«Университет формирует вас как личность, а не просто учит строить модели»
Юлия Чекунаева была студенткой одного из первых наборов бакалавриата МИЭФ и выпустилась в 2003 году. Она закончила магистратуру Университета Уорвика, работала в Сбербанке и Goldman Sachs и сейчас является Директором по рынкам капитала и стратегическим инициативам, Членом Правления в En+ Group – мирового лидера по производству низкоуглеродного алюминия и возобновляемой энергии. В интервью Юлия рассказала нам об учебе в Лондоне и США, о любви к гонкам и о том, как новые социальные ценности меняют бизнес-среду.
Как мама нашла для меня МИЭФ
О новой программе узнала моя мама – буквально увидела на Чистопрудном бульваре презентацию института и познакомилась с Олегом Олеговичем Замковым. Родители решили, что мне нужно идти путем инноваций – ничего подобного программе двух дипломов по экономике на тот момент в Москве не было. Мне до сих пор нравятся новые и дерзкие идеи, и в тот момент я была очень рада пойти на эксперимент. Я не думала о риске. Скорее о том, что два диплома – это лучше, чем один, и что возможность учиться на английском языке открывает множество карьерных путей, как в России, так и за ее пределами. Как мы выясняем по прошествии 20 лет – выбор был сделан верный.
До МИЭФ я училась во французской спецшколе и параллельно в российско-британском колледже, где получала сертификат о втором среднем образовании, эквивалентный британскому. Поскольку я уже вступила на путь двойного российско-британского образования, то МИЭФ был для меня идеальным продолжением учебы на уровне университета. Мы подали документы в МИЭФ, британские сертификаты отправили в Лондонский университет, мою кандидатуру одобрили, и я поступила на программу двух дипломов.
Как я училась в Англии
По завершении программы бакалвриата в МИЭФ я сразу же пошла работать в Сбербанк, но все еще хотела продолжить изучение финансовых рынков, особенно меня интересовала часть оценки финансовых инструментов. На 4 курсе я подала документы во все британские университеты, где была программа, позволявшая продолжить специализироваться на банках и финансах. Смысл учебы в Англии для меня сводился к тому, что моя специальность и профессия были связаны с финансовыми рынками и банковским делом. Лондон – это мировой финансовый центр, и было бы нелогично постигать азы профессии вне экспертной среды. К тому же с Великобританией я была связана еще со школьной скамьи.
Почему в итоге я остановилась на Университете Уорвика? Прежде чем принять решение, я всегда ищу совета у уважаемых мной людей. Это не только профессионалы в своей области, но и друзья, родственники, мнение которых я считаю важным. Дело в том, что меня приняли во все британские университеты, куда я подала документы, и сделать выбор мне очень помогла профессор Лондонской Школы Экономики – Рози Гослинг.
Выяснилось, что из всех доступных мне университетов, Уорвик был и остается одним из самых респектабельных, но в то же время, самых молодых университетов в Великобритании. В прошлом 2020 году ему исполнилось только 55 лет, у него очень современный кампус, самые новые подходы в обучении, молодые профессора. Во многом Уорвик был похож на Вышку. В Лондоне я всегда успею пожить, думалось мне, к тому же в программе Уорвика я нашла несколько очень интересных предметов в рамках моей специализации, в частности, по финансовому анализу.
В Уорвике я оказалась одним из наиболее подготовленных студентов на своей программе, и только любовь к социализации не позволила мне получить «красный диплом»
Того материала и уровня знаний, которые дал МИЭФ, было более, чем достаточно. По некоторым дисциплинам, в частности по математике, эконометрике, микроэкономике, большая часть магистерских учебников была пройдена мной еще в МИЭФ. Я чувствовала себя вполне комфортно, обучаясь на зарубежной программе и в новой для себя среде, а качественная подготовка по предметам освободила время для получения не менее важного культурного опыта, обретения интересных и полезных связей.
