ребята, поэтому часто их вопросы могут быть неожиданными, и это помогает держать себя в тонусе. Работа в крупном бизнесе не всегда позволяет реализоваться в творческом плане, но для этого у меня есть МИЭФ, здесь достаточно пространства для креатива.

- А какой Вы преподаватель?

- Стараюсь позиционировать себя в качестве старшего товарища, который не стоит с палкой, заставляя учиться, а объясняет, для чего те или иные знания нужны. Ведь по сути всех преподавателей можно условно разделить на две большие категории: диктаторы и наставники. Я отношу себя ко вторым. Обладая достаточным практическим опытом, рассказываю студентам, для решения каких практических задач им могут пригодиться те или иные предметные знания.

- И напоследок, что бы Вы хотели пожелать будущим студентам МИЭФ?

- Как можно раньше постараться найти свой путь, понять, чего хочется в жизни, что позволяет быть счастливым, а дальше постараться двигаться в этом направлении, разумно чередуя работу, семью, общение с друзьями и хобби. Так как все эти аспекты одинаково важны.

- Вы нашли себя?

- Найти себя - значит остановиться. А я продолжаю движение, как мне кажется, в правильном направлении.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ

Интервью на английском языке >>
Интервью с Андреем на сайте НГУ  >>