Международный институт экономики и финансов

«От обучения в МИЭФ у меня остались самые положительные впечатления»

Михаил Савкин – выпускник МИЭФ и сейчас занимает должность Global Strategy & Development Director, в компании Schneider Electric (Франция). В интервью порталу МИЭФ он рассказывает о своей карьере и учебе.




- Михаил, расскажите, пожалуйста, почему вы решили выбрать именно МИЭФ, когда поступали в университет?

- Основными преимуществами МИЭФ для меня были возможность получить двойной диплом и обучение на английском языке. Я к тому времени уже пожил за рубежом и хотел сохранить владение иностранным языком на высоком уровне. Сдав экзамены, я бесплатно проходил на факультет экономики, а еще мог поступать на МИЭФ. Мы с родителями решили, что за двойной диплом и обучение на английском стоит платить.

- Какие впечатления у вас остались от обучения в МИЭФ?

- У меня остались самые положительные впечатления от обучения в МИЭФ. И преподаватели были хорошие, и студенты отличные. Я всегда был немного «ботаник», и мне нравились все курсы. Показателем высокого уровня обучения в МИЭФ для меня служит в частности то, что мои положительные впечатления со временем никак не изменились. Хотя потом я учился еще, и в университетах высокого мирового уровня. Кроме того, благодаря обучению в МИЭФ я смог получить стипендию для учебы в London School of Economics (LSE), покрывшую как стоимость обучения, так и стоимость проживания.

- А где вы учились потом?

- Я закончил бакалавриат МИЭФ и сразу после этого поступил в магистратуру LSE. От нее у меня, кстати, остались не такие положительные впечатления, как от МИЭФ. Потом, уже поработав, я поступил на МВА в INSEAD во Франции, которая до сих пор остается для меня синонимом самых высоких стандартов в образовании. Однако сравнивать INSEAD с МИЭФ с точки зрения «лучше/хуже» неправильно, потому что МВА – это уже образование для взрослых и, хотя качество работы профессоров в INSEAD было высокое, гораздо больше интереса для меня представляли коллеги-студенты, с которыми мы вместе осваивали новые знания в команде. Все они уже были профессионалами, поэтому общение с ними играло большую роль в моем обучении. В бакалавриате такое, понятно, невозможно. Однако, если бы у меня спросили, что поменять в МИЭФ, как сделать его еще лучше, я бы сказал – добавить командной работы и обучения через действие. Это то, чем человек будет заниматься в будущем, и то, чему лучше учить как можно раньше.

- Почему у вас от LSE остались не такие положительные впечатления, как от МИЭФ?

- Тут есть как объективные, так и субъективные факторы.

- Во-первых, я не очень удачно выбрал программу. Она была рассчитана скорее на людей без мощного экономического бэкграунда. Соответственно, многое из того, что там преподавалось, я уже знал.

- Во-вторых, у LSE нет кампуса и после занятий все студенты разъезжались по своим делам. Близких отношений у меня ни с кем из них не сложилось. Для меня это скорее минус.

- Как сложилась ваша карьера после окончания магистратуры?

- Закончив LSE, я пошел работать в консалтинг, в компанию McKinsey. Вернулся в Москву и три года работал в московском офисе компании. Потом мне оплатили обучение в МВА и я поехал учиться в INSEAD. Этот университет находится под Парижем, но контингент студентов там совершенно международный. Закончив МВА, я остался работать в офисе нашей компании во Франции, а потом принял решение перейти в индустрию, в компанию Schneider Electric. У меня достаточно классическая для консультанта карьера. Я пришел на стратегическую позицию, это обычный для консультанта способ попасть в индустрию. На операционную позицию сразу не берут: дают пару лет, чтобы понять, что происходит в бизнесе, познакомиться с руководителями разных подразделений и решить, что хочешь делать дальше. «Шнeйдер» был моим клиентом в консалтинге. Во время своей работы консультантом я успел познакомиться с людьми, которые там работают.

- Почему вы решили уйти из консалтинга?

- По двум причинам. Во-первых, в какой-то момент я начал думать, что вот, я такой умный, даю советы, но никакой ответственности не несу. Если ты во что-то веришь, хочется увидеть, как твои решения воплощаются в жизнь, нести за это ответственность. Во-вторых, я решил сменить сферу деятельности. В консалтинге последнее время я занимался автомобильной промышленностью и решил вернуться к более интересным мне темам энергоэффективности.

- Что бы вы посоветовали нынешним выпускникам МИЭФ – учиться в магистратуре в России или за границей?

- Я бы всегда рекомендовал по возможности поучиться за границей. Это очень полезный опыт. Он меняет взгляд на мир. Это обогащает. Я не призываю оставаться за границей работать, но поучиться там полезно. Тем более, после западной магистратуры найти работу в России не сложнее, чем после российской магистратуры. Во Франции, например, это не так. Там международная магистратура не котируется. У нас котируется.

- А где на ваш взгляд интереснее работать?

- Работать везде интересно. Опыт работы в разных странах – это тоже хорошо. Реалии ведения бизнеса очень разные. Рынки разные. Работа консультанта с российскими и международными клиентами происходит по-разному. В России консультанты подменяли руководство среднего звена компании, становились партнерами руководства. В Европе есть задача, консультант ее выполняет, все, до свидания, спасибо. Кроме того, в России больше возможностей для улучшения, и это дает больше маневра. При этом то, что ты хочешь сделать, делается существенно медленнее, чем в Европе.

- Какие личные качества важны для человека, который хочет пойти в консалтинг?

- Для консультанта важнее всего быть любопытным и учиться новому.

- Многие выпускники МИЭФ идут работать в консалтинг после выпуска. Что бы вы им пожелали?

- Я бы пожелал обратить внимание на баланс работы и личной жизни. Работы много, она интересная, но должно быть еще что-то, кроме нее. Тебе никто не скажет: «что-то ты заработался, пора домой». Надо с этим справляться самому. Еще консалтинг – хорошая возможность посмотреть на разные компании, разные индустрии, разные бизнесы. Однако со временем придется определиться, в какой индустрии вы хотите работать, чего достичь, и стоит ли для этого оставаться в консалтинге. Я бы посоветовал задаться этим вопросом как можно раньше. 

Екатерина Рылько, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ

Интервью для портала ВШЭ (октябрь 2015) >>>