Почему студентам нужна не только эконометрика
Когда студенты учатся в университетах, как правило, им совершенно неясно, где применять эти знания. При этом, обширная программа факультативов многими игнорируется, но с высоты своего опыта могу сказать, насколько важно пользоваться этой опцией. Наряду с обязательными прикладными предметами вроде «Корпоративных финансов» или «Риск-менеджмента» у нас, например, был курс по социологии, который невероятно развивает мышление, понимание человеческих мотиваций и в целом общества. Я с удовольствием прошла этот курс, и сейчас осознаю всю его ценность в развитии успешной карьеры. Университет формируют вас как личность, а не просто учит строить модели. Поэтому я считаю, что очень важно уже на этапе бакалавриата использовать все возможности для развития софт-скиллз.
Когда в 2013 году мне вручали «Золотую Вышку», Сергей Михайлович Яковлев и Олег Олегович Замков сказали обо мне, что я – «тот самый студент, который задавал самое большое количество вопросов». Любопытство и желание докопаться до истины делает нас способными на большие вызовы. Конечно, схоластическая часть программы крайне важна, но есть такой университетский опыт, который учит нас «искать правды». Неважно, в какую сферу вы пойдете работать, но, если вас научили думать, критически оценивать ситуацию и задавать вопросы – все это станет подспорьем и зеленым светом в карьере.
Как я связала жизнь с энергетикой
Когда я поступила в Уорвик, то уже целый год работала в Сбербанке, куда пришла с условием, что, окончив МИЭФ, поеду на год в британскую магистратуру. Меня очень поддержали и даже оплатили несколько месяцев как отпуск. Поэтому было куда вернуться, меня ждали, я была важна коллегам, и мне искренне нравилось в Сбербанке. Тем более, Сбербанк уже в то время был крайне интересной корпорацией, где я занималась самым сложным продуктом из долговой линейки – это проектное финансирование в сфере ТЭК (нефть и газ) и металлургии – и работала с по-настоящему звездной командой. И именно там я впервые столкнулась с тяжелыми отраслями, в том числе с энергетикой.
Помимо непосредственно работы по направлению проектного финансирования мне удалось успешно вести международные проекты, например, проект комплексной трансформации Сбербанка, который начался под руководством Германа Грефа. Образование и широкий кругозор позволили успешно этим заниматься, а врожденное любопытство в вопросе «а как можно сделать лучше и эффективнее» позволяло достигать успехов в преобразовании корпоративного банка.
Я с большим удовольствием проработала в Сбербанке до 2010 года, получив бесценный опыт коммуникации с крупным бизнесом, многие из коллег стали мне очень близкими друзьями. Позже я все же вернулась в Лондон, но уже с большим управленческим стажем, когда Goldman Sachs предложил мне переехать и стать исполнительным директором по металлургии и горной добыче в подразделении Global Investment Research.
В чем польза непрерывной учебы
Сейчас я, казалось бы, уже состоявшийся специалист. Но для меня учеба – это непрекращающийся процесс. Поэтому в 2021 году я закончила Advanced Management Programme (AMP) в Гарвардской Школе Бизнеса. За пять лет до этого, когда я переходила из Goldman Sachs в En+ Group, я прошла курс по предпринимательству в Лондонской школе экономики. Не потому, что я хотела открыть собственный бизнес, а чтобы знать, как работает предпринимательская инициатива.
В тот момент я хотела разобраться, что происходит в мире за пределами моей профессиональной области, мне было совершенно неясно, что такое стартапы и как люди делают UX/UI-дизайн (пользовательский опыт/ пользовательский интерфейс – дизайн, учитывающий максимальное удобство использования наряду с эстетикой – прим.). Заодно я научилась программировать, просто из любопытства. UX/UI-дизайн оказались очень полезными в будущем при формировании команд или при взаимодействии с очень сложными контрагентами. Это в первую очередь показало мне, что в каждом элементе общения есть «пользователь», и если вы понимаете, что помогает пользователю, то вы скорее достигните наилучшего результата для вашей компании.
