• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Покровский бульвар, д. 11, корпус T, Москва, 109028

Тел.: +7-495-580-89-19

E-mail: icef@hse.ru

Как добраться >>

Руководство
заместитель директора по академическим вопросам Замков Олег Олегович
Заместитель директора по науке Никитин Максим Игоревич

«Магистратура МИЭФ очень хорошо готовит к учебе в зарубежной аспирантуре»

Мария Куракина училась и в бакалавриате, и в магистратуре МИЭФ, а в этом году поступила на PhD-программу по финансам Калифорнийского университета в Беркли. >>

Мария Куракина училась и в бакалавриате, и в магистратуре МИЭФ, а в этом году поступила на PhD-программу по финансам Калифорнийского университета в Беркли. В интервью она рассказывает об учебе в МИЭФ, своих научных интересах и том, что нужно сделать, чтобы стать аспирантом одного из ведущих университетов США. 

— Как получилось, что ты стала студенткой НИУ ВШЭ и МИЭФ?

—Я со школьных лет хотела учиться именно в Вышке и именно в МИЭФ. Во-первых, так как считала, что это ведущий вуз страны, в котором работают лучшие российские и зарубежные преподаватели и в котором активно внедряются современные методы обучения и ведения исследований. Во-вторых, меня привлекала программа двух дипломов МИЭФ. В девятом классе я поступила на подготовительные курсы при ВШЭ, а в десятом-одиннадцатом — пошла учиться в гимназию №45 г. Москвы, которая тесно сотрудничала с ВШЭ, на программу International Baccalaureate. Это международная программа, после обучения на которой ты получаешь диплом о среднем образовании, эквивалентный A-Level, то есть признаваемый за рубежом. Все это помогло мне поступить в МИЭФ и в дальнейшем успешно учиться. 

— Почему после бакалавриата ты решила продолжить обучение в магистратуре?

— Для меня не стоял вопрос, идти или не идти в магистратуру МИЭФ, так как магистратура МИЭФ — естественное продолжение бакалавриата. Я собираюсь заниматься наукой,  и магистратура — необходимая ступень.

— Как тебе учеба в МИЭФ? Какие курсы и преподаватели запомнились?

— Обучение и бакалавриате, и в магистратуре было очень насыщенным, интересным и сложным. Используется европейский подход, когда на аудиторных занятиях дается основа, а на экзамене ты должен показать больший объем знаний, который осваиваешь самостоятельно. Это всегда некий вызов студенту: справится он или нет.

Самыми интересными для меня предметами в бакалавриате были эконометрика (доц. О.О.  ЗамковВ.И. Черняк), количественные методы в финансах (доц. С.В. Гельман) и история западной философии (проф. Кристер Сайрсингх). В магистратуре мне особенно запомнился курс по современным теориям финансов, который вели приглашенные профессора (проф. Димитриос Цомокос и проф. Бранко Урошевич), а также курс по международному финансовому менеджменту (доц. Мари-Анн Бечингер). Все дисциплины были не только сложными и содержательными, но при этом  еще и блестяще читались.

— Каковы твои научные интересы? Чему посвящена твоя дипломная работа?

— Сфера моих научных интересов — экономика домохозяйств и риск-менеджмент. Тема моей дипломной работы в бакалавриате — «Изменение структуры расходов и доходов российских домохозяйств в 2007-2010 годах», научный руководитель — PhD по социологии, к.э.н., профессор О.Е. Кузина. Тема моей магистерской диссертации – “Influence of mergers and acquisition on the default risk of the acquiring firm”, научный руководитель — PhD по мировой экономике, доцент Мари-Анн Бечингер. Последняя тема мне сейчас очень близка. В диссертации я анализирую влияние сделок слияния и поглощения на вероятность дефолта поглощающей фирмы. Материалом для работы служат данные Thomson One Analytics и Thomson Reuters Datastream.

— Над какой темой ты планируешь работать во время учебы в аспирантуре?

—Это хороший вопрос. Вообще я сейчас понимаю, что в той сфере, которой я занимаюсь в своей магистерской работе, еще непочатый край для дальнейших исследований. Например, было бы интересно изучить, какие показатели риска лучше подходят для оценки вероятности  дефолта компании при поглощении ей другой фирмы. Это направление еще не слишком проработано в экономической науке, и пока я думаю заниматься им.

— Как у тебя появилось желание ехать учиться на PhD? Кто повлиял на твое решение?

— Желание ехать на PhD-программу у меня возникло еще в бакалавриате, а полностью оформилось уже в магистратуре. Я поняла, что мне нравится заниматься наукой, находить взаимосвязи между явлениями, изучать что-то, что еще никто до меня не исследовал. Думаю, у каждого человека есть предрасположенность к определенной деятельности. Примером же для меня стали такие преподаватели МИЭФ, как Максим Игоревич НикитинАнна Вячеславовна ЮркоСергей Викторович ГельманМари-Анн Бечингер и Карстен Шпренгер. Они умеют совмещать научную деятельность с преподаванием, при этом оставаясь  общительными и жизнерадостными людьми. У них же я получала рекомендации при поступлении в аспирантуру и очень им благодарна за содействие и помощь!

— Почему ты не стала поступать на PhD сразу после бакалавриата?

