• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

119049 Москва, ул. Шаболовка, дом 26, корпус 3

Тел./факс: (+7495) 580-89-19, (+7495) 772-95-90 *26124

E-mail: icef@hse.ru

Дополнительные контакты

Руководство

Директор Яковлев Сергей Михайлович

заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович

Заместитель директора по по науке Никитин Максим Игоревич

«В МИЭФ достаточно пространства для креатива»

Андрей Костылев – выпускник 2012 года магистерской программы МИЭФ, сейчас занимает должность старшего менеджера в Департаменте стратегического управления Госкорпорации «Росатом». По субботам Андрей ведет авторский курс «Деловые переговоры» и семинарские занятия по предмету «Основы банковского дела и финансов» для студентов МИЭФ. В интервью порталу Андрей рассказывает о своей карьере и учебе.


- Андрей, почему в свое время Вы решили выбрать магистерскую программу МИЭФ?

- Основная причина в том, что после окончания Новосибирского государственного университета (НГУ) (по специальности «Экономика») я не был до конца уверен в дальнейшей сфере деятельности, но хотел получить международное и универсальное образование. А магистерская программа МИЭФ как раз такая и есть. Она открывает сразу несколько дверей. После магистратуры я мог, например, выбрать научную карьеру и получить степень PhD, или уехать работать за границу. Я выбрал третий вариант - стал сотрудником международной компании в России.

- А как Вы узнали о МИЭФ?

- Первое свое знакомство с университетом я начал с изучения сайта МИЭФ, на котором ознакомился с описанием программы, отметил для себя много прикладных курсов, почитал отзывы студентов и выпускников. В Новосибирске я получил достойное академическое образование, а программа МИЭФ в большей степени практико-ориентированная. И это мне очень понравилось.

- Что необходимо сделать, чтобы получить стипендию на обучение?

- Пройти конкурс портфолио и собеседование, в ходе которых оценивают уровень знаний кандидата, общую успеваемость, его знания по определенным предметам, прежде всего, по математике и экономике, научную и внеучебную активности, а также рекомендации. Я, например, в 2009 году стал финалистом всероссийского конкурса «Идея для МТС», в финале презентовал свою идею топ-менеджерам ПАО «МТС». В 2010 году был финалистом стипендиальной программы им. А. Козлова, победителем новосибирского конкурса по переговорам «Управленческий ринг» и получил диплом первой степени за доклад на XLVIII Международной научной студенческой конференции.

- В чем заключалась идея Вашего проекта в конкурсе «Идея для МТС»?

- В далеком 2009 году лидер российского рынка мобильной связи компания МТС продавала стандартные USB-модемы для выхода в интернет с портативных компьютеров. Я предложил сделать особенный дизайн USB-модемов для разных целевых аудиторий: школьники, студенты, деловые люди. Предполагалось, что такой USB-модем будет очень востребован и позволит увеличить выручку МТС как за счет роста продаж устройств, так и за счет увеличения трафика.

- Какие впечатления у Вас остались от обучения в МИЭФ, что запомнилось больше всего?

- Очень позитивные! Дружеская, камерная атмосфера между студентами и преподавателями. Наш курс был небольшой, порядка 30 человек, это не то же самое, когда вместе с тобой учатся 100 и более однокурсников. Основанная масса преподавателей – молодые люди с западным образованием и степенью PhD, и дистанция между студентом и преподавателем настолько мала, что можно запросто собраться поиграть вместе в пейнтбол, пожарить шашлыки, или сыграть в «Мафию».

- В какой момент пришло понимание, чем хотите заниматься после завершения магистратуры?

- Думаю, на втором курсе магистратуры. После первого года обучения мне удалось попасть на летнюю школу в Лондонскую школу экономики (LSE). Там я много общался с ребятами из разных стран и получил от них ценные знания и советы о построении карьеры. После возвращения записался на курс Вячеслава Иванова «Оценка компаний в сделках слияний и поглощений», в процессе обучения понял, что эта область мне интересна. Признаться до МИЭФ я ничего не слышал о консалтинге и инвестбанкинге, потому что в Новосибирске эти сферы недостаточно развиты. После зимней сессии решил попробовать свои силы и устроился менеджером инвестиционного развития в дочернюю компанию Glencore International в России.

- Что входило в ваши обязанности?

- Компания занималась управлением активами в России и Казахстане по транспортировке, хранению и продажи зерна на экспорт. В мои обязанности входила оценка инвестиционной привлекательности самых разных проектов в области строительства, купли-продажи и создания совместных компаний.

- Можно ли сказать, что преподаватели МИЭФ повлияли на выбор дальнейшего пути?

- Да, преподаватели сыграли важную роль. Особенно мне нравились лекции Карстена Шпренгера, Артема Архипова, Александра Запорожского, Максима Никитина и Сергея Гельмана. Также на выбор направления деятельности повлияла особая атмосфера МИЭФ. Все мои однокурсники были очень амбициозными. Мы с удовольствием обсуждали друг с другом свои дальнейшие карьерные планы. Я почерпнул много знаний благодаря этому общению.

- А как Вы нашли свою первую работу?

- Я увидел вакансию на студенческом сайте МИЭФ, которую разместил выпускник бакалавриата прошлых лет, он и стал моим первым руководителем.

- Как дальше складывался Ваш карьерный путь?