Я присоединилась к лондонскому офису En+ Group – мировому лидеру по производству низкоуглеродного алюминия и возобновляемой энергии – в сентябре 2016 года. Уже в 2017 году мы успешно завершили крупнейшее российское IPO на полтора млрд. долларов. На следующий год было запланировано много интересных сделок, но случились санкции, и я была одним из специалистов, работавших над программой корпоративной реструктуризации для того, чтобы выйти из-под санкций. Результата удалось добиться в 2019 году, за этот крайне интенсивный период у меня невероятно выросли лидерские качества – новый уровень захотелось как-то закрепить.
Сразу же после IPO я поехала на короткий курс в Гарвард, мне очень понравилось, и я поступила туда на программу AMP. Это был серьезный шаг, требующий больших жертв – в эти месяцы вы практически не живете, только интенсивно соображаете и пытаетесь осознать, почему в тех или иных ситуациях вы как бизнес-лидер поступаете именно так, а не иначе. Параллельно вы решаете реальные бизнес-задачи примерно для 80 крупнейших мировых корпораций в рамках обсуждаемых на программе всемирно известных HBS Case Studies.
В Гарварде я провела девять очень интенсивных месяцев, что принесло мне огромный интеллектуальный и профессиональный капитал.
После AMP вы становитесь другим человеком, профессионально и личностно, заново открывая для себя собственную целостность
Программа предназначена для топ-менеджмента – со мной учились 92 человека из крупнейших глобальных корпораций из 37 стран, средний возраст моих однокурсников составлял 40-45 лет. В результате такой учебы разительно вырастает уровень профессиональных связей. Меня окружали люди с уникальными лидерскими навыками, человеческими качествами, этикой, жизненной философией, это создает необычайно питательную среду для обмена опытом, создания частных венчуров и других совместных проектов.
Что такое ESG и почему это тренд
Сейчас я работаю Директором по рынкам капитала и стратегическим инициативам En+ Group – это крупнейший в мире вертикально интегрированный производитель алюминия за пределами Китая, а также крупнейшая в мире частная электро-энергетическая компания. Металлургический бизнес En+ Group представлен РУСАЛом. С учетом моего профессионального фокуса, я работаю из лондонского филиала EN+ Group.
Поскольку компания тесно связана с производством возобновляемой энергии и низкоуглеродного алюминия, мы не только развиваем направление ESG (Environmental, Social and Corporate Governance – направление, в рамках которого решение экологических, социальных и управленческих проблем становится частью бизнес-задач компании – прим.). Мы ведем ряд крупных международных кампаний по продвижению устойчивого развития и большей прозрачности для всей мировой отрасли алюминия. Кроме того – разрабатываем совместно с глобальными отраслевыми ассоциациями стандарты производства для «низкоуглеродного алюминия».
Я погрузилась в проблематику ESG в 2011 году в Goldman Sachs, когда впервые занялась вопросом устойчивого развития с точки зрения создания системы критериев и метрик для оценки акций публичных компаний на развивающихся рынках. Прошло почти 10 лет, и я вижу, как парадигмы бизнеса и поведения людей меняются. Мы переходим из стадии экономики человечества посредством чистого потребления в устойчивое развитие.
У современных выпускников вузов изменились ценности – они уже не мечтают заработать на дорогую машину, но хотят пойти в компанию, где будут чувствовать гордость и удовлетворение от работы
Людям важно понимать, что они сделали что-то социально значимое, и постоянно быть частью чего-то большого, глобально полезного. Кроме того, перед человечеством стоит глобальный вызов изменения климата и молодежь во многих странах ведет публичный диалог с правительством о том, что политики и принимающиеся меры недостаточны для предотвращения ужасающих последствий изменений климата. Участились вспышки эпидемий, и текущая жара в Москве и других крупных мировых центрах являются индикаторами того, что начались необратимые процессы.