— Общепринятое мнение состоит в том, что лучше все-таки ехать учиться на PhD после магистратуры, так как после бакалавриата база еще не совсем достаточна. Хотя есть и исключения. Я думаю, всегда лучше делать что-то более подготовленным. Магистратура МИЭФ очень хорошо готовит к учебе в зарубежной аспирантуре, так как в ней читается много курсов необходимого уровня. Словом, у меня не было сомнений в том, что после бакалавриата нужно идти в магистратуру МИЭФ, а уже после этого — ехать на PhD.

— Большое количество выпускников МИЭФ сейчас обучается на PhD-программах или в магистратуре за рубежом. Ты с кем-то из них советовалась, прежде чем принять решение?

— Да, я советовалась с несколькими людьми. Я специально встречалась со Светланой Брызгаловой, выпускницей магистратуры МИЭФ, а ныне — студенткой PhD-программы в Лондонской школе экономики. Она поделилась со мной своим опытом, поведала о трудностях, с которыми сталкивается студент PhD-программы на первых годах обучения, рассказала о своей научной работе и об учебе в Великобритании. Другой студент, с которым я общалась — мой однокурсник по магистратуре Алексей Макарьин, который уехал учиться на программу PhD по экономике в Northwestern University, в Чикаго. От него я много узнала о жизни в США и особенностях обучения в американских университетах.

— Что, на твой взгляд, самое сложное в процедуре поступления?

— Самое сложное в процедуре поступления — это подача документов. Их нужно не только вовремя собрать, оформив необходимые мотивационные письма и резюме и согласовав с преподавателями написание рекомендательных писем, но и правильно загрузить через онлайн-форму. Что касается собеседования (очного или через Skype), то оно обычно проходит в очень доброжелательной атмосфере.

— Кто-то из вузов проводит и очные собеседования?

— Да, например, в Swiss Finance Institute меня пригласили приехать к ним на интервью. Это не просто visiting day, в рамках которого ты определяешься с выбором, а именно часть процедуры отбора, после которой они принимают решение.

— То есть у них это стандартная практика?

— Да, но вообще это варьируется от вуза к вузу: кто-то проводит интервью по скайпу, а кто-то принимает на программу без интервью - на основании документов. В данном случае меня попросили приехать.

— Транспортные расходы в такой ситуации оплачивает сам кандидат?

—Нет, все оплачивает университет. Точнее, ты оплачиваешь все сам, а они компенсируют расходы постфактум, в пределах установленной суммы. На возврат средств у меня ушел примерно месяц.

— В какие университеты США и Европы ты отправляла документы, и от кого получила предложения о зачислении?

— Я отправила документы примерно в двадцать университетов в соответствии с рейтингом PhD-программ по финансам. Предложения о зачислении я получила от UC BerkeleySwiss Finance Institute (в него входит несколько независимых региональных исследовательских центров, и меня пригласили в два — в Цюрихе и в Женеве) и Graduate School of Economics, Finance, and Management, которая находится во Франкфурте.

— На какие рейтинги PhD-программ стоит ориентироваться?

— Существует множество рейтингов. Тот, на который ориентировалась я в начале этого года, сейчас, к сожалению, стал платным. Но их достаточно легко найти в интернете. У всех рэнкингов свои критерии, но, думаю, топ-15 вузов везде примерно одинаковые.

— На какую именно из программ в Беркли ты поступила?

— Я поступила на программу по финансам в Haas School of Business – одну из старейших бизнес-школ США.

— Почему ты выбрала именно ее? Посещала ли ты кампус?

— Мои преподаватели посоветовали мне остановиться на Беркли, как имеющем наиболее сильную PhD-программу из числа тех, на которые я поступила.  Да, по приглашению университета я ездила в Беркли на visiting day, где познакомилась с профессорами и нынешними студентами PhD-программы. Эти люди показались мне интеллигентными, доброжелательными, среди них было несколько ведущих ученых в области экономики (Dr. Martin Lettau, Dr. Hayne E. Leland, Dr. Dmitry Livdan и еще ряд профессоров). Условия обучения и проживания для студентов  тоже очень хорошие.

— Долго ли ты принимала решение? Что стало решающим фактором?

— Я не сказала бы, что очень долго. Выбор уже существенно ограничивается исходя из списка вузов, которые предлагают тебе зачисление.  Конечно, сначала я советовалась со знающими людьми. Cуществует разница между европейским и американским образованием, были и другие факторы из серии «Америка далеко, а Европа рядом». Но в итоге я все-таки решила, что качество образования важнее расстояний.

— Ты получила стипендию?

— Да, американские и европейские вузы предлагают PhD-студентам стипендию на обучение и проживание на различных условиях. В моем случае стипендия подразумевает работу в университете в качестве teaching/research assistant начиная со  второго года обучения.

— Ты будешь жить в общежитии на кампусе или снимать квартиру?

— Я решила, что  на первом году обучения буду жить в общежитии, а дальше будет видно.

— Скоро ты уедешь из России минимум на 5 лет. Что чувствуешь по этому поводу?

— Честно говоря, я несколько переживаю по поводу отъезда на длительный срок. В Москве остаются мои родители, друзья и родная Вышка. Надеюсь, что я буду часто приезжать домой и расставание не будет слишком трудным.

— Что ты посоветуешь выпускникам МИЭФ, которые будут поступать на PhD в следующем году?

— Посоветую заранее определиться с вузами, изучить условия поступления и не пропустить дэдлайн!

Никита Крыльников, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ

Интервью на английском языке >>>