«Мне всегда казалось, что не стоит ограничивать свой выбор только карьерой в России»
Ислам Утягулов заканчивает обучение на втором курсе магистратуры МИЭФ, а в июне начинается его полугодовая стажировка в лондонском подразделении финансовой группы Barclays. В интервью он рассказывает о том, что нужно сделать, чтобы пройти отбор.
— Почему ты решил продолжить обучение в магистратуре МИЭФ?
— Мне хотелось получить хорошее образование в области экономики и финансов. Изначально я поступал в МФТИ, так как в школе хорошо давалась математика и физика, но через некоторое время я понял, что это, скорее всего, не мое, а появившиеся на втором курсе предметы — макро- и микроэкономика — заинтересовали и у меня появилось желание узнать об этой сфере больше. По мере обучения я начал склоняться к работе либо в консалтинге, либо в инвестиционном банкинге, но понимал, что без дополнительных знаний устроиться в эти отрасли будет не так-то просто. С определенного момента у меня было две альтернативы (МИЭФ и РЭШ), но программа МИЭФ меня больше заинтересовала с точки зрения содержания и учебных курсов. Немаловажным фактором было и участие Лондонской школы экономики и соответствие программы ее стандартам, а также английский язык, на котором идет учеба. На программе обучается большое количество выпускников Физтеха, также как-то раз к нам приезжал с презентацией ее руководитель, Максим Игоревич Никитин, так что у меня была возможность составить о ней впечатление.
— Ты поступил в МИЭФ по окончании бакалавриата?
—Я поступил в МИЭФ, когда заканчивался пятый курс в Физтехе, и получается, что последний год там совпал с учебой на первом курсе магистратуры МИЭФ. Я знаю людей, которые параллельно учатся в двух магистратурах, у меня же получилось небольшое «смещение»: я дописывал диплом в Физтехе и параллельно ходил на лекции и семинары в МИЭФ.
— Как у тебя появился вариант со стажировкой в Barclays?
— Мне всегда казалось, что не стоит ограничивать свой выбор только карьерой в России. В тот же Barclays я подавал документы и ранее, но на тот момент еще не настолько хорошо владел английским и не очень удачно прошел некоторые отборочные тесты. Можно сказать, что я реализовал свою давнюю идею. Возможно, это связано с тем, что у меня никогда не было каких-то самоограничений на место проживания: сам я из Ташкента. В Москве я освоился, у меня много друзей как из МИЭФ, так и из МФТИ. Каждый человек сам решает, где ему предпочтительнее жить и чем предпочтительнее заниматься. Может быть, я и хотел бы остаться в Москве, но для человека, который хочет стать квантом (сокр. от quantitative analyst), здесь не так много потенциальных мест для трудоустройства и развития. Лондон же предоставляет гораздо больше возможностей в этом отношении, однако я уверен, что уезжаю не навсегда. Все-таки за эти семь лет Москва стала для меня очень близким по духу городом и здесь сейчас все мои друзья!
— Что представляет собой процесс отбора?
— Все начинается стандартно: ты подаешь заявку и заполняешь анкету на их сайте. Потом они предлагают пройти несколько тестов на общую логику и решение математических задач. Это так называемые SHL-тесты — стандартные тесты, которые широко используются фирмами при отборе персонала. После этого было очное интервью.
— То есть cразу после прохождения тестов в Москве ты полетел в Лондон?
— Нет, еще до отбора в Лондоне у меня было интервью с управляющими директорами в Москве: была большая презентация компании, после которой они беседовали с заинтересовавшими их кандидатами. Презентацию проводили двое директоров, с одним из которых у меня было небольшое собеседование. На нем также просили решить ряд задач по математике, теории вероятностей, стохастическому анализу. Также проверялось знание программирования, или, скорее, умение мыслить как программист — можешь ли ты составить какой-то несложный алгоритм. В общем, больших проблем это не составит, если ты «в теме» и занимался этим некоторое время. Кроме того, конечно, на этом этапе очень пригодился ряд предметов, прослушанных мной в МИЭФ, в частности, курс “Financial Economics”, который читает Карстен Шпренгер, и вообще я хотел бы выразить благодарность всем своим преподавателям, которые сделали обучение интересным и запоминающимся!
— В России собеседование проходило на русском или на английском?
— Один из директоров был из Германии и с ним мы, разумеется, общались на английском. Другой, Владимир Питербарг, сам выпускник МГУ, и с ним мы могли общаться и на русском, особенно во время неформальной части, во время фуршета.
— Сколько человек участвовало в процессе отбора на московском этапе?
— Точно не скажу, но людей было много. Одно собеседование идет примерно двадцать-тридцать минут, я был записан на девять утра и, когда я подошел, к HR-менеджеру, увидел, что очередь у нее расписана до шести вечера — процесс шел очень интенсивно. Через некоторое время мне сообщили, что я прошел на следующую стадию отбора, и я начал делать британскую визу.
— Все расходы при этом каждый кандидат оплачивает самостоятельно?
— Нет, перелет в Лондон и проживание в отеле оплачивала компания. В этом же отеле и проходили все отборочные мероприятия.
