• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

119049 Москва, ул. Шаболовка, дом 26, корпус 3

Тел./факс: (+7495) 580-89-19, (+7495) 772-95-90 *26124

E-mail: icef@hse.ru

Дополнительные контакты

Руководство

Директор Яковлев Сергей Михайлович

заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович

Заместитель директора по по науке Никитин Максим Игоревич

«Я чувствую себя счастливой, когда развиваюсь»

Мария Логвиненко окончила бакалаврскую программу МИЭФ в 2006 году. 10 лет занималась маркетингом сначала в компании Nestle, затем в The Coca-Cola Company, а настоящее время работает руководителем направления «Услуги» в компании Avito.


- Мария, вы начинали свой карьерный путь как маркетолог?

- Я не очень люблю слово «маркетолог», потому что в России оно имеет некоторый негативный подтекст. Сегодня, к сожалению, очень мало хороших специалистов в сфере маркетинга. Свой карьерный путь я начала в бренд-менеджменте. Эта область находится на пересечении маркетинга и бизнеса, и, вопреки представлениям большинства, бренд менеджер занимается не только созданием рекламных роликов, но и определением стратегии развития бренда, разработкой продукта и его ценового позиционирования, sales-поддержкой. Бренд менеджер отвечает за финансовые показатели бренда и за потребительские инсайты, иными словами, хорошему специалисту важно понять (проанализировать), чего хотят или могут захотеть потребители. И, конечно, из всего вышесказанного вырастает рекламная поддержка продукта.

- Последние годы в Компании Coca-Cola вы занимали должность Senior Brand Manager, это следующая ступень после Brand Manager, в чем разница?

- Разница в уровнях ответственности и в задачах, которые перед тобой ставят. Они становятся сложнее, добавляются какие-то стратегические вещи, переговоры с партнерами, решение финансовых вопросов. Но основная разница для меня была в том, что мне пришлось отвечать уже не только за себя, но еще и за подчиненных, которых необходимо мотивировать и развивать. И чем выше должность, тем больше у тебя проектов, выходящих за рамки твоих непосредственных обязанностей. Например, одна из моих задач заключалась в том, чтобы, совместно с коллегами из штаб-квартиры Coca-Cola и агентствами-партнерами, понять, что значит «счастье» для русского человека. Конечно, то, как счастье понимает русский человек, сильно отличается от американского понимания.

- И в чем заключается эта разница?

- Американцы и, вообще, люди, воспитанные в западной культуре, считают, что счастье находится внутри человека, счастье в тебе. И каждый человек имеет полное право на счастье, имеет право быть счастливым. Это убеждение даже прописано в американской Конституции. Для русского человека счастье скорее возможно через страдание, мы не можем быть счастливыми, пока не побудем несчастными. Загадка русской души. Наше счастье все время находится где-то «там», вовне, это судьба. И ты, если очень повезет, можешь с ним столкнуться. И ничего от человека, как правило, не зависит, а раз так, то и прилагать какие-то усилия по достижению счастья не стоит. Но это традиционное восприятие и сейчас, конечно, у современных молодых людей более активный подход в преследовании своего счастья и определении своей роли в его достижении.

- А что такое счастье лично для Вас?

- Я чувствую себя счастливой, когда развиваюсь, постигаю что-то новое, когда есть цель, будь то в работе или личной жизни. Я счастлива, когда у меня есть интересный проект, который меня увлекает и захватывает.

- И такой проект сейчас, конечно, есть?

- Сейчас все мои силы сконцентрированы на том, чтобы добиться успеха в Avito и вывести направление, за которое я отвечаю, на новый уровень. Для меня переход в Avito – большая перемена в жизни, потому что я сменила не только сферу деятельности, с маркетинга на развитие бизнеса, но и направление самой компании. Ушла из FMCG (товары повседневного спроса) в IT. Сейчас я учусь в ускоренном режиме. Первый месяц в Avito для меня был как crash course тех базовых вещей и понятий, которыми каждый день оперируют сотрудники IT компаний. В Avito я развиваю одно из направлений компании – «Услуги» - это когда ты можешь выбрать и заказать, например, ремонт, переезд, уборку, курьера on-line. Данное направление пока в зачаточном состоянии в России, особенно в регионах, ведь такого рода услуги обычно находят по знакомству. Моя задача – разработать и претворить в жизнь стратегию развития «Услуг», которая бы позволила реализовать огромные возможности этого направления.

- После окончания МИЭФ вы сразу пошли работать?

- Я начала подрабатывать еще на первом курсе института, у меня хороший английский и я, будучи студенткой, устроилась ассистентом-переводчиком иностранных режиссеров, которые приезжали в Москву снимать рекламные ролики. Так я познакомилась с сотрудниками рекламного агентства Publicis United. И в какой-то момент они пригласили меня вести проект, я тогда училась на 3 курсе в МИЭФ. После этого проекта меня зачислили в штат. Я работала с утра до вечера, в обеденный перерыв бегала на лекции, ночью готовила домашние задания. Я, можно сказать, была белой вороной в МИЭФ в том смысле, что после окончания института решила заниматься маркетингом. Большинство моих однокурсников ушли в инвестиционные банки и консалтинг.

- Вам сложно было определиться с выбором профессии?