Одним из ключевых элементов борьбы с изменениями климата, являются решения, принимаемые различными государствами для стимулирования снижения выбросов парниковых газов различными отраслями. Также важную роль играет внедрение новых проектов «чистой энергии», механизмов улавливания и компенсации загрязнений. В ответ на действия регуляторов происходят изменения и в корпоративном секторе. Но любая политика требует элементов отслеживания, вот тут-то и возникает необходимость в объективных критериях и методиках оценки факторов ESG. То, что раньше казалось некоторым «научным» исследованием, сейчас является эффективным мезанизмом ранжирования компаний.
Например, регуляторы по финансовым рынкам в Европе и Великобритании три года назад ввели критерий для всех финансовых институтов, требующий раскрытия информации по их портфелям в зависимости от размеров выброса углеродного газа. В свою очередь финансовые институты просят о прозрачности эмитентов. Чтобы компании предоставили кредит в банке, нужно раскрыть всю информацию о том, сколько она выбрасывает вредных веществ. В результате компании, у которых выбросы меньше и рейтинг ESG выше, получают доступ к более выгодному финансированию. Общество требует, чтобы финансирующая сторона держала корпорацию за руку и была убеждена в том, что все бизнес-процессы направлены на устойчивое развитие.
Такого рода перемены происходят глобально, ESG – это элемент комплексной системы устойчивого развития, а устойчивое развитие – не просто тренд, но формирование новой системы ценностей в социуме. Сейчас никто не в праве остаться безучастным к мировым проблемам.
Если мы все сделаем небольшое усилие – перестанем покупать воду в пластиковых бутылках, пересмотрим отношение к бездумному шопингу (fast shopping) или начнем сортировать мусор – это позволит сделать неоценимый вклад в скорейшее развитие ESG-направления и бизнес-моделей в целом.
Как хобби помогает успехам в карьере
Я обожаю машины, больше 15 лет участвую в гонках, кажется, будто уже в прошлой жизни у меня была профессиональная гоночная лицензия. Я с детства фанат «Формулы-1», когда я закончила обучение в Уорвике и вышла на стабильный уровень дохода, то смогла посвятить себя скоростям. После покупки BMW я прошла несколько курсов по автогонкам в России и в Германии, ездила в Академию Порше, получила профессиональную лицензию и с коллективом энтузиастов создала команду гонщиков. Когда я переехала жить в Англию в 2014 году, пришлось оставить картинг – здесь очень трудно получить гоночную лицензию, пока я не могу найти на это время.
Когда я подхожу к своей машине, каждый раз улыбаюсь и немного грущу от скорого расставания с ней, поскольку готовлюсь пересесть на электрокар – с большим вниманием слежу за новым чемпионатом Formula E и Extreme E (международные серии гонок, где используются электрические автомобили – прим.) и искренне болею за экологичный автоспорт. Сама «Формула 1» не стоит на месте и недавно объявила об инициативах в направлении углеродной нейтральности спорта. Я очень заинтересована в таком проекте, любопытно, каким будет устойчивое топливо будущего. Со следующего года минимум 10% топлива в Формуле 1 должно быть био-топливом!
Я считаю, что очень полезно получать удовольствие от жизни, переживать нормальный человеческий восторг. Это оказывает огромное влияние на все сферы деятельности, и в частности – на успехи в профессии.
Я по жизни принципиально активный человек, сама генерирую идею, а потом собираю вокруг единомышленников
Увлечения, и особенно те, которыми ты заражаешь окружающих, помогают расширить кругозор. Я часто встречала интересных людей именно на гонках, и это расширяло мои перспективы. Я верю в то, что разнообразие мнений влечет за собой лучший результат. Поэтому до сих пор прежде, чем принять серьезное решение, я обсуждаю его с окружающими. Мое глубокое убеждение в том, что в бизнесе разнообразие – также очень важный элемент. Если у вас есть какое-то хобби, где вы можете встретить людей с разными, интересными точками зрения, пользуйтесь – это даст вам дополнительные ракурсы для перестройки мышления.