— Что было в Лондоне?
— Все мероприятия состоялись в один день, началось все с раннего утра — где-то с восьми часов. Вначале все, кто прошел на этот этап, встретились в отеле. На финальный этап прошло двадцать человек из самых разных стран, в том числе четверо из России, из них двое — из Москвы. Затем было четыре интервью: два по математике, одно по программированию и одно общего плана, с одним из представителей топ-менеджмента. Также был тест по математике, минут на сорок. В нем —примерно тридцать-тридцать пять задач в формате теста. Проверяются знания математического анализа, линейной алгебры, дифференциальных уравнений, вычислительной математики, стохастического анализа и программирования — не сказать, что было очень сложно в плане содержания, но из-за большого количества задач на решение каждой отводится очень мало времени, буквально минута! Еще у нас была деловая, или, скорее, «трейдинговая» игра: мы разделились на четыре команды по пять человек в каждой.
— Что представляет собой «трейдинговая» игра?
—Основная идея в следующем: существует некий актив, стоимость которого неизвестна. У каждой команды есть карточка, на которой написано число от одного до пятнадцати. Каждой команде известно только ее число, реальная же стоимость актива равна сумме чисел на всех карточках. Игра проходит в несколько раундов, в каждом из которых одна команда предлагает, за сколько она готова купить или продать данный актив, и совершает несколько транзакций. Поскольку никто не знает реальной стоимости актива, каждая команда формирует некоторые ожидания по поводу его цены, кроме того, каждой команде с каждым раундом становится известна одна новая карта. Цель игры — получить максимальную прибыль по итогам всех раундов. В общем, это чем-то напоминает игру в покер.
— Как определяется победитель?
—В конце игры все показывают свои карточки и подсчитывается результат. Кстати, это не так-то просто — подсчитать итог игры без калькулятора — и многие ошибались.
— Какое место в итоге заняла твоя команда?
— Мы заняли только третье место. Нам немного не повезло: по набранным баллам мы были рядом со второй командой. Но, наверное, одним из решающих факторов в получении оффера является не столько место, занятое в деловой игре, сколько готовность брать на себя ответственность и инициативу, быть лидером. И именно это качество мне удалось продемонстрировать: я взял на себя роль капитана, то есть озвучивал решения команды по ценам покупки/продажи в каждом раунде и высказывал свое мнение при отсутствии общего решения.
— То есть игра была финальным этапом отбора?
— Нет, хронологически все было выстроено следующим образом: сначала был тест, который я упомянул выше, потом довольно-таки интересная игра, а после нее уже начались собеседования, по программированию и общего плана. После этого был обед, организованный так, что за каждым столом был кто-то из представителей компании, и в рамках неформального общения ты мог задать интересующие тебя вопросы. Ну а после обеда было два интервью по математике. Наконец, нас опять собрали всех вместе, поблагодарили за участие и сказали когда будут известны результаты. На этом моя эпопея по трудоустройству в Barclays завершилась.
— О том, что тебя берут, ты узнал, уже вернувшись в Россию?
—Да, насколько я помню, лондонский этап отбора прошел в пятницу, домой я вернулся в субботу. Мне позвонили, кажется, в понедельник или во вторник и сообщили, что я принят на стажировку. Вскоре после этого я получил и официальное письмо от менеджера по персоналу.
— Можешь вспомнить свои ощущения в этот момент?
—Конечно, я очень обрадовался, так как после некоторых этапов у меня не было уверенности в том, что я проявил себя оптимальным образом. Скажем, игра прошла неплохо, а вот некоторые собеседования оставили смешанные впечатления. При проверке знаний по математике тебе дают задачи, и ты должен решить максимальное количество за ограниченное время. Когда решаешь одну, тебе дают следующую и так далее. Так сложилось, что я не сразу смог решить одну из задач и при этом потратил на нее достаточно много времени, но после этого собрался и решил, что «была не была, но нужно идти до конца». Словом, когда я вернулся и меня начали расспрашивать друзья и знакомые о том, как все прошло, я честно не знал, что им ответить, поэтому, когда мне позвонили и сообщили результат, я был очень счастлив. Хотя сейчас, чем меньше остается времени до отъезда, тем более странные ощущения я испытываю. Чем-то это напоминает поступление на первый курс института.
— Сколько всего времени в итоге занял процесс отбора?
— Примерно три с половиной месяца. В августе прошлого года я заполнял анкету на сайте, в сентябре было собеседование в Москве, в конце ноября — очный тур в Лондоне.
— Когда у тебя начинается стажировка?
— 23 июня. До конца декабря я точно буду в Лондоне.
— Получается, твой контракт рассчитан на полгода. Что будет после его окончания?
— Все будет зависеть от моих достижений. Во время стажировки постоянно проводятся различные мероприятия, позволяющие оценить эффективность работы сотрудника. Скорее всего, если все будет хорошо, мне предложат полноценный контракт.
— В Лондоне находится большое количество выпускников бакалавриата и магистратуры МИЭФ. Ты уже с кем-то связывался ?
—Еще нет. Но конечно, когда приеду в Англию, обязательно постараюсь наладить контакты.
Никита Крыльников, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