- Нет, меня посетило озарение еще в детстве. В старших классах школы я начала читать журнал «Секрет фирмы». Помню, там была большая обзорная статья, в которой описывались обязанности бренд менеджера, и у меня в голове все встало на свои места.

- Почему вы решили поступать в МИЭФ?

- Тут три причины. Во-первых, потому что выпускники бакалавриата МИЭФ получают два диплома – российский (НИУ ВШЭ) и британский (Лондонский университет). Диплом Лондонского университета вызывает огромное уважение у работодателей, коллег и друзей. Во-вторых, обучение, преимущественно, ведется на английском языке. В-третьих, западный подход к составлению учебного плана, расписанию занятий и отношению к студенту. Меня всегда сильно смущал российский подход в образовании, когда в тебя формально впихивают какие-то знания, ты зазубриваешь тексты наизусть, сдаешь экзамены и свободен. В МИЭФ нас учили думать и выражать свои мысли, исследовать вопрос, цифры, проводить анализ. И кроме этого, в МИЭФ учили говорить и правильно писать, излагать мысли так, чтобы продать свою точку зрения. И это самые ценные навыки, которые я вынесла во время обучения в МИЭФ, их я использую в работе каждый день.

- Вам было легко перейти на английский язык обучения?

- Да, я училась в специализированной английской школе, два месяца жила в Америке, поэтому английский язык для меня не был проблемой. Наоборот, мне доставляет огромное удовольствие говорить на английском, это мой первый язык (после русского, конечно), а МИЭФ помог разобраться в профессиональной терминологии. У меня вообще есть склонность к изучению иностранных языков. Поскольку сейчас я работаю в компании со шведским менеджментом, мне интересно разбираться в основах шведского языка. Думаю, чтобы понять людей, с которыми ты работаешь, необходимо знать их язык, культуру, психологию. Вообще работа с представителями другой культуры очень обогащает мировоззрение, учит новому. И если говорить про рабочую этику, нам есть чему поучиться у немцев, англичан, шведов и в целом у европейцев. Они очень организованные, много знают, любопытные, не ленивые, не перестают «копать» и тебя держат в тонусе постоянно.

- Ваша карьера в России проходит исключительно в зарубежных компаниях, это осознанный выбор?

- Конечно. На данный момент я не представляю себя в российской компании. Потому что менталитет и рабочая этика там совершенно другие и в маркетинге это более очевидно, чем в других отраслях. С точки зрения маркетинга я не вижу ни одной российской компании, в которой я смогла бы получить такой опыт и знания, какие получаю в иностранных компаниях.

- А работать за границей?

- Такую возможность я рассматривала, но в итоге приоритезировала развитие карьеры в России.

- А в какую страну вы бы согласились поехать не только работать, но и жить?

-Скорее всего, в Великобританию, у меня там много друзей, да и интересных возможностей тоже. Если не Великобритания, то Франция или Испания. Я знаю французский и испанский языки, поэтому мне было бы гораздо легче адаптироваться именно в этих странах.

- У вас очень насыщенный рабочий график и мало свободного времени, как удается его эффективно распределять?

- Хорошее планирование календаря. Так случилось, что с переходом в Avito я многое поменяла в своей жизни. Например, занялась спортом, пошла на плавание, стала более активно заниматься теннисом, чаще встречаться с друзьями. Вообще мой круг общения расширился. Ключ к успеху – планировать каждый день; мой календарь расписан с 8 утра до 10 вечера, включая выходные, на две недели вперед. Иначе я просто не смогу планировать свою жизнь. Но, конечно, спонтанность иногда тоже нужна, процентов на 30%. Если больше, мне уже некомфортно, потому что рисков и адреналина мне хватает на работе. В жизни сюрпризы люблю «принимать» дозировано.

- В Avito у вас появилось больше свободного времени?

- Нет, я сейчас очень много работаю. Просто для меня перемены в какой-то одной сфере влекут за собой перемены и в остальных сферах моей жизни. Я глубоко убеждена, что «под лежачий камень вода не течет», и я чувствую моменты, когда нужно что-то поменять. Наверное, поэтому решилась расстаться с благополучной карьерой в компании Coca-Cola и погрузиться в совершенно новую для меня отрасль.

- А что для вас является наилучшим отдыхом?

- По-разному. Я очень люблю ходить, включаю музыку и гуляю по паркам, вдоль реки. Могу встретиться с друзьями, но мне также необходимо подпитывать силы в одиночестве. С 15 лет я вышиваю большие картины, в среднем на работу уходит три года, потом дарю их семье. Я сажусь вышивать и для меня это как медитация; буквально терапевтическое действие оказывают цвета, а в одной вышивке их больше ста. Еще я играю на пианино, подбираю на слух, пою. Периодически езжу смотреть на соревнования по большому теннису, так как очень люблю этот вид спорта.

- В институтах скоро начнутся вступительные экзамены, какой совет вы бы дали ребятам, которые еще только определяют свою будущую специальность?

- Выбрать то, чем реально интересно заниматься. Многие идут по принципу «папа сказал» или «вся семья училась на врача и я пойду», есть еще вариант - «легко поступить». Но если человек поступает в институт не для галочки, важно понять, что нравится, какая деятельность доставляет удовольствие, а дальше, наверное, нужна удача.

Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ
Интервью на английском языке >>>