Интервью с Владимиром Мухарлямовым, выпускником бакалавриата 2008
Родители Владимира — врачи, кандидаты медицинских наук. Дед со стороны отца, профессор Кузьмичев Александр Павлович, был заместителем директора по научной работе института скорой помощи им. Склифософского. Брат деда со стороны матери, академик Мухарлямов Юрий Мухамедович, являлся основоположником многих методов лечения в кардиологии и участвовал в подготовке космонавтов страны. Можно было бы предположить, что Владимиру просто предначертано построить свою профессиональную карьеру в области медицины. Его брат продолжил семейную линию медиков и сейчас проводит исследования в Гарвардской медицинской школе, но сам Владимир выбрал другой путь и начал строить карьеру в сфере экономики.
Итак, откуда же появился интерес к экономике?
Когда я учился в десятом классе Московского химического лицея №1303, никакой экономики еще и в помине не было — я серьезно занимался химией, физикой и математикой. Однако в одиннадцатом классе я понял, что занимаясь естественными или техническими науками, мне будет сложно реализовать себя в полной мере. Меня больше привлекала карьера в той сфере, где бы пригодились не только интеллектуальные способности, но и навыки межличностного общения. Экономика с ее многочисленными сферами применения казалась идеальным вариантом. Изучая ее, я смог бы объединить мой технический склад ума и природное любопытство по отношению к окружающему миру. Речь идет не о мире, в котором физики изучают свойства тел, падающих на землю, а о вселенной, в которой взаимодействуют люди, предприятия и государства. Это одна из самых молодых наук, которая готовит нам еще много интересных открытий. Разве это может не привлекать? Остановившись на экономике, выбрать вуз мне было совсем не сложно. К моменту моего поступления в 2004 г. Высшая школа экономики уже прочно удерживала первенство среди экономических вузов России. Люди, с которыми я советовался относительно места учебы, а среди них были и государственные служащие, и предприниматели, все, как один, рекомендовали этот вуз.
А почему Вы решили учиться именно в МИЭФ?
Я выбрал МИЭФ, потому что знал, что окончив его, мне будет проще поступить в магистратуру западного университета. Ведь МИЭФ дает уникальную возможность получить сразу два диплома: студенты учатся и получают дипломы в Высшей школе экономики и в Лондонском университете. В конце концов, мне хотелось учиться на английском языке, чтобы довести уровень владения им до совершенства.
Расскажите, пожалуйста, об участии ЛШЭ в процессе вашей учебы в МИЭФ.
Во-первых, ЛШЭ предоставляет разнообразные учебные материалы, в том числе сборники экзаменационных заданий. Во-вторых, это доступ к разнообразным он-лайн ресурсам и архивам академических журналов. В-третьих, это работа преподавателей ЛШЭ в МИЭФ, которые помогают лучше осваивать материал лондонской программы. С преподавателями ЛШЭ можно вступить в контакт, например, по электронной почте, и задать вопросы по тому или иному предмету. Некоторые студенты при поступлении в западные университеты берут рекомендации у преподавателей ЛШЭ, с которыми они работали во время учебы в МИЭФ. Каждый год МИЭФ предоставляет двум лучшим студентам стипендии на обучение в летней школе ЛШЭ.
А как студенту МИЭФ удается справляться с большим объемом новой информации и материалами лекций, усваивать новые экономические понятия?
На этот счет могу дать совет, исходя из своего опыта. Я всегда старался понять предмет настолько хорошо, чтобы я мог объяснить его другим людям, потому что объяснять кому-то намного сложнее, чем понять самому.
Заканчивая бакалавриат МИЭФ, Владимир выбрал темой своего диплома «Сравнительный анализ методов ценообразования опционов», и теперь он свободно рассуждает на тему финансового кризиса в мире.
Существующие методы оценки и прогнозирования стоимости активов потерпели фиаско, раз с их помощью не удалось предсказать событие такого масштаба, как этот кризис. Это означает, что в будущем будут разработаны новые методы. Они должны учитывать, в том числе, изменившуюся конъюнктуру в мире финансов. Гораздо большую роль в ценообразовании активов будут играть вопросы, связанные с ликвидностью и с асcиметрией информации.
Если коротко описать хронологию кризиса, то все началось с кредитного кризиса. В ходе секьюритизации банки, выдававшие ипотечные кредиты, сводили эти кредиты в пулы и перепродавали их внешним инвесторам с целью получения дополнительного финансирования. Однако риск-менеджеры недооценили вероятность дефолта по кредитам, в частности, одновременного дефолта со стороны многих заемщиков. Ситуация осложнилась падением цен на недвижимость. Кредиты брались под залог покупаемой недвижимости, которая на момент дефолта стоила меньше, чем на момент покупки. Таким образом, банки были вынуждены переоценивать свои активы и списывать убытки. В конце концов, ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами, которые выпускали банки, упаковывались в другие продукты и перепродавались уже другими финансовыми институтами по многу раз. Соответственно, дефолт по одному кредиту по спирали приводил к убыткам превышающим сумму кредита во много раз.
При более жестком регулировании, в частности, в рамках раскрытия информации, можно было бы избежать столь серьезных последствий на финансовом рынке, которые перекинулись на реальный сектор. В нынешней ситуации финансовые институты опасаются вкладывать и без того дефицитные средства в рискованные продукты, однако в будущем их будет в большей степени ограничивать более жесткое законодательство.
Владимир, что бы Вы пожелали будущему студенту МИЭФ?
Я перефразирую Паскаля: очень важно иметь возможность неограниченного роста, какой бы низкой ни была его вероятность. Главное, чтобы всегда был шанс достичь недостижимых высот, будучи при этом застрахованным от падения в пропасть.