Международный институт экономики и финансов

«Мне хотелось учиться в атмосфере здоровой конкуренции»

Павел Фельдман окончил бакалаврскую программу МИЭФ в 2013 году, при этом получив диплом Лондонского университета первой степени, затем получил степень магистра в одной из лучших бизнес-школ (IE Business School) в Мадриде и создал вместе с партнерами хедж-фонд с нуля. В ближайшие несколько лет Павел планирует жить и работать в Нью-Йорке.


- Павел, почему в свое время ты остановил свой выбор на МИЭФ?

- Я окончил 45 гимназию, в которой последние три года обучался по западной системе на программе Международного бакалавриата. С одной стороны, мне было интересно продолжить обучение на английском языке, с другой – не хотелось возвращаться к российской системе образования, потому что она, на мой взгляд, все еще во многом остается «зашоренной», в ней не хватает инноваций. МИЭФ в этом смысле очень сильно отличается от других вузов. Здесь нет традиционных «автоматов», «зачетов», полностью отсутствует возможность, что твои какие-то «не такие» отношения с преподавателем отразятся на итоговой оценке. Плюс в МИЭФ уже учились многие мои друзья, я слышал от них положительные отзывы о вузе, и мне хотелось учиться рядом с умными людьми в атмосфере здоровой конкуренции. Я считаю, что общий интеллектуальный уровень людей, которые учатся с тобой рядом, в том числе высочайший уровень преподавателей, сильно мотивирует и положительно сказывается на конечном результате.

- А с выбором направления обучения определился быстро?

- Где-то в 15 лет я решил, что хочу заниматься экономикой и финансами. Тогда же сдал квалификационные аттестаты Федеральной службы по финансовым рынкам и стал самым молодым лицензированным специалистом в этой области.

- Почему для продолжения обучения ты выбрал IE Business School в Мадриде?

- Определенный период своей жизни я жил в Латинской Америке, в Уругвае. Там с нуля выучил испанский язык, и мне хотелось продолжить его совершенствовать. Кроме того, выпускники МИЭФ, как правило, едут учиться в Лондон, а мне наоборот было интересно расширить свой круг общения, познакомиться с представителями разных культур. IE Business School выбрал, потому что она входит в топ рейтинга Financial Times, и мне понравилась их презентация на Дне открытых дверей. К тому времени я уже сдал первый уровень CFA, и мне не хотелось изучать сугубо финансы, а IE опять давала возможность учиться на двойной программе – получить Master in Management и Master in Finance.

- Учиться в IE Business School было сложно, что запомнилось больше всего?

-Не так сложно, как в МИЭФ. Одна из главных вещей, которая мне понравилась в школе, - интернациональный состав слушателей. На менеджменте нас было 80 человек – представителей 54 национальностей. Теперь у меня есть друзья практически в любой точке мира. Еще одна важная вещь – групповая работа, мне кажется, ее немного не хватает в МИЭФ. В IE групповые проекты не заканчиваются никогда, завершается один проект и сразу начинается другой. Обучение в бизнес-школе строится по следующей схеме: в первый день всех слушателей распределяют по группам 5 – 6 – 7 человек. При формировании группы учитываются не только результаты экзаменов (GMAT) конкретного студента, но и его национальность и выбранная специальность. Это делается специально, чтобы разнообразить состав участников группы. Раз в три месяца группы перемешиваются в зависимости от рейтингов учащихся. По каждому предмету предусмотрен групповой проект с финальной презентацией, причем оценка за проект ставится одна на всю группу. Важно, что ты не можешь поменять свою группу, или уйти из нее. Такой подход учит взаимодействовать с разными, не всегда доброжелательными и легкими людьми.

- Как ты думаешь, ты легко сходишься с людьми?

- Интересный вопрос. В первый день в Мадриде, когда я сидел один в гостинице, было как-то очень грустно, и я еще четыре месяца не понимал, зачем я сюда приехал. Но потом все начало налаживаться, у меня появились замечательные друзья, и разница в менталитете на самом деле не так ощутима, если сознательно не загонять себя в какие-то рамки.

- Расскажи о теме своей диссертации в IE Business School, получила ли она какую-то прикладную реализацию?

- IE совместно с НКО «Finance without the borders» регулярно формируют экспертные группы, состоящие из студентов и преподавателей IE, для отправки в Гану. Разумеется, группы проходят очень строгий отбор, так как мест мало. Экспертная группа анализирует местные микрофинансовые институты, которые за счет очень маленьких денежных сумм вынуждены решать большие социальные проблемы в стране. Гана – очень бедная страна, в ней есть места, где нет не то что чистой, а вообще пресной воды. Для того чтобы эти институты функционировали им необходимо финансирование инвесторов. И вот чтобы обеспечить инвестиционное финансирование экспертные группы каждый год проводят консалтинговый анализ, готовят большой отчет о нынешнем состоянии, перспективах института и о тех мерах, которые необходимо принять для улучшения ситуации. В конечном итоге, мы выдали инвесторам рекомендацию, сколько и как инвестировать в институт. Наша группа провела в Гане неделю, и еще четыре месяца мы работали над проектом в Мадриде. Ганцы - удивительный народ. Местные жители очень добрые, они никогда не попробуют что-то украсть и не просят милостыню. Наоборот ганец всегда ищет способ заработать, возможно, будет пытаться тебе продать какую-то бесполезную вещь, или навязывать свои услуги, но воровать – нет.

