Мария Морозова: «МИЭФ и Принстон научили меня тому, что нет ничего невозможного»
- Мария, как и почему вы решили поступать в МИЭФ? Чем руководствовались? Что вас привлекло?
Причин было несколько. Во-первых, я знала, что хочу поступить в бакалавриат в области экономики и финансов, и была уверена, что НИУ ВШЭ — это университет, который мне подходит.
МИЭФ привлек меня, прежде всего, своей международной репутацией и возможностью получить диплом Лондонского университета. Я уже тогда планировала продолжить обучение за рубежом. Кроме того, меня привлекало обучение на английском языке, разнообразие предметов и возможность учиться у преподавателей со степенью PhD ведущих зарубежных университетов. От знакомых я также слышала положительные отзывы о программе.
- Что вспоминается об учебе в МИЭФ?
В первую очередь, конечно, люди. Мне повезло завести замечательных друзей, с которыми мы прошли через все взлеты и падения за 4 года обучения. Вспоминаю с удовольствием много радостных и счастливых моментов. Учеба была интенсивной и требовательной, но в то же время интересной и интерактивной. Много предметов действительно увлекали.
Мне часто вспоминается небывалый спрос на семинары некоторых преподавателей, когда в кабинетах заканчивались места, и приходилось приносить дополнительные стулья и столы. Помню, как на первом курсе, когда мы учились на Шаболовке, в субботу в 7 вечера дополнительная консультация по матанализу у Петра Павловича Лукьянченко собрала так много студентов, что они сидели даже в проходах.
В этой атмосфере было что-то особенное: каждый пытался получить информацию, которая пригодится для выполнения домашних заданий и на экзаменах. Этот академический «азарт» — то, чего мне не хватало в Принстоне. Там было в разы меньше ситуаций, когда студенты были готовы совершать такие «подвиги».
Множество моментов вспоминаю с улыбкой: веселые экзамены по бухучету у Олеси Сергеевны Кондрахиной, где можно было приносить счёты или приходить в новогодних костюмах, и тяжелые лекции и семинары Аллы Александровны Фридман по микро- и макроэкономике.

- А из внеучебных занятий что запомнилось? В чем вы принимали участие?
С одногруппниками мы много времени проводили вне учебы. Мы много путешествовали — ездили вместе в Сибирь, Сочи, Екатеринбург, Калининград и Турцию.
Самые яркие воспоминания связаны с легендарными Днями Рождения МИЭФ. Когда я попала на первый в 2018 году, я была просто изумлена масштабом этого события. В последующие годы это всегда было событием, которого все с нетерпением ждали. Мне кажется, такого нет нигде, кроме МИЭФ.
В феврале 2020 года мы с ребятами организовывали TEDxHSE – конференцию в формате TED (ред. аббревиатура от англ. Technology Entertainment Design; Технологии, развлечения, дизайн). Я была в команде, которая помогала с проведением мероприятия. Получилось очень классно и интересно — мы пригласили много замечательных спикеров как из МИЭФ, так и из других организаций.

- Самые важные уроки МИЭФ? Какие они?
Наверное, самое главное, чему меня научил МИЭФ, — это как достигать максимальных результатов при ограниченном времени и знаниях. При сложной и интенсивной учебе достичь идеала во всем и всегда было бы нереально. За 4 года я научилась извлекать из своих знаний максимум результата. Например, если на экзамене встречался вопрос, на который я не знала точного ответа, я писала то, что казалось логичным и имело смысл. И нередко получала за это баллы.
Эта аналогия применима не только к экзаменам, но и к жизни в целом — важно уметь грамотно распределять свое время и ресурсы, применять аналитическое мышление и выходить из незнакомых ситуаций. В жизни невозможно всегда делать все на 100%, но нужно уметь извлекать максимум из того, что есть. Именно этому меня и научил МИЭФ.

- Какой совет вы бы дали самой себе, тогдашней студентке МИЭФ?
Я бы посоветовала себе продолжать двигаться к своим целям, наслаждаться жизнью и меньше переживать о том, что невозможно изменить. Окружать себя людьми, которые верят в меня и в мое будущее, и стараться избегать негатива и завистников.
- Мария, расскажите, как вы поступали и учились в Принстоне? Насколько сложно это было?
Я поступала на магистерские программы в разных странах: США, Англии, Швейцарии и даже в Австралии. Главный критерий - чтобы программа была интересной. Я смотрела на финансовые программы с уклоном в количественные финансы, более математические направления. На Принстон я, честно говоря, не делала больших ставок. Мне казалось, что попасть в Лигу Плюща — это что-то нереальное. Однако, получилось.
Отбор был сложным: нужно было заполнить весьма трудную заявку с тремя рекомендациями, мотивационным письмом, затем пройти математический тест и два интервью. В нашем классе было всего 23 человека из примерно 800 поступающих, то есть acceptance rate (ред. процент зачисления) составляет меньше 3%. Эта программа на данный момент занимает первое место в мире по количественным финансам, что также было для меня важным фактором и с точки зрения карьеры, и с точки зрения узнаваемости, поскольку я понимала, что громкое имя помогает строить карьеру за границей.