- Проработав полтора года в группе Glencore International, мне захотелось дальнейшего развития и карьерного роста, поэтому я решил перейти в Департамент международной деятельности ПАО «Газпром», где занимался международным газопроводным проектом «Южный поток». Как вы помните, его планировали проложить по дну Черного моря из России в Болгарию, а затем по суше через Сербию и Венгрию в Австрию. У «Газпрома» по морскому участку в этом проекте было три иностранных партнера: Eni (Италия), EDF Group (Франция) и Wintershall (Германия), также были партнёры из стран-участниц по каждому из сухопутных участков. Проектная компания, отвечающая за морской участок, базировалась в Голландии. В мои обязанности входила аналитическая поддержка проекта, участие в подготовке и согласовании соглашений акционеров, как по морскому, так и по сухопутным участкам. Эта была очень насыщенная и интересная работа, много командировок в страны, которые, так или иначе, принимали участие в проекте. Самая запоминающаяся поездка была в Македонию, в эту страну я вряд ли бы когда-нибудь поехал сам.

- А чем Вас впечатлила Македония?

- У нас были переговоры в столице страны, в городе Скопье. До этой поездки я не мог себе представить такого огромного количества всевозможных памятников и монументов на такой небольшой территории. На одном квадратном километре их количество превосходит все мыслимые и немыслимые пределы.

- Возвращаясь к карьерному пути…

- В конце 2014 года проект «Южный поток сначала преобразовался в «Турецкий поток», а затем он фактически остановился. В сентябре прошлого года я принял решение перейти в Госкорпорацию «Росатом», в Департамент стратегического управления. К слову, я здесь встретил четверых выпускников бакалавриата и магистратуры МИЭФ разных лет. В мои обязанности входит подготовка стратегий отдельных функциональных и бизнес-направлений, а так же аналитическая поддержка менеджмента компании, мониторинг и анализ конкурентов, например, в возобновляемой и тепловой энергетике.

- Думали ли Вы о том, чтобы уехать работать за границу?

- Изначально такой мысли не было, но всегда было интересно как это. Работа на проекте «Южный поток» подарила возможность много времени проводить не в России. Объездив большую часть европейских стран, я для себя так и не выбрал ту, где мне хотелось бы остаться. Российский менталитет мне ближе. Однако всегда есть возможность все изменить. Например, поехать получать степень MBA.

- Что в вашем понимании «российский менталитет», какой он?

- Если сравнивать стили ведения переговоров и подходы к работе, а именно этот аспект мне сейчас наиболее интересен, в МИЭФ я веду факультатив «Деловые переговоры», то немцы, например, склонны все планировать заранее и придерживаться графика, они менее эмоциональны, прагматичный расчет – основа для ведения переговоров и принятия решений. Французы могут показаться достаточно эгоистичными, и, прежде всего, думают о своей собственной выгоде, очень тяжело соглашаются на какие-либо компромиссы. Итальянцы - глубоко эмоциональная нация, в порыве чувств они могут позволить себе жонглировать бумагами на деловых переговорах и даже уйти, громко хлопнув дверью. Испанцы склоны больше радоваться жизни и меньше работать. Русские – это смесь всего. Мы не склонны все заранее планировать, как немцы, а чаще выполняем все в последний момент, близко к дедлайну. Мы не такие эмоциональные, как итальянцы, но другие европейцы отмечают нашу эмоциональность и душевность. Нам легче, чем французам, уступить и пойти на компромиссы, совершить сделку даже не в свою пользу в краткосрочной перспективе, зато это позволяет нам устанавливать доверительные долгосрочные контакты. Мы работает больше, чем испанцы, но умеем меньше наслаждаться моментами, переживаем за будущее, иногда упуская настоящее.

- Что вас вдохновило на создание факультатива, что послужило стимулом?

- Факультатив стоит на трех «китах». Первый – два курса Летней школы (LSE) в области ведения деловых переговоров. Второй – практический опыт, полученный в ходе работы на проекте «Южный поток». Третий – корпоративное обучение в European School of Management and Technology (Берлин).

- Помимо факультатива Вы ведете семинар «Банковское дело и основы финансов» на 3 курсе бакалавриата, что для Вас быть преподавателем?

- На мой взгляд, преподавание – эта та творческая сфера, в которой мне приходится все время развиваться. Студенты любят задавать каверзные вопросы, а чем умнее студенты, тем интереснее вопросы. В МИЭФ учатся очень талантливые ребята, поэтому часто их вопросы могут быть неожиданными, и это помогает держать себя в тонусе. Работа в крупном бизнесе не всегда позволяет реализоваться в творческом плане, но для этого у меня есть МИЭФ, здесь достаточно пространства для креатива.

- А какой Вы преподаватель?

- Стараюсь позиционировать себя в качестве старшего товарища, который не стоит с палкой, заставляя учиться, а объясняет, для чего те или иные знания нужны. Ведь по сути всех преподавателей можно условно разделить на две большие категории: диктаторы и наставники. Я отношу себя ко вторым. Обладая достаточным практическим опытом, рассказываю студентам, для решения каких практических задач им могут пригодиться те или иные предметные знания.

- И напоследок, что бы Вы хотели пожелать будущим студентам МИЭФ?

- Как можно раньше постараться найти свой путь, понять, чего хочется в жизни, что позволяет быть счастливым, а дальше постараться двигаться в этом направлении, разумно чередуя работу, семью, общение с друзьями и хобби. Так как все эти аспекты одинаково важны.

- Вы нашли себя?

- Найти себя - значит остановиться. А я продолжаю движение, как мне кажется, в правильном направлении.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ

Интервью на английском языке >>
Интервью с Андреем на сайте НГУ  >>