- Тебе легко было найти работу после завершения обучения?

- У меня такое впечатление, что по-настоящему работу я никогда не искал, просто пытался делать то, что мне нравилось. Во время обучения в МИЭФ я попал в холдинг СТС Media, поначалу это была стажерская работа, со временем мне стали доверять более сложные задачи. Например, я правил инвесторские презентации, переводил пресс-релизы, делал аналитику по движению капитала, обзору рынка. Однажды уговорил руководство взять меня на встречу с инвесторами. Таким образом, я все больше и больше погружался в медийную сферу, и понял, что она мне очень нравится. Я думаю, если меня спросят, что я хочу делать через пятнадцать лет – отвечу, что хочу вернуться в медиа и попробовать себя в качестве продюсера. Одно время мне нравилось писать, и я начал сотрудничать с Eurosport, делал репортажи для них сначала в России, а потом из Испании (пока там учился). Это был интересный опыт, потому что смотреть футбол, который я очень люблю, в качестве болельщика совсем не то же самое, если ты посещаешь его, как репортер. Здесь ты уже замечаешь детали, нюансы, анализируешь, о чем людям будет интересно прочитать. На самом деле людям часто кажется, что попасть куда-то на работу невозможно. Я думаю, что никогда не нужно бояться отписывать работодателям в холодную по e-mail. Они читают письма и отвечают, если заинтересуются, а если – нет, так ты тоже ничего не теряешь.

- Расскажи о проекте, которым занимаешься сейчас?

- Сразу после магистратуры, мы с двумя партнерами из Германии и Швейцарии привлекли финансирование в размере 1,5 млн долларов и открыли стартап, находящийся на стыке хедж-фонда и FinTech. Капитал, который мы привлекли, используется для создания инвестиционных стратегий. То есть в каких-то случаях, мы платим уже работающим Big Data компаниям за данные, которые они производят, и вместе с ними в рамках совместной работы создаем стратегии. В каких-то случаях, мы инвестируем в пилотные проекты с компаниями, которые не специализируются на этом непосредственно, но зато мы знаем, как их можно использовать. Надо сказать, что прежде чем заняться этим проектом, я и мои партнеры уже занимались венчурными инвестициями, в частности, несколько лет назад проинвестировали в стартап, связанный с Big Data. После этого у нас и зародилась идея создать хедж-фонд, который, используя новейшие технологии в области Big Data, смог бы составить здоровую конкуренцию на рынке. А поскольку наша команда международная мы решили, что будет неплохо открыть главный офис в Нью-Йорке. Поэтому в ближайшие несколько лет я планирую жить и работать именно в этом городе.

- Какова твоя роль в команде проекта на сегодняшний день?

- Мы втроем составляем команду менеджмента нашего фонда. Конечно, в самом начале мы были больше заняты созданием самого бизнеса: открытие счетов, аренда офиса, найм персонала, создание правовой структуры. Неоценимый опыт. Теперь я действительно знаю, как создать хедж-фонд с нуля. Но сейчас обязанности разделились. Поскольку у меня есть неплохой экономический и финансовый бекграунд, я отвечаю, как за внутренние финансы компании, так и за разработку инвестиционных стратегий, фундаментальный анализ и экономические исследования. Формально моя должность называется - Главный экономист.

- А на увлечения времени хватает?

- Единственное увлечение, на которое сейчас остается время, это – вокал. Спустя долгое время я снова начал записывать альбом, пока только кавер-версии, но уже потихоньку пишу и свои песни. Раньше исполнял классическую оперу, потом бросил, потому что это не то, что можно спеть с друзьями. Пробовал петь джаз, композиции поп-исполнителей. Сейчас пытаюсь петь в стиле soul. Мне кажется, что периодически каждый человек должен задавать себе вопрос, а что я могу рассказать о себе другим людям, или, к примеру, что будет в моем эссе для поступления в Гарвард. Говорить о своих академических достижениях, конечно, важно, но намного важнее, на мой взгляд, быть просто интересным человеком.

- Оглядываясь на пройденный путь, что-нибудь хотелось бы изменить?

- Я никогда не боялся ошибаться, в итоге не считаю, что с чем-то ошибся. Думаю, что неправильного выбора быть не может, потому что мы никогда не знаем, что «было бы если». И думать об этом абсолютно бессмысленно.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