- Чем обучение в МИЭФ отличается от учебы в Принстоне?
Самым сложным и неожиданным после МИЭФ для меня в Принстоне стала кардинально другая структура обучения. Если в МИЭФ было много семинаров, то в Принстоне они практически отсутствуют. Есть понятие "precept" — мини-сессии, где старшие студенты или аспиранты помогают чуть лучше понять материал, но это совсем не то же самое, что у нас на семинарах в МИЭФ. Здесь основной акцент делается на лекции, и большую часть материала нужно обрабатывать самостоятельно дома, что, конечно, тяжело. Плюс сам материал тоже сложнее: у нас была высшая математика, стохастический анализ — это всё реально очень трудно.
- Что самое ценное, чему вас научил Принстон?
Принстон научил меня тому, что нет ничего невозможного. Я никогда не могла поверить, что окажусь в Лиге Плюща, и в какой-то момент это казалось чем-то далеким и недостижимым. Но вот я здесь, завершила обучение, и это оказалось реальностью. Главное, что я вынесла из этого опыта, — что на любую гору можно взобраться, если идти к цели шаг за шагом.

- Как складывался ваш профессиональный путь после Принстона?
Мой профессиональный путь складывался достаточно плавно и спокойно, потому что между первым и вторым курсом каждый студент моей программы обязан был найти стажировку. Я, к счастью, нашла её в банке, в котором сейчас работаю — UBS. Летом между первым и вторым курсом я прошла там 10-недельную стажировку, где хорошо себя проявила, и в конце лета мне предложили полную позицию после выпуска. Через год, сразу после выпуска из Принстона в августе 2024 года, я начала работать в том же банке, в одной из команд, с которой я взаимодействовала предыдущим летом.
Кроме того, между стажировкой и переходом на полноценную работу я прошла несколько интервью в другие фирмы, по большей части ради интереса. Но я поняла, что мне действительно нравится место, где я стажировалась, команда, с которой я работала, и поэтому я решила вернуться туда. Весь второй год я могла полноценно наслаждаться учёбой и студенческой жизнью в атмосфере своего университета, потому что не нужно было искать работу. Я знала, что она меня ждёт по окончании программы.
- Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в UBS. Что входит в сферу вашей ответственности? Какие у вас обязанности?
На самом деле, достаточно сложно объяснить, что именно я делаю, и это порой трудно объяснить даже людям, работающим в той же индустрии. Это немного иронично, потому что то, что я делаю в реальной жизни, мало связано с тем, что я изучала в университете. Моя должность называется «Финансовый трейдер» («Financing Trader»). Я работаю в команде «Финансирование» («Funding»), и, по сути, мы являемся своего рода банком внутри банка. Мы финансируем другие команды, которые занимаются торговлей ценными бумагами.
Наша команда занимается защищенными финансовыми ресурсами (secured funding) и торгует такими инструментами как repo, collateral upgrades, collateral swaps (Ред. – инструменты хеджирования рисков и управления ликвидностью финансовых институтов). Мы также отслеживаем и оптимизируем ликвидность банка, следим за эффективным использованием его активов и соблюдением всех регуляторных нормативов. Кроме того, мы активно взаимодействуем с другими командами, например, с delta one derivatives (Ред. - производные финансовые инструменты, чья цена напрямую и линейно зависит от цены базового актива), которая занимается торговлей форвардами, фьючерсами, свопами и другими производными финансовыми инструментами.
Мои обязанности очень разнообразны. Я не только торгую определенными позициями, но и помогаю оптимизировать процессы внутри команды, что включает в себя программирование и аналитику. В целом, у меня очень широкий спектр задач.

- Как развивается ваше направление работы? Какие тренды? К чему надо готовиться сегодняшним студентам, чтобы успешно найти работу через пару лет и быть востребованными?
Как мне сказал один очень мудрый человек во время моей стажировки, - «Если ты не можешь справиться с неизвестностью, то эта индустрия не для тебя». Мне кажется, это очень хорошо характеризует любые тренды в финансах: всё очень нестабильно, что с одной стороны вызывает волнение, а с другой — возбуждение. И в этом, собственно, заключается вся суть индустрии, к этому нужно быть готовыми.
Что касается трендов, то однозначно наблюдается сильный спрос на технические навыки, которые с каждым годом становятся всё более значимыми. Например, если вы не умеете программировать на Python, попасть в финансы станет действительно сложно. Сильный математический аппарат также необходим. В области количественных финансов, даже там, где раньше не было такого спроса, сейчас требования растут. На позициях в банках или хедж-фондах, даже в не самых продвинутых с математической точки зрения, всё чаще можно встретить людей после бакалавриата или магистратуры в математике, статистике или физике. Спрос на «классических» экономистов снижается.
Поэтому, если бы я могла дать совет сегодняшним студентам, я бы порекомендовала в ходе обучения уделять больше внимания математике и программированию, особенно на Python или R, которые преподаются в МИЭФ. Лично я жалею, что не уделяла больше внимания математике в МИЭФ, хотя для этого были все возможности. Если вы рассматриваете магистратуру, то имеет смысл обратить внимание на направления вроде количественных финансов, финансового инжиниринга или финансовой математики, потому что они с большой вероятностью помогут вам устроиться на работу в будущем.

- Есть ли какие-то дальнейшие карьерные планы? Или на данный момент вас все устраивает и интересно?
Пока мне сложно строить какие-то долгосрочные карьерные планы, поскольку я работаю в полном объеме всего полгода и до сих пор осваиваюсь в команде. На данный момент мне все очень интересно, я довольна своей командой и направлением работы.
В будущем, конечно, хотелось бы расти вертикально, что является моей основной целью, а также, возможно, немного перемещаться горизонтально. Например, мне кажется очень интересным направление работы с delta one derivatives. В будущем я бы рассмотрела возможность развития в этом направлении, так как эта команда очень схожа с моей и тоже занимается финансированием.
- Сообщество выпускников МИЭФ - это не миф, а реальность. Насколько вы вписаны в него? Общаетесь ли с выпускниками? Может быть, сотрудничаете в каких-то проектах?
Сообщество выпускников МИЭФ действительно существует, и оно очень большое. Оно охватывает разные страны, и я была удивлена, насколько оно распространилось по всему миру. Я знаю, что многие выпускники сейчас учатся в Англии, Франции, и активно взаимодействуют друг с другом. Я лично познакомилась с ребятами с младших курсов, которые учатся в MIT, Yale. С некоторыми встречались в Бостоне, а некоторые приезжали в Принстон или сейчас живут в Нью-Йорке. Мы продолжаем общаться, и это здорово.
Кроме того, я поддерживаю связь со своими однокурсниками, а многие из текущих студентов обращаются ко мне за советами по поступлению или различным вопросам. Я веду свой телеграм-канал, где делюсь рекомендациями по поступлению, и знаю, что многие из МИЭФ, даже те, с кем я не знакома лично, следят за ним. Это невероятно приятно, потому что чувствуется, что все готовы помочь друг другу. В какой бы уголок мира ты ни поехал, там всегда есть кто-то из МИЭФ, и это создает особую атмосферу поддержки и взаимопомощи.
- Какие книги вы бы посоветовали прочитать студентам, чтобы подготовиться к профессиональной жизни?
Нет какой-то одной книги или одного фильма, который мог бы подготовить к будущей профессиональной жизни. В реальности всё всегда будет немного по-другому. Но я всё же могу порекомендовать две книги.
Первая — это книга Алана Блайндера «After the Music Stopped». Этот профессор преподавал у меня в Принстоне, и его книга является очень известным трудом, посвящённым финансовому кризису 2007-2009 годов. Она напрямую не связана с корпоративной жизнью, но, на мой взгляд, она отлично отображает многие минусы и подводные камни индустрии, а также фокусируется на непредсказуемости, которая является её неотъемлемой частью. К тому же книга даёт очень широкое представление о мире финансов, различных инструментах и их применении. Она интересная и легко читается.
Вторая книга — «The Black Swan» Нассима Талиба. Хотя она напрямую не относится к финансам, её стоит прочитать и понять, о чём она. Как я уже упоминала, индустрия финансов очень нестабильна, и никогда не знаешь, что будет завтра или даже через час. Эта книга помогает расставить важные акценты и, в какой-то степени, морально и ментально подготовиться к работе в такой неопределённой и изменчивой сфере.
- И последний вопрос - как вы отдыхаете от работы и чем увлекаетесь?
Для меня важно, чтобы работа не была единственным фокусом в жизни, поэтому я стараюсь активно развиваться и за её пределами. Например, каждую неделю я езжу на верховую езду, регулярно занимаюсь спортом и активно учу испанский 3-4 раза в неделю с репетитором. К тому же в Нью-Йорке у меня много друзей, которые тоже переехали сюда после обучения в Принстоне. Мы часто встречаемся, играем в настольные игры, собираемся на ланчи или ужины. Для меня это очень ценно, потому что помогает ощущать, что моя жизнь сбалансирована и полноценна, а не сосредоточена только на работе.
